Работа № 7. Устойчивость внимания по Бурдону
Задача исследования: изучение устойчивости внимания при длительной однообразной работе, способности произвольно распределять внимание между несколькими однородными объектами, темпа психических процессов, упражняемости в процессе выполнения работы и преобладающей в процессе выполнения работы установки (на скорость или на точность).
Оборудование: бланки корректурной пробы, секундомер.
Порядок исследования: испытуемый должен в течение 5 минут с возможно большей скоростью и точностью вычеркивать в бланке указанные экспериментатором буквы (две или три).
Инструкция испытуемому: «Ваша задача заключается в том, чтобы вычеркивать определенные буквы, просматривая бланк корректурной пробы построчно, слева направо так, как будто читаете. Работайте очень внимательно, но в то же время как можно быстрее. Если лист закончится, то, не задерживаясь, продолжайте работу на следующем листе и т.д. Работать начнете после моего сигнала. Во время работы, каждые 30 секунд будет даваться команда «Черта!», услышав которую Вы на том месте, где Вас застанет этот сигнал, должны поставить вертикальную черту и сразу же продолжить работу дальше, пока не прозвучит команда «Стоп!». Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть вопросы, задайте их сейчас. Будете зачеркивать буквы «…» и «…». Приготовьтесь! Начали!».
Ход работы: запускается секундомер, каждые 30 секунд подается сигнал: «Черта!».
Обработка и анализ результатов: в процессе наблюдения следует отметить:
– сразу и прочно ли запомнил испытуемый буквы, которые надо зачеркивать;
– проявляется ли нетерпение и в чем это выражается;
– обнаруживаются ли признаки утомления (на какой минуте?) и в чем они выражаются;
– полностью ли испытуемый сосредоточен на работе или трудился вяло;
– работает с уверенностью или сомневается, возвращается к сделанному, много раз проверяет.
После окончания работы, в процессе опроса испытуемого, необходимо выяснить:
– было ли трудно выполнять задание и в чем заключались затруднения;
– устал ли исследуемый и в чем это проявлялось;
– мог бы дальше продолжать ту же работу.
Важно также установить, способен ли испытуемый правильно судить о результатах своей работы и о количестве сделанных сшибок.
При определении количественных показателей учитывается, сколько букв просмотрено за каждые 30 секунд и число ошибок за это же время (число пропущенных букв из заданных и число зачеркнутых из незаданных). Результаты заносятся в таблицу:
№ п/п | Время | Количество просмотренных букв | Количество допущенных ошибок | ||
Количество пропущенных букв | Количество неправильно зачеркнутых | Общее количество ошибок | |||
30 секунд) | |||||
60 секунд | |||||
90 секунд | |||||
…. | |||||
300 секунд |
По результатам исследования строится 4 графика, в каждом из которых, по оси абсцисс откладывается время в 30-ти секундных интервалах, а по оси ординат соответственно: количество просмотренных букв; общее число ошибок; число пропущенных букв из заданных и число неправильно зачеркнутых букв.
Далее высчитываются показатели:
– производительность в начале выполнения задания (среднее арифметическое количества просмотренных букв за 1-й и 2-й тридцатисекундный интервалы);
– производительность в середине выполнения задания (среднее арифметическое за 5-й и 6-й тридцатисекундный интервалы);
– производительность в конце выполнения задания (среднее арифметическое за 9-й и 10-й тридцатисекундный интервалы);
– производительность за всю работу (общее количество просмотренных букв);
– количество ошибок на указанных этапах (начало, середина и конец) и общее количество ошибок;
– отношение производительности в конце работы к производительности в ее начале (в %).
По количеству материала, просмотренного за 30 секунд (по производительности), можно составить предварительное суждение о темпе психических процессов испытуемого.
Сопоставление производительности с количеством ошибок позволяет сделать заключение о преобладании у испытуемого установки на скорость или на точность в работе.
По количеству ошибок можно судить о степени концентрации внимания испытуемого и динамике его работоспособности.
Качество ошибок, в частности, сколько раз пропущена каждая из заданных букв в отдельности на разных этапах выполнения задания, дает представление о распределении внимания испытуемого.