По обучению инвалидов по зрению ориентировке

Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению: Третья ступень пятиступенчатой модели. Ориентировка в пространстве: Методическое пособие/Под ред. С.Н.Ваньшина и В.З. Денискиной. - М., 2005. - 78 с.

Пособие подготовлено коллективом Института профес­сиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссий­ского общества слепых «Реакомп»

Составители: Быков А.А., Гильд С.А., Денискина В.З., Келлер Е.Б., Рыбакова И.М., Сергеева О.В., Хизский А.В., Шкляев А.В.

Редакторы:

канд. пед. наук С.Н. Ваньшин, канд. пед. наук В.З. Денискина

Пособие адресовано реабилитологам, обучающим людей с глубокой патологией зрения (тотально слепых и слепых с оста­точным зрением) ориентировке в пространстве.

Оно поможет в организации специальных занятий по обу­чению ориентировке в пространстве незрячих людей трудоспо­собного возраста. Работа содержит материал по планированию обучения незрячих ориентировке в пространстве и мобильности, методические рекомендации к проведению соответствующих за­нятий. Особое внимание в пособии уделяется формированию у инвалидов по зрению образа пространства, основанном на его наполнении доступными при дефектном зрении деталями, выде­лению главных ориентиров и отличительных признаков конкрет­ного маршрута.

Методическое пособие разработано при финансовой под­держке Департамента социальной защиты населения города Москвы в рамках КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ: «СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2005 ГОДЫ».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................... 3

1. Содержание реабилитационных занятий по обучению инвалидов по зрению ориентировке

в пространстве и мобильности.......................................... 10

1.1. Основные подходы к построению программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности инвалидов по зрению....................................................... 10

1.2. Базовый вариант программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности инвалидов по зрению

в условиях мегаполиса..................................................... 13

2. Методические рекомендации к занятиям по ориентировке в пространстве и мобильности...................... 16

2.1. Системы ориентировки и мобильности инвалидов

по зрению....................................................................... 16

2.2. Использование сохранных анализаторов при ориентировке в пространстве........................................... 19

2.3. Оценка уровня реабилитанта по пространственной ориентировке................................................................... 23

2.4. Общие рекомендации к проведению занятий

по ориентированию и мобильности.................................... 25

2.5. Формирование у незрячих образа пространства.......... 37

2.6. Психологическая подготовка реабилитанта

к освоению приемов ориентировки в пространстве.............. 40

2.7. Обучение реабилитантов с форменным (предметным) остаточным зрением использованию оптических

средств при ориентировке в пространстве.......................... 45

1 Заключение..........................................................-......... 51

Приложения.................................................................. 53

Приложение 1. Модификация базовой программы (первый вариант) для обучения пространственной ориентировке и мобильности в городе Москве незрячих, не имеющих форменного (предметного) остаточного зрения................. 53

Приложение 2. Модификация базовой программы (второй вариант) для обучения пространственной ориентировке и мобильности в городе Москве незрячих с форменным (предметным) остаточным зрением................................... 56

Приложение 3. Ориентировочная трость............................ 58

Приложение 4. Психологическая подготовка к самостоятельной ориентировке в пространстве................... 60

Приложение 5, Алгоритм изучения улиц............................. 64

Приложение 6. Алгоритм изучения площадей..................... 65

Приложение 7. Алгоритм изучения подъездных дорог.......... 66

Приложение 8, Адаптированные для незрячих правила перехода через дорогу.-.--......•.......................................... 67

Приложение 9. Адаптированные для слепых с остаточным зрением правила перехода через дорогу............................ 69

Приложение 10. Адаптированные для инвалидов по зрению правила посадки в транспортные средства......................... 70

Приложение 11. Обследование окружающей среды на предмет ее доступности инвалиду по зрению..................... 71

Приложение 12. Перечень рельефно-графических пособий для занятий по ориентировке в пространстве...................... 76

Список использованной и рекомендуемой литературы......... 77

СОДЕРЖАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ ОРИЕНТИРОВКЕ

Наши рекомендации