По обучению инвалидов по зрению ориентировке
Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению: Третья ступень пятиступенчатой модели. Ориентировка в пространстве: Методическое пособие/Под ред. С.Н.Ваньшина и В.З. Денискиной. - М., 2005. - 78 с.
Пособие подготовлено коллективом Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп»
Составители: Быков А.А., Гильд С.А., Денискина В.З., Келлер Е.Б., Рыбакова И.М., Сергеева О.В., Хизский А.В., Шкляев А.В.
Редакторы:
канд. пед. наук С.Н. Ваньшин, канд. пед. наук В.З. Денискина
Пособие адресовано реабилитологам, обучающим людей с глубокой патологией зрения (тотально слепых и слепых с остаточным зрением) ориентировке в пространстве.
Оно поможет в организации специальных занятий по обучению ориентировке в пространстве незрячих людей трудоспособного возраста. Работа содержит материал по планированию обучения незрячих ориентировке в пространстве и мобильности, методические рекомендации к проведению соответствующих занятий. Особое внимание в пособии уделяется формированию у инвалидов по зрению образа пространства, основанном на его наполнении доступными при дефектном зрении деталями, выделению главных ориентиров и отличительных признаков конкретного маршрута.
Методическое пособие разработано при финансовой поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы в рамках КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ: «СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2005 ГОДЫ».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................... 3
1. Содержание реабилитационных занятий по обучению инвалидов по зрению ориентировке
в пространстве и мобильности.......................................... 10
1.1. Основные подходы к построению программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности инвалидов по зрению....................................................... 10
1.2. Базовый вариант программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности инвалидов по зрению
в условиях мегаполиса..................................................... 13
2. Методические рекомендации к занятиям по ориентировке в пространстве и мобильности...................... 16
2.1. Системы ориентировки и мобильности инвалидов
по зрению....................................................................... 16
2.2. Использование сохранных анализаторов при ориентировке в пространстве........................................... 19
2.3. Оценка уровня реабилитанта по пространственной ориентировке................................................................... 23
2.4. Общие рекомендации к проведению занятий
по ориентированию и мобильности.................................... 25
2.5. Формирование у незрячих образа пространства.......... 37
2.6. Психологическая подготовка реабилитанта
к освоению приемов ориентировки в пространстве.............. 40
2.7. Обучение реабилитантов с форменным (предметным) остаточным зрением использованию оптических
средств при ориентировке в пространстве.......................... 45
1 Заключение..........................................................-......... 51
Приложения.................................................................. 53
Приложение 1. Модификация базовой программы (первый вариант) для обучения пространственной ориентировке и мобильности в городе Москве незрячих, не имеющих форменного (предметного) остаточного зрения................. 53
Приложение 2. Модификация базовой программы (второй вариант) для обучения пространственной ориентировке и мобильности в городе Москве незрячих с форменным (предметным) остаточным зрением................................... 56
Приложение 3. Ориентировочная трость............................ 58
Приложение 4. Психологическая подготовка к самостоятельной ориентировке в пространстве................... 60
Приложение 5, Алгоритм изучения улиц............................. 64
Приложение 6. Алгоритм изучения площадей..................... 65
Приложение 7. Алгоритм изучения подъездных дорог.......... 66
Приложение 8, Адаптированные для незрячих правила перехода через дорогу.-.--......•.......................................... 67
Приложение 9. Адаптированные для слепых с остаточным зрением правила перехода через дорогу............................ 69
Приложение 10. Адаптированные для инвалидов по зрению правила посадки в транспортные средства......................... 70
Приложение 11. Обследование окружающей среды на предмет ее доступности инвалиду по зрению..................... 71
Приложение 12. Перечень рельефно-графических пособий для занятий по ориентировке в пространстве...................... 76
Список использованной и рекомендуемой литературы......... 77
СОДЕРЖАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ ОРИЕНТИРОВКЕ