Современные методы и методики, применяемые в психологической диагностике
Тема 2.1 Классификация современных методик психодиагностики
Разнообразие классификаций методов диагностики. Основания-критерии классификаций: способ проникновения в изучаемое явление; область знания, где преимущественно применяется данный метод; используемые материалы и др. Классификации С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. Современная классификация методов диагностики по степени формализации К.М. Гуревича. Общее и специфическое в подходах к классификации методов диагностики.
Тема 2.2. Характеристика основных методов психологической диагностики
Наблюдение: включённое / невключённое, открытое / скрытое, непосредственное / опосредованное и др. Беседа и интервью. Изучение продуктов детской деятельности. Понятие о «тестах учителя». Анкеты и опросники. Тесты, их классификации. Проективный метод, его основные группы. Психофизиологический метод. Эксперимент: научно-исследовательский и диагностический, лабораторный и естественный, психолого-педагогический. Теоретические методы: сравнение, контент-анализ, моделирование. Положительные и отрицательные стороны каждого метода. Их применение в психолого-педагогической практике.
Тема 2.3. Использование компьютеров в психологической диагностике
История использования компьютеров в психолого-педагогической практике. Направления использования компьютеров в психолого-педагогической практике. Понятие о компьютерных и компьютеризированных методиках. Особенности использования компьютеров в диагностической и развивающей работе с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в развитии. Положительные и отрицательные стороны использования компьютеров в психолого-педагогической практике. Перспективы использования компьютеров в психологической диагностике.
Тема 2.4. Направления психодиагностических методик: диагностика познавательной деятельности, сфер личности, общения и различных видов деятельности
2.4.1. Диагностика познавательной деятельности.
Диагностика восприятия. Восприятие цвета, формы, размера, времени, пространственных отношений: доски Э. Сегена, «почтовый ящик», восприятие перевёрнутых, «зашумлённых», наложенных, двойных изображений, дорисовывание предметов до целого (методика Т.Н. Головиной), разрезные картинки и др.
Диагностика внимания. Изучение объёма, распределения, концентрации, переключения, устойчивости; непроизвольного, произвольного, послепроизвольного внимания: различные варианты корректурных проб, таблицы Шульте, сравнение двух и более картинок, нахождение недостающих деталей предметов на картинке и др.
Диагностика памяти. Изучение объёмов кратковременной, долговременной памяти; особенностей зрительной, слуховой, эйдетической видов памяти: методика Ф.Е. Рыбакова, методики А.Р. Лурии «Заучивание 10-ти слов», «Пиктограмма», методика для опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева и др.
Диагностика мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического (абстрактного); мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, абстрагирования: классификация предметов или картинок, тест Д. Векслера, простые и сложные аналогии, составление рассказа по картинкам, восстановление последовательности событий, отгадывание загадок, объяснение смысла пословиц и поговорок, методика «четвёртый лишний» и др. Воображение в детском возрасте. Тесты креативности.
2.4.2. Диагностика личностной сферы.
Исследование уровня притязаний личности, особенностей самооценивания (методики «Лесенка», Т. Дембо - С. Рубинштейн и др.), экставерсии / интраверсии, особенностей темперамента, тревожности, агрессии, страхов, акцентуаций характера, настроения. Личностные опросники (Г. Айзенка, Ч. Спилбергера, А. Личко и др.), проективные методики (пятна Г. Роршаха, ТАТ, рисунок несуществующего животного и др.) и др. Диагностика эмоций, чувства юмора (нелепые изображения, юмористические фразы), нравственных позиций; изучение воли (корректурные пробы, лабиринты).
2.4.3. Диагностика сферы общения и взаимоотношения.
Диагностика отношений в семье (рисунок «Моя семья», методика изучения родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина и др.), в коллективе (социометрия, аутосоциометрия, референтометрия, проективные методики, личностные опросники), стиля общения, воспитания и др.
2.4.4. Диагностика различных видов деятельности.
Развитие игровой деятельности. Диагностика игровой деятельности. Диагностика учебной деятельности. Изучение трудовой деятельности. Профессиональная диагностика (стиль руководства, особенности преподавательской деятельности и др.).
Тема 2.5. Применение методов психодиагностики в различные возрастные периоды
Подходы к возрастной периодизации развития человека в зарубежной и отечественной науке. Значение периодизаций возраста для психологической диагностики. Проблемы ранней диагностики. Возможности выявления отклонений в развитии в данный период. Диагностика особенностей развития в периоды новорожденности, младенчества, раннего детского возраста. Вклад в развитие ранней диагностики Д. Лешли, Н. Бейли, Э.Л. Фрухт, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Л.Г. Голубевой, Е.А. Стребелевой и др. Понятие об эпикризных сроках детского развития. Определение опережающего, нормального, задержанного по темпу, патологического развития детей. Диагностика особенностей развития дошкольников. Обзор основных методов и методик диагностики, необходимость их адаптации для детей данного возрастного периода. Диагностика когнитивной сферы, особенностей личностного развития, общения и игровой деятельности. Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе. Возможности выявления отклонений в развитии в данный период. Специфика психологической диагностики в младшем школьном возрасте: изучение уровня развития учебной деятельности, личности, межличностных отношений, познавательных процессов. Особенности диагностики развития в подростковый период. Обзор наиболее часто используемых методов и методик психологической диагностики. Возможности применения личностных опросников, описательных и самоописательных методик. Выявление акцентуаций характера. Диагностика особенностей развития в юношеском возрасте. Диагностика личности, специальных способностей, профессиональной ориентации. Диагностика взрослых.
Тема 2.6. Универсальные психодиагностические методики
Понятие об универсальности психодиагностических методик. Универсальность по цели исследования (диагностика личности, интеллекта), возрасту испытуемых, различным отклонениям в развитии. Обзор универсальных психодиагностических методов и методик. Проективные методики: «Рисунок несуществующего животного», «Моя семья», незаконченные предложения, цветоассоциации и др. Тесты интеллекта: Д. Векслера, Р. Амтхауэра, прогрессивные матрицы Д. Равенна и др. Методики: «Четвёртый лишний», «Заучивание 10-ти слов», различные классификации предметов и картинок, корректурные пробы и др. Тест школьной зрелости А. Керна – Йирасека.
Тема 2.7. Методы математической статистики в психологической диагностике
Цель и задачи применения методов математической статистики в психологии. Основные понятия, используемые в математической обработке психологических данных: меры центральной тенденции, измерительные шкалы, дисперсия, корреляция, вероятность, значимость, достоверность. Параметрические и непараметрические критерии математической статистики. Обзор наиболее часто использующихся критериев математической статистики в психологической диагностике: Стьюдента, Спирмена, Фишера, Манна-Уитни, Вилкоксона и др.
Раздел третий