Префиксально‑суффиксальные глаголы
Лишь одна из словообразовательных моделей префиксально‑суффиксального типа, отмечаемых авторами «Русской грамматики», обнаруживает активность в детской речевой деятельности. Мы имеем в виду модель, использующую формантПОД– + ‑ЫВА‑/‑ИВА‑. Закрепленное за ней значение 'слабо, с небольшой интенсивностью совершать действие': Все время приходитсяподплакивать; Мартин как‑то немножечкоподнывал… Не ныл, а так… Используется модель с формантом ПОД– + ‑ЫВА‑/‑ИВА– и в другом значении – значении сопроводительного действия: Мартин тебеподпискивает (человек играет на гитаре, а собака издает какие‑то звуки).
Значительная часть зафиксированных в детской речи окказиональных дериватов префиксально‑суффиксального типа не имеет прямых аналогов в нормативном языке и не может быть рассмотрена как результат использования какой‑нибудь определенной словообразовательной модели. Их можно квалифицировать как двухступенчатые образования (сначала префиксация, затем суффиксация) или образования по окказиональным моделям: Ты что хромаешь? – Я не хромаю, а так… дохрамываю (хромать → дохромать → дохрамывать); Пора костеррастушивать (тушить → растушить → растушивать); У тебя из‑под пальто платьевытарчивает (торчать → выторчать → вытарчивать). Характерно, что во всех этих случаях двухступенчатого словообразования второй формальной операцией оказывается имперфективация, осуществляемая суффиксальным способом. Чрезвычайная «грамматичность» данной операции позволяет ей участвовать в качестве составного звена в чресступенчатой деривации.
Префиксально‑суффиксально‑постфиксальные глаголы
В детском окказиональном образовании активно используется лишь одна модель данного типа, которая отличается продуктивностью и за пределами детской речи. Это модель с формантомПЕРЕ– + ‑ИВА‑/‑ЫВА– + ‑СЯ, по которой образуются дериваты со значением 'обмениваться тем действием, которое названо производящим глаголом' (ср. в нормативном языке глаголы «перешучиваться», «перешептываться», «перезваниваться»). В качестве производящих выступают глаголы речи и звучания. То же и в детских новообразованиях: Мы на даче с собакамиперелаивались; Мы с Маринойпереикивались. Она – ик, и я – ик. Другие префиксально‑суффиксально‑постфиксальные глаголы являются образованиями по окказиональным моделям, представляющим собой комбинации узуальных моделей, например: кидать → прокидываться: Я бросаю мячик, да всепрокидываюсь (попадаю мимо).
Приведем еще примеры префиксально‑суффиксально‑постфиксального образования глаголов, достаточно часто встречающегося в речи детей: Явыкашливаюсь, выкашливаюсь, никак не получается; У них у всех глазанамусорились: я песок в них бросал;У меня деньги всеискупились – нету больше.
Постфиксальные глаголы
Классификация постфиксальных глаголов, восходящая к Ф. Ф. Фортунатову, разрабатывалась потом А. А. Шахматовым, В. В. Виноградовым, Н. А. Янко‑Триницкой и другими исследователями. При всех индивидуальных различиях в подходе и терминологии в основных чертах наблюдается совпадение типологии этих глаголов. Семантические классы постфиксальных глаголов (собственно‑возвратные, взаимно‑возвратные и т. д.) одновременно представляют собой и словообразовательные разряды и могут быть поэтому рассмотрены с позиций дериватологии. Объединяет все словообразовательные разряды общность форманта – постфикса ‑СЯ, главной функцией которого, как писал В. В. Виноградов, является «устранение переходности глагола или усиление его непереходности» [Виноградов 1972: 495]. Эта чрезвычайно общая «интранзитивирующая» функция ‑СЯ по‑разному преломляется в разных словообразовательных разрядах. Словообразовательные разряды неодинаковы по количеству образующих их глаголов: есть разряды, насчитывающие около 2000 глаголов, как, например, декаузативные (общевозвратные); имеются такие, которые включают всего несколько глаголов, как, например, косвенно‑возвратные. Различаются они и степенью системной и эмпирической продуктивности, а также степенью идиоматичности значений слов, составляющих разряд.
Рассмотрим основные группировки постфиксальных глаголов применительно к фактам детского окказионального словообразования.
Декаузативные глаголы
(по А. А. Шахматову – общевозвратные): Я сломал карандаш → Карандаш сломался. Деривационное значение может быть сформулировано следующим образом: 'претерпеть/претерпевать изменение в состоянии, обычно вызываемое действием, названным производящим глаголом'. Каузативный и декаузативный глаголы составляют каузативную оппозицию[153]: ломать → ломаться, катить → катиться, огорчить → огорчиться. Постфиксация – наиболее регулярный и отвечающий системе способ образования каузативных оппозиций. Однако наряду с ним в нормативном языке существуют и другие: супплетивная оппозиция (жечь → гореть; кормить → есть) и так называемая коррелятивная оппозиция (поить → пить, смешить → смеяться). Системная продуктивность постфиксальной модели чрезвычайно велика: теоретически от любого каузативного глагола может быть образован декаузативный с помощью ‑СЯ. Однако в нормативном языке эта возможность часто остается нереализованной, так как семантическое место оказывается занятым супплетивным или коррелятивным образованием. В детской речи, как это обычно бывает, языковая потенция реализуется до конца, оппозиция «каузативный глагол – декаузативный глагол» выступает как строго деривационная и сводится к словообразовательной оппозиции «невозвратный переходный глагол – образованный от него возвратный глагол»: Не смеши меня, все равно нерассмешусь (ср. «не рассмеюсь»); Ой, ложкауронилась! (ср. «упала»); Сейчасутоплюсь! (ср. «утону»); Все кричали, и яразбудился (ср. «проснулся»); Пулемет как заавтоматит, и все фашистыубились. Дети без труда осваивают эту модель, потому что слова, построенные по ней, лишены идиоматичности. Очень многие декаузативные глаголы, зафиксированные в лексике разных детей, отличаются высокой частотностью: разбудиться, погаситься, высушиться, урониться и др.