Профессиональная мотивация медсестры является частью мотивационной сферы ее личности
В основе мотивов профессиональной деятельности медсестры лежат потребности и ценностные ориентации.
Существует 3 потребности, влияющие на деятельность индивида:
1.потребностив достижении,
2.потребности в аффuлиации,
3. потребностив доминировании.
Все эти потребности должны присутствовать в мотивационной сфере профессиональной деятельности медсестры.
1. Потребность в достижении - желание работать лучше, более эффективно решать проблемы, справляться со сложными задачами.
Мотивированные на достижение личности:
- способны установить высокие, но доступные личные цели,
- беспокоятся скорее о личных достижениях, чем о вознаграждении,
- заинтересованы в обратной связи, касающейся работы (насколько хорошо я делаю), чем в обратной связи, касающейся самого себя (насколько хорошо вы ко мне относитесь).
Все перечисленные качества необходимы для эффективной сестринской работы, особенно в условиях смены роли медсестры как помощника врача на роль самостоятельного практика, поэтому потребность в достижении один из основных компонентов профессиональной мотивации медсестры.
2. Термин «Потребность в аффuлиации» (присоединении) - потребности быть в обществе других людей, устанавливать дружеские отношения, сотрудничать и т.д.
Потребность в аффилиации - это элемент профессионального общения медсестры, опосредованно влияющий на его эффективность:
· Во-первых, у сестринского персонала должен быть средний уровень удовлетворения этой потребности. Желательно, чтобы потребность удовлетворялась в основном вне рабочего места. Иначе человек будет ходить на работу только для демонстрации привязанности и любви и получения одобрения. При низкой выраженности этой потребности окружающие могут его раздражать.
· Во-вторых, потребность в аффилиации является необходимым условием развития терпимости, человечности, способности к эмпатии, к помощикак важнейших черт профессиональной деятельности.
Из этого следует, что потребность в аффилиации - это один из основных компонентов профессиональной мотивации сестринского персонала.
3. Потребность в доминировании. Доминирование в переводе с латинского значит управление. В самом широком смысле доминирование означает, что один объект контролирует другой. В нашем случае этим объектом может быть и сестринский персонал, и пациент.
А потребность в доминировании это потребность управлять окружающей средой путем влияния, убеждений, указаний.
Всё это присутствует в деятельности сестринского персонала, так как медсестра должна уметь:
- убеждать пациента, настаивать,
- контролировать соблюдение режима,
но в то же время организовывать совместную деятельность таким образом, чтобы пациент сам выбирал предпочтительный вариант.
Всё это должно проходить в рамках партнерского диалога, в рамках модели субъект-субъектных отношений.
Особенно это важно для человека, у которого потребность в доминировании не удовлетворяетсяни вне профессиональной деятельности, ни на рабочем месте во взаимоотношениях с коллегами.
Тогда взаимоотношения с пациентом будут рассматриваться как поле для демонстрации власти ради самой власти, а сам пациент - как подопытный кролик.
Так же очень важным качеством профессионала является потребность в познании.
Потребность в познании - потребность исследовать, изучать, подвергать сомнению, стремиться к знаниям, удовлетворять интеллектуальное любопытство.
Очень важно, чтобы человек получал удовольствия от познавательной деятельности.
Приобретение нового опыта входит во все потребности человека.
А от знаний сестринского персонала напрямую зависят жизнь человека и, что не менее важно, удовлетворение от работы: