Роль имиджа, вызывающего доверие партнеров в деловом взаимодействии, тем значимее, чем демократичнее общество

Если партнер по деловому общению вызывает доверие, то его имидж выполняет также дополнительные функции:

создает предпосылку для эффективной совместной деятельности.

Есть доверие – значит есть шанс для развития отношений, есть возможность откровенно излагать свои проблемы и надежда на достижение целей;

облегчает коммуникации. Есть доверие – значит исчезает лишняя настороженность, общение идет в соответствии с предпочитаемыми нормами и в желательной манере.

Одним словом, деловой имидж – весьма ценное изобретение цивилизации.История бизнеса, биографические сведения видных государственных деятелей, журналистов, звезд малого и большого экрана многократно подтверждали значение имиджа в судьбе личности.

Ограничимся лишь одним примером. Когда Дж. Кеннеди и Р. Никсон вступили в борьбу за президентское кресло, Никсон проиграл. Причина, как полагают специалисты, была прежде всего связана с психологией восприятия – ему не удалось вызвать доверие у большинства избирателей. Никсон использовал сложные речевые конструкции" витиеватой была его логика. Но так не говорит и не мыслит "средний американец". Не вписался Никсон в представления о стопроцентном деловом человеке. Плохую услугу ему оказало телевидение: оно крупным планом показывало "неамериканский тип лица" — Никсон скуп на улыбки, у него утиный нос, массивные губы, слегка отвислые щеки. Претенденту на должность президента мгновенно придумали эпитет – каменный идол с острова Пасхи. Одна газета подвела итог. Она поместила фотографию Никсона с надписью: "Вы купили бы подержанный автомобиль у этого человека?" Здесь же был дан ответ -"Нет". Это означало, что Никсон не вызвал доверия. В дальнейшем он серьезно учел свои недостатки и в конце концов стал очередным президентом Америки.

Вызвать доверие у партнеров непросто. Имидж – явление сложное, в нем разные компоненты:

1) аудиовизуальная культура личности, сколь грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа. При этом, напомним, внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей;

2) стиль поведения. Имеются в виду разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический. Вы видите, как расширяется сфера ответственности личности, проявляющей заботу о своем имидже;

3) внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемом деле, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы. Естественно, внутренняя философия накладывает отпечаток на внешность, манеру поведения и отношение к партнерам.

Некоторые политики и деловые люди поверхностно усвоили идею имиджа. Они думают так: достаточно надеть на себя импортный костюм,

галстук-бабочку, аккуратно подстричься, приветливо улыбаться, и дело сделано – партнер тебя полюбит и будет уважать. Это ошибочное и весьма упрощенное представление о психологии доверия. Куда более сложно изменить свое жизненное кредо, стать порядочным и гуманным. Вот почему так часто приходит разочарование: смотришь внимательно на иного деятеля, побывавшего на сеансе у имиджмейкера, и понимаешь – хитрый, корыстный, жуликоватый человек в модном пиджаке и с уложенной прической;

4) атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности -мебель в офисе, машина, домашние животные и т. п,

5) психогигиенический "Я-образ".

Мы вплотную подошли к компоненту имиджа, более всего связанному с психической энергией. Этот компонент составляют различные свойства личности, в которых отражается психическая норма или, напротив, неполноценность. В данном повествовании нас интересует только то, что непосредственно относится к эмоциям.

Воспринимая человека, мы обязательно обращаем внимание на особенности его эмоционального поведения. В меру своей наблюдательности, непременно делаем вывод о психической "чистоте" эмоционального поведения: сколь человек уравновешен, как переносит дискомфорт, приятные и неприятные воздействия. Осознанно или бессознательно мы отмечаем адекватность его эмоциональных реакций, фиксируем коммуникабельность или некоммуникабельность эмоций.

Вы оцениваете стереотип эмоционального поведения партнера, а он, естественно, оценивает Ваш. Такое взаимное внимание вполне оправдано.

Наши рекомендации