Мышечная радость – движение
Известно, что мышечное напряжение является компонентом страха и других отрицательных эмоций. Так отрицательные эмоциональные состояния всегда сопровождаются активацией скелетной мускулатуры, а расслабление наблюдается при положительных эмоциях, состоянии покоя, уравновешенности.
Цель данных упражнений - освободить тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении.
Упражнение «Дирижер»
(Название: «Облака». Слова: С. Козлов. Музыка: В. Шаинский
(в современной обработке));
(Название: «От улыбки станет всем светлей». Слова: Г. Гладков,
Музыка: В. Шаинский)
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т.д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Упражнение «Куклы»
(Название: Танцы кукол. Музыка: Д. Шостакович)
При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч, ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпочным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно. В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по несколько раз подряд.
Упражнение «Цветочек»
(Название: Бал цветов. Слова: А. Емельянов, музыка Е. Королева)
Потянутся вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус (“цветок встречает солнышко”). Затем последовательно уронить кисти (“спряталось солнышко, головка цветочка поникла”), согнуть руки в локтях (“стебелек сломался”), и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени (“завял цветочек”).
Упражнение «Волшебный сад»
Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий (взрослый или кто-либо из детей по собственному желанию) "оживляет" цветы "волшебной палочкой". Цветы "распускаются", качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и "волшебником" - ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В завершении пьесы "цветы" должны снова закрыться в бутоны.
Упражнение «Огонь–лед»
(Название: Музыка. Faudel - Mundial Corrida)
Упражнение основано на попеременном напряжении и расслаблении всего тела. Ведущий попеременно (примерно через минуту) даёт команды «огонь», «лед». По команде «огонь» начните интенсивно двигаться всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выберите по вашему желанию. По команде «лед» застыньте в позе, в которой застигла вас команда, напрягите до предела все тело. Команды чередуются через произвольное время.
Упражнение «Путешествие в изумрудный город»
(Название: «Песенка Элли и ее друзей».
Слова: И. Токманов. Музыка: И. Ефремов)
Для упражнений необходимы туфельки с бубенцами (поролоновые, на резинках). При малейшем движении бубенцы звенят.
Детей просят пройти так, чтобы бубенцы не звенели; потом так, чтобы бубенцы звенели отчетливо (шаг), отрывисто (прыжки), сплошным звоном (бег) и т.д. упражнение может выполняться под музыку, которая задает ритм, под бой барабанов или других ударных инструментов, а может и без музыкального сопровождения, для того чтобы дети лучше слышали себя, соответствие своих движений звуку бубенцов – получается ли у них красивая ритмичная музыка?
Упражнение «Чудесные бубенцы»
(Название: Весенняя песня. Музыка: Ф.Мендельсон)
На голове у детей шапочки или ободки с бубенчиками, которые звенят при малейшем движении. Это позволяет в игровой форме осуществлять контроль над собственным телом.
Задание 1. Пройти так, чтобы не зазвенеть: обычным шагом, на пятках, задним ходом, боком, на корточках.
Задание 2. Станцуй так, чтобы не зазвенеть.
Задание 3. Двигаться как любое понравившееся животное, но так, чтобы не звенеть.
Эмоциональная регуляция
На сегодняшний день традиционным является использование танца как средства выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т. д. Групповое и индивидуальное выражение чувств происходит посредством ритмических телодвижений.
В наше время танец дает возможность выразить весь спектр человеческих, чувств, мыслей и отношений. Когда танец исполняется на сцене, чувства выражаются посредством определенной последовательности специально разработанных движений. Однако, когда танец используется в терапевтических целях, чувства свободно трансформируются в импровизированные движения, а принадлежность танца к определенному стилю, которая делает его театральным представлением, уже не столь важна . Важно т только содержание того, что передается посредством движений.
Цель данных упражнений - сформировать и развить в каждом ребенке индивидуальность посредством выразительности танца, снять эмоциональное напряжение, научить выражать определенные эмоции через танцевальные упражнения.
Упражнение «Танцуем эмоции»
(Название: «Песенка Красной Шапочки».
Слова: Ю. Михайлов. Музыка: А. Рыбников)
Попробуйте выразить определенные эмоции в виде танца под музыку. Представьте себе, например, радость…какими будут ваши движения, что вы будете танцевать. Возможно употребление «легенды», т.е. определенного рассказа в начале музыки, располагающего к определенным ощущениям или моделирующего ситуацию переживания той или иной эмоции.
* Проще танцевать с закрытыми глазами.
* Нужно обсудить, понравился ли участникам их танец, хотели ли они что-то сделать по-другому, удалось ли им и т.п., что они пережили, подумали, хватило ли возможностей тела для этого «выражения».
Упражнение «Разрывание бумаги»
(Название: «Чунга-Чанга». Слова: Ю. Энтин. Музыка В. Шаинский)
Дети разрывают бумагу, а затем подбрасывают ее в воздух, обсыпают друг друга, прыгают, танцуют. Соответствующая музыка делает их эмоции более радостными и яркими.
Упражнение «Живые башмачки»
Для упражнений необходимы туфельки с бубенцами (поролоновые, на резинках). При малейшем движении бубенцы звенят.
Детей просят продемонстрировать, как стучат башмачки грустного человека, веселого и т.д.
Упражнение «Свободный танец»
Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т.д.
Упражнение «Падение»
Музыка – активизирующий фон. Дети падают на маты. Необходимо упасть на мат каким-либо определенным образом. Пространство падения строго ограничено, поэтому падение необходимо строго контролировать. Детей просят упасть соответственно звучащей музыке – медленно, с подскоком, весело и т.д.
Упражнение «Крылья»
(Название: Жаворонок. Музыка: М.Глинка)
Детям предлагается представить, что у них выросли крылья. Под музыку дети свободно «летают» по залу, выражая свои эмоции и чувства.
Упражнение «Бабочка»
(Название: Бабочки. Музыка: Ф.Куперен)
Дети должны представить себя красивой бабочкой, порхающей с цветка на цветок. «Летний день, солнце, а вы — бездумно, легко и свободно перелетаете, помахивая крылышками».
Упражнение «Пчела»
(Название: Полет шмеля. Музыка: Н.А. Римский-Корсаков)
Дети представляют себя маленькой жужжащей пчелой, перелетающей с цветка на цветок и терпеливо собирающей цветочную пыльцу. Нужно представить, какая пчела терпеливая и трудолюбивая!
Упражнение «Паровоз»
Паровоз двигается в соответствии с изменением ритма и динамики ударных инструментов, которые сопровождают движения детей. Используются барабан, пластмассовая бутылка, бубен. Дети идут громко – тихо, быстро – медленно. Если дети начинают двигаться не в соответствии со звуковым сопровождением, то «семафор» показывает им красный цвет, если правильно – то зеленый цвет (зеленый и красные картонные круги).
Радость общения
Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создаются условия для стимуляции творческого потенциала личности, также совместно с руководителем группы и другими участниками осуществляется поиск собственного стиля в общении и самовыражении.
Танец, прежде всего, требует прямого общения, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым. Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой.
Танцевальная терапия используется для развития социальных навыков посредством приобретения умения выражать через танец свои эмоции, умения взаимодействовать в группе. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм.
Цель данных упражнений – развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, снятие барьеров в общении между детьми и взрослыми; повышение групповой сплоченности.
Упражнение «Ведущий и ведомые»
Группа выстраивается в ряд. Звучит музыка и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные — ведомыми. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через некоторое время первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым.
Упражнение «Марионетки»
(Название: Кукольный Кэк-уок . Музыка: К.Дебюсси)
Дети образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей "кукле".
В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями, и у каждого есть возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для "куклы", "задать тон". Тактильные взаимодействия в этой игре создают атмосферу особой доверительности и, минуя слова, сообщают участникам игры об их доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию.
Упражнение «Танец-хоровод»
(Название: «Ивушка плакучая». Слова: А. Астахов. Музыка: К. Дерр)
Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка и участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои индивидуальные движения.
Упражнение «Бабочка и ветерок»
(Название: Бабочки. Музыка Ф.Куперен)
Дети встают по парам. Один из играющих - "бабочка", другой - "ветерок". "Ветерок" протягивает "бабочке" руки ладошками вверх. "Бабочка" слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.
Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором "ветерок" управляет руками-"крылышками" "бабочки". В процессе танца партнеры меняются ролями ("бабочка" открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.
Упражнение «Музыка ног»
(Название: «Валенки». Слова: Народные. Музыка: Народная)
Для упражнений необходимы туфельки с бубенцами (поролоновые, на резинках). При малейшем движении бубенцы звенят.
Каждой паре детей предлагается придумать диалог башмачков.
Упражнение «Танец с платками»
(Название: Летняя ночь в Мадриде. Музыка: М. Глинка)
Играющие стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки. С началом звучания каждый начинает играть со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Необходимо дать время играющим поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем участники игры встают в круг. Музыка начинает звучать с самого начала. Каждый по очереди выходит в центр круга и становится ведущим, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют движения ведущего.
Упражнение "Путаница"
(Название: Музыка из балета «Щелкунчик» «Вальс снежинок».
Музыка: П. Чайковский)
Дети встают в круг, держась за руки и, не разнимая рук, начинают различные перемещения, запутывающие начальную фигуру. Потом так же, не разнимая рук, нужно "распутаться".
3.4. Творческое воображение
Область искусств наиболее благодатная сфера для развития воображения. Младший школьный возраст является тем фундаментом, на котором строится жизнь ребенка и развиваются его способности, обуславливающие будущее ребенка как личности и члена общества. Нельзя научить ребенка быть одаренным во всех сферах деятельности. Можно только помочь детям, имеющим способности к самообразованию, раскрыть свое дарование, натолкнуть на интересное решение, помочь реализовать свои способности.
Обучение развивает способность творить. Организация учебного процесса должна основываться на активизации творческого воображения и последующем анализе полученного результата. Необходимо помнить, что условием творчества детей в любых его проявлениях является свобода выбора и отсутствие авторитарного давления со стороны взрослого.
Цель данных упражнений – посредством методов танцетерапии развивать творческое воображение младших школьников.
Упражнение «Герои мультфильмов»
Движение в характере и темпе музыки. Движения в образах любимых героев мультфильмов - лисы, зайца, волка, Чебурашки, крокодила Гены, Буратино, Мальвина, кот Леопольд и мыши, львенок и черепаха.
Упражнение «Времена года»
(Название: Альбом «Времена года» Музыка: А. Вивальди)
Танцевальная импровизация на классическую музыку, заданную руководителем. Изобразить в этюдах тему “времена года”. Зима: падают снежинки, заснеженный лес. Весна: капель, распускаются листья Лето: бабочки, стрекозы, кузнечик. Осень: кружатся осенние листья, дождь.
Упражнение «Тропинка».
В начале игры задается эмоционально-образная ситуация: "Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто идет впереди, - ведущий. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку-помощницу, а те, кто идут за ним, будут копировать его движения. Когда ведущий устанет, он уйдет назад и передаст роль ведущего следующему за ним".
В задачу игры входит: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям-интонациям мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение "по извилистой тропинке", то есть свободное определение в пространстве себя и идущего следом.
Упражнение «Спонтанное движение под музыку»
(«Вальс цветов» П. Чайковский)
Дети танцуют и двигаются под музыку, Для этого хорошо использовать цветные шифоновые шарфы. Дети, двигаясь, импровизируют с тканью. Ассоциации, вызванные музыкой, свободно выражаются в движении.
Упражнение «Цирк»
(Название: Музыка в цирке. Музыка: В.М. Савина)
Передать веселое настроение музыки. Музыка по выбору руководителя. Массовая импровизация. Ученикам предлагается изобразить цирковую лошадку, клоуна, жонглера, дрессированных собачек, канатоходцев.
Упражнение «Водоросли»
(Название: «Песня из мультфильма «В поисках Немо»)
Играющие представляют себя в гостях у Морского царя. Они делают под музыку движения, изображая колышущиеся водоросли. Роль "ведущей водоросли" передается вместе с зеленым газовым шарфиком каждому по очереди - по кругу. Шарфик можно передавать не только по кругу, но и перебрасывать его стоящим в кругу напротив.
В качестве примера использования данных упражнений мы предлагаем тематический план занятий по программе танцедвигательная терапия для младших школьников (I класс) (Приложение 1).
Заключение
В возрасте 7-10 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением.
Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога-психолога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал.
Двигаться, как подсказывает музыка – строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия танцетерапии. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности.
В процессе обучения педагог-психолог своим советом, словом, собственным примером и т.д. помогает найти ребенку нужное движение. Совпадение образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, способствует снятию мышечного напряжения, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность, развиваются коммуникативные навыки.
Список рекомендуемой литературы
1. Андреева, Ю. Танцетерапия /Ю. Андреева. – М.: Диля, 2005. – 256 с.
2. Бебик, М. А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми /М. А. Бебик. // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. - № 1. – С. 6-8.
3. Березкина-Орлова, В. Б. Телесно-ориентированная психотехника актера: методические рекомендации к проведению тренинга /В. Б. Березкина-Орлова, М. А. Баскакова. – М.: Институт общегуманитарных исследовний,1993. – 224 с.
4. Бирюкова, И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души /И. В. Бирюкова. //Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. - №1-2. – С. 3-9.
5. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии /О. А. Ворожцова. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 90 с.
6. Гельниц, Г. Ритмика-музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку / Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф. - М.: Медицина, 1985. — С. 186-208.
7. Оганесян, Н. Ю. Танцевальная терапия: теория, методика, практика /Н. Ю. Оганесян, Э. Гренлюнд – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
8. Пасынкова, Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности / Н. Б. Пасынкова. //Психологический журнал. — 1993. — №4. — С. 142-146.
9. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя /Н. Роджерс. //Вопросы психологии. — 1990. — №1. — С. 164-168.
10. Рудестам, К. Групповая психотерапия /К. Рудестам. — М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
11. Руднева, С. Д. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения /С. Д. Руднева, Н. Б. Пасынкова.// Психологический журнал. — 1982. — № 3. — С. 84-92.
12. Черемнова, Е. Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики /Е. Ю. Черемнова. – М.: Феникс, 2008. – 121 с.
13. Шкурко, Т. А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе /Т. А. Шкурко. // Психологический вестник. - Выпуск 1. - Часть 1. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского Университета, 1996. – С. 327-348.