Тема 18. Система и технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками. Технология социальной работы с молодежью
(практическое занятие – 4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие трудной жизненной ситуации для детей и подростков. Классификация трудных жизненных ситуаций.
2. Система социальной защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
- дети-сироты,
- дети, оставшиеся без попечения родителей,
- дети-инвалиды,
- дети и подростки девиантного поведения и др.
3. Правовая и материально-экономическая база защиты детства:
- международный уровень,
- государственный уровень,
- региональный уровень.
Программа «Дети Беларуси».
4. Государственная молодежная политика в современной Беларуси. Особенности молодежной среды: противоречия, субкультура.
5. Социальные технологии помощи молодежи:
- индивидуальная помощь,
- работа с группами и группировками,
- работа в микросоциальной среде.
Практические задания:
1. Изучите нормативно-правовую базу социальной защиты детства. Покажите основные тенденции ее совершенствования, достоинства и недостатки.
2. Составьте классификацию наиболее острых проблем молодежи.
3. Сформулируйте и опишите конкретный проект, который, по вашему мнению, можно реализовать в социальной работе с молодежью.
Работа в микрогруппах (на занятии 1):
1. Постройте структурно-логическую схему дискуссии по актуальным проблемам социальной работы:
а) с детьми-инвалидами;
б) с подростками девиантного поведения.
2. Составьте базовую модель работы с семьей ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Работа в микрогруппах (на занятии 2)
1. Составьте социальные портреты студентов.
2. Разработайте проект структуры и содержания социальной службы для молодежи (можно использовать конкретный опыт).
Сообщения:
1. Исправительные учреждения для несовершеннолетних.
2. Технологии работы с «уличными» детьми
3. Инновационные формы работы с молодежью.
4. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений для дезадаптированных детей и подростков (на выбор).
Основные понятия темы: дети, дезадаптация, социальная дезадаптация, подростки, ребенок, молодежь; девиантное поведение, безнадзорность, беспризорность, ксенофобия, рецидив, экстремизм; молодежная политика; социальная работа с детьми и подростками, социальная работа с молодежью, мобильная работа с молодежью; педагог социальный, педагог-психолог, педагог организатор.
Литература:
1. Конвенция ООН «О правах ребенка».
2. О правах ребенка : Закон Республики Беларусь.
3. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях : Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 206 г.
4. Об основах государственной молодежной политики : Закон Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г., № 65-З. Изменения и дополнения 10.01 2011 № 242-З
5. Григорьев, С.И., Гуслякова, Л.Г., Гусова, С.А. Социальная работа с молодежью : учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова,С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2008. – 204 с.
6. Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций / Н.Ф. Дивицина. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – С. 129 -223.
7. Молодежный центр: основные направления социальной работы. /Под ред. Швайко В.Ф. – Минск., 1999.
8. Основы социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др. ; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М : Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с. – Глава 6.
9. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2006. – Главы 17, 22.
10. Подход ООН к правосудию в отношении детей // Социальная работа. – 2009. – № 3. – С. 5 – 8.
11. Социальная работа: теория и организация : пособие для студентов вузов / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – Р. 3.3.
12. Социальная работа с молодежью : Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 328 с.
13. Социальная работа : теория и практика : Учеб. пособие / Отв. ред д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
14. Фирсов, М. В. Технология социальной работы : Учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. – Изд. 2-е. – М. : Академический Проект; Трикста, 2009. – Темы 13, 14.
15. Холостова, Е.И. Социальная работа : Учебное пособие / Е.И. Холостова. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 668 с. – Разд. IV. Глава 2.
16. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие / Е.И. Холостова. 3-е изд., перераб. и доп. : М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 272 с.
17. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2008. – С. 530-593.
18. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академ. проект, 2005.