Раздел 1. Предмет, методы и задачи исследования психологии мышления
ТЕМА I. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЫШЛЕНИИ.
Роль мышления в жизни и деятельности человека, в развитии культуры и цивилизации. Феномены мышления. Развитие представлений о мышлении в рамках философии, религии и искусства. Общефилософские основы психологического изучения мышления. Познание и мышление: проблема объективности и истины. Взаимоотношение наук, изучающих мышление: логики, физиологии, педагогики, "искусственного интеллекта".
Специфика психологического изучения мышления. Критерии выделения мышления как особого познавательного процесса. Общая характеристика мышления. Мышление как процесс постановки и решения задач. Мышление как принятие решений. Мышление как процесс понимания. Основные проблемы психологии мышления. Соотношение понятий «мышление» и «ум», «мудрость», «рассудок», «разум», «интеллект». Объектная и субъектная детерминация процесса мышления. Ошибки мышления. Нарушения мышления.
Задачи психологии мышления. Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления.
ТЕМА 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ.
Задача как объект мышления. Соотношение понятий "задача", "проблема" и "проблемная ситуация". Структура задачи. Проблема несовпадения объективной и субъективной структуры задачи. Классификация типов задач. Понятие "сложность" задачи.
Множественность критериев классификации видов мышления: генетический критерий, предметный критерий, операциональный критерий, критерий рефлексии. Характеристика и сравнение основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное, диcкурсивное (логико-понятийное) мышление; образное, визуальное и пространственное мышление; практическое и теоретическое; продуктивное и репродуктивное мышление; творческое и шаблонное; творческое и критическое; интуитивное и аналитическое (дискурсивное); аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое; архаическое, мистическое и мифологическое мышление; мышление научное, техническое и художественное. Социальное мышление. Эмоциональное мышление. Метафорическое мышление.
Полиморфность процессов мышления, их зависимость от характера задачи и индивидуальных особенностей субъекта.
Субъект мыслительной деятельности. Система личностных и ситуативных детерминант мышления. Мышление и самосознание личности. Рефлексивная регуляция мышления. Интеллектуальная инициатива и творческое мышление.
Индивидуальные особенности и типы мышления:
а) когнитивный стиль личности и индивидуальный стиль мыслительной деятельности: параметры и методы диагностики;
б) типологические подходы к классификации "мыслящих личностей".
ТЕМА 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ.
Основные методы, методики и процедуры экспериментальных исследований мышления. Сравнение методов интроспекции, анализа продуктов деятельности и "рассуждения вслух". Проблема реконструкции структуры мышления по осознаваемым и вербализованным попыткам решения. Метод моделирования в психологии мышления. Методы объективации невербализуемых компонентов решения задачи. Применение психофизиологических методов для изучения мышления.
Диалогические и интерактивные методы. Методики Выготского-Сахарова и Дункера. "Клиническая беседа" Ж.Пиаже. Дифференциально-психологические методы: тесты для диагностики интеллекта и творческого мышления. Проблема формализации метода. Исследования мышления с использованием компьютера.
Раздел 2. Развитие предмета психологии мышления: основные подходы и теории.
ТЕМА 4. ИНТРОСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД: АССОЦИАНИЗМ и