Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция
зуль тирую щей схемы, так и ее существенные аспекты (инструкция проектировщика). Этот процесс выявления схемы ("модели", или "паттерна") является концентрическим и неизбежно будет несовершенным, если у проектировщика после оценки первоначальных результатов не будет достаточно времени для изменения своих решений относительно того, какие данные следует накапливать и как их свертывать.
Следует помнить, что накопление и свертывание данных - это замедленный вариант объективирования того, что почти мгновенно проходит перед нашим взором. Аппарат научного накопления и свертывания данных представляет собой искусственно созданное средство, позволяющее преобразовать невидимое в форму, доступную восприятию с помощью естественных органов чувств. Обычно это средство является настолько сложным и медленно действующим, что его можно сравнить с попытками внезапно ослепшего человека найти дорогу с помощью одной только палки. Навыки в накоплении данных сходны с навыками опытного слепого, когда он решает, куда ткнуть своей палкой. Навыки же в свертывании данных сродни способности слепого человека мысленно конструировать связную картину внешнего мира по тем отрывочным данным, которые он получает, пользуясь своей палкой.
Вполне вероятно, что широкое использование ЭВМ, работающих в реальном масштабе времени, благодаря чему проектировщики могут активно вмешиваться в процесс свертывания данных, позволит ускорить и удешевить его настолько, что он станет столь же гибким, как и непосредственное чувственное восприятие человека. Пока же нам приходится полагаться на смекалку и здравый смысл при поиске кратких обходных путей взамен чрезвычайно длительных и дорогостоящих путей восприятия новых аспектов мира в виде фрагментарных и "замедленных" образов, получаемых с помощью интервью и записей, при помощи фотоаппарата и кинокамеры, самописцев, счетных машин, анкет, графов, гистограмм, цифровых индексов и т.п. Конечно, имеется множество свидетельств - от простых опытов Галилея до сложнейших космических по-
летов, — что косвенными методами моущ но вполне успешно изучать неизвестное! однако это возможно, лишь если Д согласны мириться с ошибками, огрД ничениями и задержками, с которыми неизбежно связано применение такиз! искусственных органов чувств.
Применение
Накопление и свертывание данных, не! доступных непосредственному восприТ ятию, применяются в тех случаях, когда местонахождение, физический объем и] временной масштаб ситуации проектиро! вания далеки от того, что проектировщик ки способны охватить, опираясь на свою! память или непосредственное чувствен-] ное восприятие; примерами могут слу-1 жить отдаленные потребители, крупные! транспортные системы, распространение] малых трещин, медленно растущий по-1 селок или быстрые действия квалифи-Г цированных операторов. Часто бывает! целесообразно сначала использовать все! возможности неизбирательной записи] данных (которая дешевле, быстрее и] более гибка) и только после этого об! ратиться к избирательному механиче-1 скому накоплению и статистической! обработке данных.
Обучение
Маловероятно, чтобы отдельный специа-j лист или даже целая проектная группа располагали всеми необходимыми зна-ч ниями для успешного выполнения опера-' ций описанного здесь процесса накопле-j ния и свертывания данных. Важно, что-' бы проектировщики научились распознавать, во-первых, когда им требуется' помощь соответствующего специалиста,' во-вторых, как найти соответствующего ' специалиста и, в-третьих, как убедиться ' в том, что рекомендуемое или выполненное экспертами точно соответствует неопределенностям проекта, которые следует устранить. Один из путей осу-' ществления этого состоит в постоянной проверке и перепроверке вопросов, указанных в пп. 1—6 (см. план ■ действий). Кроме того, следует привлекать только тех специалистов, которые могут и хотят участвовать в постоянном и открытом обсуждении степени соответствия способов сбора и обработки данных целям проектиров-
Метод
Цель
10.1. Мозговая атака
10.2. Синектика
10.3. Ликвидация тупиковых ситуаций
10.4. Морфологические карты
Глава Ю_____
Методы поиска идей (дивергенция и трансформация)
10.1. Мозговая атака Цель
большого количества |
Стимулировать группу лиц к быстрому
генерированию
идей.
План действий
1. Отобрать группу лиц для генерации
идей.
2. Ввести правило, запрещающее крити
ковать любую идею, какой-бы "дикой"
она ни казалась, и довести до сознания
участников, что приветствуются любые
идеи, что необходимо получить много
идей и что участники должны попытать
ся комбинировать или усовершенство
вать идеи, предложенные другими.
3. Зафиксировать выдвинутые идеи и
дать им затем оценку.
Пример
В результате подобного совещания строи-клей и архитекторов, посещавших курсы повышения квалификации, были по-■тучены идеи по совершенствованию строительного башенного крана. Присутствующих разделили на четыре группы и Дали им 10 мин на то, чтобы они записали свои идеи самостоятельно на карьках, а затем зачитали их вслух. Каж-йыи по очереди зачитывал одну из своих "Дей, а остальные слушали и записывали На карточках возникшие под влиянием Услышанного мысли.
Типичные результаты мозговой атаки
Ниже приводятся некоторые идеи, выбранные наугад из 184 карточек, заполненных в ходе такой мозговой атаки:
1. Почему необходимо усовершенствова
ние?
2. Использовать вертолет.
3. Мобильное подъемное устройство для
обслуживания нескольких строительных
площадок.
4. Более широкое поле деятельности без
отказов оборудования.
5. Сдвоить кран и отказаться от ревер
сирования.
6. Многоскоростной кран.
7. Увеличить скорость подъема груза.
8. Лучше обучать крановщиков, так как
на строительной площадке все зависит от
их мастерства.
9. Управление по радио людьми, отправ
ляющими и принимающими груз.
10. Снизить цену вдвое.
Классификация результатов
Комплект карточек был расклассифицирован по методу разд. 11.8 в соответствии с категориями, представленными на рис. 10.1.
Глава 10 Методы поиска идей (дивергенция и трансформация)]
Толщина линий пропорциональна числу карточек в каждой категории и группе. Эта схема (структура проблемы) дает представление об области поиска и о наиболее перспективных линиях атаки.
Замечания
Указанная методика представляет собой один из вариантов "мозговой атаки" (или "мозгового штурма") в чистом виде, описанной Осборном [22] в его книге, посвященной этому вопросу. Правила ее проведения, предложенные Осборном, сохранены, а рекомендации относительно количества участников и других подробностей оставлены без внима-
лучение определенной идеи, не оказываея влияния на ее качество. Наиболее paJ зумный подход к мозговой атаке cool тоит в том, чтобы рассматривать ее каЗ чрезвычайно быстрый способ генериро! вания необходимого разнообразия идей] которое может послужить основой доЛ серьезного поиска решения. Непосредст-1 венно ценным выходом мозговой атаки являются не сами идеи, а категории, на| которые они разбиваются в процессе классификации (разд. 11.8). Выявление! практически осуществимых идей из боль! шого случайного множества возможно! лишь после того, как проектная ситуация будет достаточно подробно исследована.
ния, чтобы не терять время (быстрота — важнейший фактор мозговой атаки) на подбор "идеальной" группы лиц, создание психологической атмосферы и т.д. Предоставление добавочного времени для записи идей позволяет избежать риска задержек или неудач в тех случаях, когда члены группы еще не доверяют друг другу настолько, чтобы высказываться откровенно. К тому же запись идей на карточках значительно сокращает время, необходимое для классификации результатов.
Утверждают, что мозговая атака повышает как качество, так и количество идей. Тэйлор, Берри и Блок [98] провели тщательно контролируемый эксперимент, который заставляет усомниться в качестве идей. Осборн же утверждает, что вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большой их выборки увеличивается, но в то же время предполагает, что время, затраченное на по-
Применение
Методом мозговой атаки можно рас-1 сматривать любую проблему, если она] достаточно просто и ясно сформулирова-1 на. Этот метод можно использовать на! любой стадии проектирования, как в на-1 чале, когда проблема еще окончательно] не определена, так и позднее, когда уже! выделены сложные подпроблемы. Его можно также использовать для ген ери-1 рования информации, а не идей, т.е. для выяснения источников информации или формулирования вопросов анкеты. Из общей схемы, изображенной в табл. 6.1, видно, что метод мозговой атаки! используется чаще любого другого ме-1 тода.
Обучение
Люди, никогда ранее не принимавшие участия в мозговой атаке, могут удачно выступить при первой же попытке и ] хуже при дальнейших подходах к той же проблеме. Мозговая атака требует от каждого ее участника солидного опыта в рассматриваемой области и умения использовать его в нужный момент.
Стоимость и время
Шесть человек могут за полчаса выдвинуть 150 идей. Бригада проектировщиков, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли о том, что рассматриваемая ею проблема имеет такое разнообразие аспектов.
Библиография
Осборн [98]. |
[22] , Тейлор, Берри и Блок