Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте
А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, защита демократии, конституционного строя и т.д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели — как возвышенные и поэтому достойные реализации. Поэтому оппонент закономерно приходит к выводу, что он прав.
Б. Мотивы оппонента. Оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т. д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. «Да, — рассуждает участник конфликта, — оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!». Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.
3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная
обоснованность своей позиции, ее целесообразность.
. Теоретические основы конфликтологии
• Целевая составляющая рассматривается в русле «Я прав, поэтому я должен победить!».
• Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:
я все делаю правильно (самоподдержка; «Я» — истина в
последней инстанции);
я вынужден так делать (возложение ответственности на
обстоятельства);
по-другому в этой ситуации невозможно поступить (это
единственно верное решение);
он сам виноват, что мне приходится так действовать
(возложение ответственности на другого);
все так делают (размывание ответственности вообще). Б. Позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью оппонента, которая может быть признана и одобрена, является «он должен уступить, он должен проиграть». Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:
это подлые поступки, это удары ниже пояса (действиям
приписывается аморальное, противоправное содержание);
он делает только то, что мне во вред (нейтральные дейст-
вия рассматриваются как агрессивные);
он намеренно так поступает (непреднамеренные действия
воспринимаются как умышленные). 4. Искажение восприятия личностных качеств.А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные и привлекательные черты. Они пропагандируются среди окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминания, указания о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Акцентирование только положительного в самом себе позволяет выдвигать постулат «хорошие люди совершают хорошие поступки».
Б. Личность оппонента. Происходит усиление и гиперболизация негативных черт и свойств. Срабатывает эффект поиска «соринки в глазу другого». Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного. В оппоненте игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдывается высмеивание недостатков (в том числе природного свойства), допущение оскорблений в его адрес.
17. Структура конфликта 249
Принимается и поддерживается резюме «плохие люди действуют плохими методами». Например, в исследовании руководителей К. Томас и Л. Понди [51] получили следующие данные. В ответ на просьбу описать недавний серьезный конфликт в коллективе только 12% высказали мнение, что противоположная сторона была готова к сотрудничеству; 74% считали, что сами они стремились к сотрудничеству. По словам руководителей, они сами «предлагали», «сообщали» и «рекомендовали», в то время как их противники «требовали», «отрицали все, что бы я ни сказал» и «отказывались».
Таким образом, можно говорить, что искажение обобщающего образа оппонента в ходе восприятия конфликтной ситуации приводит к формированию «образа врага». Этот образ является целостным представлением об оппоненте, интегрирующим в себе как истинные, так и иллюзорные черты, качества и свойства. Признаки «образа врага»: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии. Этот образ начинает формироваться в ходе латентной фазы конфликта в результате восприятия, детерминированного исключительно негативными оценками (подробнее см. гл. 20).
Детерминанты степени искажения восприятия конфликтной ситуации.Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуация.
• Состояние стресса. В значительной степени изменяет протекание психических процессов. Обычно сужает и затрудняет мышление, упрощает восприятие.
• Высокий уровень негативных эмоций, как правило, ведет к резкому увеличению искажения восприятия конфликтной ситуации [4].
• Уровень информированности участников друг о друге. Чем меньше информации о другом имеется у оппонента, тем больше он домысливает и «достраивает» недостающие фрагменты информации, формируя образ конфликтной ситуации [43].
• Особенности перцептивных процессов также влияют на полноту информационной модели конфликта. Выявлено, что личности с низким когнитивным развитием оценивают ситуации поверхностно, их оценки носят крайний характер [38].
• Неумение предвидеть последствия. Неспособность правильно оценить и спрогнозировать развитие конфликта ведет к уве-
250 IV- Теоретические основы конфликтологии
личению ошибок в восприятии конфликтной ситуации. Выявлено, что только в 15% конфликтов оппоненты точно или почти точно прогнозируют развитие событий.
• Чем более жизненно важные мотивы и потребности личности затрагиваются в конфликте, тем выше вероятность искажения восприятия (Г. Ковалев).
• Доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды» также предопределяет ошибочное восприятие оппонента в конфликте [25].
• Негативная установка на оппонента, сформировавшаяся в доконфликтный период отношений, служит своеобразным фильтром для адекватного восприятия другого [100]. Кроме того, некоторые авторы (А. Дмитриев, В. Кудрявцев,
С. Кудрявцев) справедливо отмечают, что неадекватность оценки ситуации может вызываться такими факторами, как ограниченность кругозора, состояние алкогольного или наркотического опьянения и т.д. Имеет значение и фактор времени: не во всем можно досконально и объективно разобраться.
Выводы
1. Структура конфликта — это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс.
2. Конфликтная ситуация представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня, отражающих актуальное противоречие. Она включает в себя участников конфликта (оппоненты, группы поддержки, другие участники), предмет и объект конфликта, элементы микро- и макросреды, связанные с конфликтом. Психологические компоненты конфликта составляют актуальная мотивация сторон, их стратегии и тактики поведения, а также их информационные модели конфликта.
Особенность восприятия конфликтной ситуации — его ис-каженность. Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.
Функции конфликтов
Системно-функциональный анализ конфликтов показывает, что они играют важную роль по отношению к участникам и социальной среде. Это влияние многозначно и может быть рассмотрено как функциональность конфликта. Конфликт функционален в том смысле, что социальные и психологические процессы его развития воздействуют на психику, поведение, деятельность как оппонентов, так и окружающих.
^^ 18.1. Двойственный характер функций конфликта
В повседневной жизни сложилось достаточно однозначное отношение к конфликтам как негативным явлениям. Возникновение конфликта в цехе или отделе, в семье или в кругу друзей рассматривается как симптом неблагополучия, и силы заинтересованных сторон направляются на его преодоление. Те, кто признает конфликт нежелательным явлением, считают его разрушителем нормально функционирующей социальной системы. По их мнению, в своей основе конфликт не присущ системе и возникает тогда, когда активизируются силы, которые стремятся создать нестабильность в данной системе. С помощью механизма гомеостаза система возвращается в стабильное состояние.
Другая научная традиция рассматривает конфликт как необходимый компонент социальных отношений. Такая точка зрения присутствует в трудах Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Ве-бера, Маркса, Козера, Дарендорфа. В соответствии с ней факт дефицита в обществе сам по себе достаточен, чтобы вызвать конфликт. Каждый человек стремится увеличить свою долю дефицитных ресурсов и, если необходимо, за счет других.
ТЭля реального мира необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт
. Теоретические основы конфликтологии
и изменения Эают свободу людям.; без них свобода невозможна (Р. Дарендорф).
По мнению Л. Козера, внутренние социальные конфликты, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально-позитивный характер.
Наличие противоположных точек зрения на роль конфликтов в жизни личности и групп различного уровня наблюдается также на протяжении всего времени изучения конфликтов отечественными специалистами.
Итак, основные функции конфликта могут быть объединены в блок конструктивных и блок деструктивных функций. Оценивая их, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
• Неоднозначность оценок и противоречивость результатов экспериментальных исследований высветили отсутствие четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов. Наличие таких критериев позволило бы получить наряду с оценками существующего характера отношений людей в коллективе и прогноз их возможного развития [21]. Грань между конструктивными и деструктивными функциями, казалось бы, достаточно четко просматриваемая в теории, заметно теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта.
• Трудно дать обобщенную оценку положительной и отрицательной ролей конфликта. Подавляющее большинство конкретных конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции.
• Конструктивность и деструктивность конкретного конфликта зависят от многих факторов, основными среди которых являются особенности процесса разрешения конфликта и пре-жде всего его результаты. Если конфликт разрешается цивилизованными способами, а в результате разрешения побеждает правая сторона или, еще лучше, — в выигрыше остаются обе стороны, то такой конфликт будет конструктивным. В противоположном случае конфликт деструктивен.
• Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития [63]:
18. Функции конфликта 253
Один и тот же конфликт может быть деструктивным, в одном отношении и конструктивным, в другом, играть негативную роль на одном, этапе развития, в одних, конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом, зпгапе, в другой конкретной ситуации.
» Необходимо учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства. В конфликте могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.
Учитывая эти обстоятельства, рассмотрим основные функ-'ции конфликтов по отношению к оппонентам и их социальному окружению.
^^ 18.2. Влияние конфликтов
на основных участников
Среди конструктивных функции конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие.
• Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, нерадивости отдельных работников и т.п. Он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности. При завершении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью, в основном или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.
• Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной
254 ГУ. Теоретические основы конфликтологии
18. Функции конфликта 255
ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке Приблизительно в 10—15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.
• Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.
• Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту; расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.
• Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликтов по вертикали в 28% случаев повышается качество индивидуальной деятельности руководителя (в 17% случаев качество деятельности руководителя ухудшается). Динамика изменения качества индивидуальной деятельности руководителя и подчиненного представлена на рис. 18.1.
Сравнение динамики изменения качества деятельности руководителя и подчиненного показывает, что качество индивидуальной деятельности подчиненного значительно чаще (почти в четыре раза) ухудшается в ходе конфликта по сравнению с качеством деятельности руководителя. После конфликта руководитель или не меняет отношения к работе, или лучше относится к выполнению обязанностей, чем до конфликта. Объясняется это тем, что руководитель значительно чаще добивается своих целей в конфликте, чем подчиненный.
• При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих. Заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Это происходит в четыре раза чаще, чем в отношении к участнику конфликта, который отстаивал в борьбе сомнительные цели [77].
ю
-ю
-20
-30
-40 -
-50
-60 -
Число конфликтов, в которых деятельность улучшается, %
Число конфликтов, в которых деятельность ухудшается, %
Рис 18.1 Динамика изменения качества индивидуальной деятельности руководителя (Р) и подчиненного (П)
• Межличностные конфликты, будучи отражением противоречии процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации [62].
Помимо конструктивных функций конфликт, как правило имеет и деструктивные последствия. '
• Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников Динамика изменения настроения оппонентов в конфликте представлена на рис. 18.2.
• Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит,
256 IV. Теоретические основы конфликтологии
«травмированием оппонентов. Статистика свидетельствует, что большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты.
Число конфликтов, I настроение улучш; " ««^^ | з которых ается, % | ----------------- | ||
Л | t | |||
-10 | До конфликта | Во время к | онфликта | i 31,0 |
-20 | \ | |||
-30 | 7С | In | / | |
-40 | 7» | ,и | После конфликта | |
-50 ' | ||||
-60 | ||||
-70 | ^ | J | ||
-80 | ||||
-90 | Число конфликтов, в которых | |||
настроение ухудшается, % |
Рис. 18.2. Динамика изменения настроения оппонентов в конфликте
• Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
• Конфликт — это деструкция системы межличностных отношение, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются (рис. 18.3). Особенно ухудшаются отношения между оппонентами в ходе конфликта. После его завершения происходит частичная нормализация взаимоотношений, но они редко полностью восстанавливаются. В конфликтах между государственными служащими после завершения конфликта отношения оппонентов еще более ухудшаются. Это связано с тем, что в значительной
18. Функции конфликта 257
части данных конфликтов один из оппонентов обычно вынужден увольняться, что не способствует восстановлению взаимоотношений.
• Конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему.
20 -10 -0 --10 - | Число конфликтов, в которых отношения улучшаются, % | ||||||
i I « ' | Во время конфликта | После конфликта | |||||
ТГ"* | , | 1 J | , | L ' ' ' ' | |||
-20 - | До конфликта | Э | 38,2 35 | ||||
-30 --40 --50 --60 • | \ | ч | 0 1 | 1 | 1 F | ||
^7Г Т | " ™1 | и | S t: | ^^™ *""• ^we ^вм | |||
\ | |||||||
Рис. 1 | 3 2 1 Число конфликтов, в которых отношения ухудшаются, % 8.3. Динамика взаимоотношений оппонентов в конфликте: |
/ — конфликты между госслужащими [55];
2 — конфликты между офицерами [4J;
3 — конфликты по вертикали [100]
Конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество выполнения обязанностей по работе. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как до конфликта (рис. 18.4)
9 К<фпенкок Г \
258 IV- Теоретические основы конфликтологии
Число конфликтов, в которых
5 -0 --5 - | деятельность улучи | деется, % Во время конфликта | 1 После конфликта | ||
До конфликта | i. * | ||||
'"Г" 9,6 | |||||
-10 - | К | ,9 2( | ,6 | , , | |
\ | |||||
-15 --20 --25 - | 1_ ' | > | — — — 2 | ||
^ ----------- ; | ,_> | ||||
-30 - | Число конфликтов, в которых ' деятельность ухудшается, % |
Рис. 18.4. Динамика эффективности индивидуальной деятельности оппонентов в конфликте:
1 — конфликты между курсантами военных училищ [77];
2 — конфликты между госслужащими [55]
Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт ,в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия. Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что руководитель всегда прав, мнение о том, что в данном коллек^-тиве ничего нового внедрить не удастся.
4^ 18.3. Влияние конфликтов
на социальное окружение
Конфликт иногда оказывает значительное воздействие на микро- и макросоциальную среду. Чем интенсивнее связи оп-
18. Функции конфликта 259
понентов с окружением, тем это влияние ощутимее. Влияние конфликта на группу, где он происходит, зависит также от рангов участников, отстаиваемых интересов, интенсивности противоборства.
Конструктивные функции конфликтов по отношению к социуму заключаются в следующем.
• Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает его инициатором и часто добивается изменений [56]. Одной из форм осуществления инновации является конфликт.
• Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С помощью конфликта руководитель или группа регулирует поведение отдельных лиц. Конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. Конфликт часто улучшает эффективность совместной деятельности коллектива (рис. 18.5). Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.
• Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные '''настроения, социальные установки. Обнажая противоречие, "конфликт актуализирует гуманистические ценности |94].
• ''Поскольку основой возникновения конфликта служит отри-
цание предшествующих отношений между сторонами, то ' конфликт может способствовать созданию новых, более бла-1'' гоприятных условий, к которым легче адаптируются члены <! коллектива.
it '' Известно, что конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл). » В научных коллективах конфликты, обусловленные предметно-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных решений проблем.
- Теоретические основы конфликтологии
Число конфликтов, в которых | ||||
А ю • | эффективность деятельности | |||
повышается | 6,0 I I / | |||
5 - | Б | 1,3 | *-'—*-£-*-- | |
0 - | Г" ~ | __ i- | ||