Я-концепция личности, ее практический смысл

Самоопределениекаждого человека, или Я-концепция (Я-образ),вырабатывается в процессе взаимодействия с окру­жающими людьми. «Я» работает как схема (Я-схема), определяющая, как мы обрабатываем информацию об окружающем мире и о себе. Воспринимаемый мир группируется вокруг восприятия себя. Эффект соотнесения с самим собойпредпола­гает, что мы обрабатываем информацию о себе лучше, чем любой другой вид информации. Сосредоточенность на себеозначает направление собственного внимания на себя в про­тивопоставление внешнему миру. Сосредоточенность на себе (на положительных и отрицательных воспоминаниях), настрое­ние, внешние события, ожидания будущих успехов и неудач яв­ляются взаимосвязанными. Я-концепция не фиксирована. Мы знаем о других возможных «Я», которыми мы могли быть или, например, боимся стать. Я-концепция изменяется с возрастом и под влиянием ситуативных факторов.

«Я» имеет важный практический смысл - оно помогает организовать наше социальное мышление и дает энергию на­шему социальному поведению. Чувство «Я» конкретно влия­ет на:

• личный опыт.Самоэффективность возникает из опыта мас­терства. Успешное решение задачи, требующей больших уси­лий, порождает чувство собственной компетентности;

• суждения других людей.Мы оцениваем себя, отчасти при­нимая во внимание то, что о нас думают другие. Дети, о кото­рых отзываются как о талантливых, работоспособных или готовых помочь, стремятся воплотить такие идеи в свои Я-концепции и поведение;

• роли, которые мы играем.Когда мы только начинаем иг­рать новую роль (студента университета, родителя, продав­ца и т.д.), мы можем испытать чувство неловкости. Посте­пенно наше «Я» впитывает то, что ранее воспринималось просто как исполнение роли в театре жизни. Игра становится реальностью;

• самооправдание и самовосприятие.Мы иногда испытыва­ем дискомфорт, если говорим или действуем неискренне либо выступаем в поддержку того, о чем в действительности почти не задумывались. В таких случаях мы оправдываем свои действия, идентифицируя себя с ними. Более того, на­блюдая за самим собой, воспри­нимаем себя как человека, придерживающегося взглядов, ко­торые мы выражаем;

• социальное сравнение.Мы всегда стремимся осознать, чем мы отличаемся от окружающих нас людей. Сравнение с дру­гими формирует нашу самоидентификацию как остроумных или туповатых, благородных или подленьких, богатых или бедных.

Психологические защитные механизмы личности

Психологические защитные механизмы - это любые реаль­ные или воображаемые действия психологической защиты лично­сти (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позво­ляют создать, сохранить позитивное мнение личности о самой себе.

Защитное поведение позволяет личности защититься от тех проблем, которые пока она не может решить, позволяет снять тре­вогу от угрожающих событий, уйти от угрожающей реальности, иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку личность в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а личность проблему не решает, то этот защитный механизм может явиться пре­пятствием личностного роста. Поведение личности становится малопредсказуемым, она может вредить сама себе, она уходит от реальности и от тех проблем, которые ей надо решать.

Таким об­разом, сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему личность пря­чет, подменяя ее новыми псевдопроблемами.

Содержание социализации личности и ее этапы

Социализация - процесс включения человека в организа­ционное окружение, вхождения в социальную среду.

Социализация личности - процесс усвоения и активного восприятия человеком общественного опыта, в результате ко­торого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки и привычки, т.е. ус­ваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Основные сферы социализации личности: деятельность, общение и самосознание (рис. 8.2).

Деятельность - это динамическая система взаимодей­ствия человека с миром. В процессе деятельности человек рас­крывает свои психологические свойства и выступает по отноше­нию к вещам и предметам как субъект, а по отношению к лю­дям - как личность.

Я-концепция личности, ее практический смысл - student2.ru

Рис. 8.2. Сферы социализации

Самосознание - это относительно устойчивая осознанная система представлений человека о самом себе, на основе ко­торой он строит свое взаимодействие с другими людьми, т.е. процесс становления человека.

Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Оно возникает в процессе совместной деятельности и включает обмен информацией, выработку еди­ной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание друго­го человека (рис. 8.3).

Я-концепция личности, ее практический смысл - student2.ru

Рис. 8.3. Структура общения

Коммуникация - это обмен информацией между общающи­мися людьми.

Интеракция - это взаимодействие и воздействие людей друг на друга в процессе межличностных отношений, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных обществ).

Для успешного вхождения в организацию каждому новому работнику необходимо изучить системы ценностей, правил, норм и поведенческие стереотипы, характерные для данной органи­зации. При этом важно знать те из них, без знания которых пер­воначально при взаимодействии человека с окружением могут возникнуть неразрешимые конфликты.

Наши рекомендации