Он умеет хранить тайну
Одним из качеств истинного мусульманина является то, что он умеет хранить тайну и не разглашает доверенное ему кем бы то ни было. Умение хранить тайну свидетельствует о достоинстве и силе личности и характера человека, что и было присуще лучшим мусульманам и мусульманкам, воспринявшим руководство Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) и следовавшим его примеру.
Одним из наиболее убедительных примеров того, что первым сподвижникам было присуще такое достоинство, как умение хранить тайну, и они никогда не отступали от этого, может служить поведение Абу Бакра и Усмана в той ситуации, когда Умар предлагал каждому из них в жёны свою овдовевшую дочь Хафсу, и сохранение ими от него тайны посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа). Имам Аль-Бухари передаёт со слов Абдуллы ибн Умара, да будет доволен им Аллаh, что о случившемся после того, как дочь Умара овдовела, Умар рассказывал следующее:
"Я повстречался с Усманом ибн Аффаном и предложил ему в жёны Хафсу, сказав: "Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар". Он ответил: "Я подумаю над этим". И я ждал несколько дней, а потом он встретил меня и сказал: "Я решил, что не стану жениться сейчас". А через некоторое время я встретил Абу Бакра Ас-Сиддика и сказал ему: "Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар" — однако Абу Бакр промолчал и вообще ничего не сказал мне в ответ, и я рассердился на него ещё больше, чем на Усмана, а ещё через несколько дней к ней посватался Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и сказал: "Ты, наверное, рассердился на меня после того, как предложил мне в жёны Хафсу, а я ничего не ответил тебе". Я сказал: "Да!" Тогда он сказал: "Я знал о том, что о ней упоминал Пророк и только это помешало мне ответить на твоё предложение. Я никак не мог выдать тайну посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), а если бы Пророк отказался от неё, то я обязательно взял бы её сам!"
Однако способностью хранить тайну отличались не только мужчины из числа наших предшественников, но также женщины и дети, которые в полной мере восприняли руководство ислама, в результате чего их сердца и умы были озарены его ярким светом. Свидетельство этому мы можем обнаружить в хадисе, переданном имамом Муслимом со слов Анаса, да будет доволен им Аллаh, который сказал: "Однажды, когда я был занят игрой с другими мальчиками,[154] ко мне подошёл посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) который приветствовал нас и отправил меня с одним поручением. Из-за этого я поздно вернулся к матери, а когда я пришёл домой, она спросила: "Почему ты задержался?" Я ответил: "Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) дал мне поручение". Она спросила: "А что ему было нужно?" Я ответил: "Это тайна". Тогда она сказала мне: "Никому не выдавай тайны посланника Аллаhа". Анас сказал: "Клянусь Аллаhом, если бы я раскрыл эту тайну кому-нибудь, то раскрыл бы её и тебе, о Сабит!"
[155]Мать Анаса видела, что её сын хочет сохранить тайну посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) и укрепила в нём это желание, велев ему не раскрывать этой тайны никому. И мы видим, что он и в самом деле не раскрыл её никому, в том числе и последователю Сабиту Аль-Бунани, передавшему этот хадис с его слов. Что же касается этой женщины, то она не стала ни о чём допытываться от своего маленького сына из любопытства и желания выведать ту тайну, которую он скрыл от неё. Это и есть пример настоящего исламского воспитания и того высокого уровня, которого человек, будь то мужчина, женщина или ребёнок, может достичь благодаря ему.
Поистине, разглашение тайн является одной из самых дурных привычек человека, ведь в этой жизни можно говорить не обо всём том, что тебе становится известно. Есть много таких вещей, сохранения которых в тайне требуют мужское достоинство, честь или ревность, особенно если они имеют отношение к супружеской жизни, а это значит, что о подобном открыто говорят лишь те, у кого помутился разум, или же совершенно лишённые внутренней силы и ничтожные люди. Вот почему такие болтливые мужчины относятся не просто к числу дурных людей, но к худшим из них пред Аллаhом, как пояснил посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа):
«Поистине, в День воскресения среди людей, оказавшихся в наихудшем положении пред Аллаhом, будет и такой мужчина, который проводит ночи со своей женой, а потом начинает рассказывать о том, что между ними происходило.» (Муслим)