Силки и капканы добрачных отношений
Вступая в брак, оба супруга получают новые возможности для своего личностного роста, самыми главными из которых является создание семьи и продолжение себя в детях. Но это может произойти только в том случае, если, вступая в брак и создавая семью, человеку удастся избежать некоторых психологических ловушек и западней. Он может приготовить их себе сам или же их подстроит ему его избранник или избранница. Приведем примеры таких ловушек, которые в будущем могут расстроить семейный союз.
1) Неверие к своему внутреннему голосу (Внутренний голос, идущий из глубин подсознания может заранее предупредить человека, что не надо ступать в брак)
2) Побег из родного гнезда (Обычно его совершают девушки, мечтающие освободиться от назойливого и деспотического обращения в собственной семье)
3) Добрачная беременность
4) Благодарность за внимание (Как правило девушки, страдающие от одиночества, считают возможным даже необходимым вступать в брак с нелюбимым человеком только из чувства благодарности за оказание им внимания)
5) Сексуальная гармония (Кроме этого, должны совпадать ценностные ориентации в жизни)
6) Общность интересов (Гораздо важнее общность взглядов на жизнь, семейные ценности и т.д.)
7) Жалость (Не стоит жертвовать собой, надеясь перевоспитать своего будущего супруга)
8) Холодный расчет
9) Показательная месть
10) Критический возраст (Обычно этот «капкан» подстерегает девушек, которые не дождавшись любви, вступают в скоропалительный брак только потому, что «уходят годы», «уже пора» и т.д.)
Все эти психологические ловушки предбрачного периода очень опасны, и за попадание в них молодым и немолодым людям приходится платить дорогую цену. Но их можно избежать, если о них знать и уметь предвидеть последствия своих поступков. Психологи говорят - прислушайтесь к своему внутреннему голосу, и он никогда вас не обманет. Мелочи, на которые не обращаешь внимания, как человек отшвырнул ногой гривенник, валяющийся на дороге; как не подал ничего нищему; как запустил ненароком руку в профсоюзную кассу; как вовремя не отдал долг; как плохо отзывался о своем сослуживце; как не помог товарищу в трудную минуту и сотни других, незначительных на первый, взгляд поступков - при внимательном наблюдении всегда скажут о человеке больше, чем он скажет о себе сам.
Нужно вырабатывать в себе умение говорить твердое «нет» тому, что тебе не очень подходит, и не ощущать при этом гнетущего чувства вины перед другими, теми, которые склонны рассматривать тебя как материального или психологического донора. Это большое и важное умение в нашей непростой жизни. Кто это умеет делать - воистину счастливыйчеловек.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ БРАКИ
Кроме традиционного брака, есть и много других форм брачных отношений, о которых не мешает знать, чтобы на всякий случай быть к ним готовыми.
Гражданский брак
Для многих людей, предпочитающих гражданский брак, это такое «золотое» решение, которое избавляет от лишних раскаяний: ты вроде как женат, и в то же время - нет.
Что же конкретно можно увидеть хорошего в этом распространенном сегодня типе построения супружеских отношений? Начнем с того, что супруги, живущие в гражданском браке, свободны в изъявлении и выражении своих чувств - их не связывают никакие материальные интересы, их держит друг возле друга только любовь. Другим преимуществом является то, что супруги относятся друг к другу более внимательно и не позволяют себе тех вольностей, которые часто допускают по отношению друг к другу мужья и жены, уверенные, что их партнер принадлежит им по закону. Понимание того, что партнер может в любую минуту развернуться и уйти заставляет держать негативные чувства при себе. Третьим преимуществом, вероятно, можно назвать более долгое сохранение романтических чувств, дающих такому браку особую возвышенность и притягательность.
Наблюдения показывают, что больше всего сторонников гражданского брака у молодых людей, желающих проверить свои чувства. В этом случае гражданский брак называют пробным, при котором супруги стремятся узнать друг друга получше и проверить себя на психологическую совместимость. Обычно после такой проверки с рождением первого ребенка супруги формализуют свои отношения. Другая часть сторонников такого союза - это те, крылья которых были опалены в свое время неудачным традиционным браком с последующим разводом и которых теперь ни за какие коврижки не заставишь поставить штамп в паспорте.
На этом мед гражданского брака заканчиваетсяипора говорить, вероятно, о его горечи, которую тайно или явно в нем всегда испытывает по меньшей мере один из партнеров.
Начнем с того, что в нашем обществе социальный статус замужней женщины всегда выше статуса незамужней. Еще и сегодня многие люди, особенно старшего поколения смотрят на незамужнюю женщину с жалостью и состраданием, которые прямо или косвенно говорят о ее некоторой социальной неполноценности. Неопределенность социального статуса женщины, состоящей в гражданском браке тяжело давит на ее психологическое состояние, потому что окружающие ее родственники и знакомые постоянно задают ей неудобные вопросы, на которые ей приходится давать далеко не всегда убедительные ответы.
Партнера в гражданском браке посторонние и не очень щепетильные наблюдатели называют не гордыми словами «муж» или «жена», но гораздо более плоским словом, пахнущим грубой физиологией, - «сожитель» или «сожительница». Для воспитанного и культурного человека такие слова звучат оскорбительно и унижают того, кто любит по-настоящему.
Много проблем у лиц, находящихся в гражданском браке, возникает с рождением ребенка. Чью фамилию ему давать - матери или отца? Как правило, мать в этом случае дает ребенку свою фамилию. Но со временем подросший ребенок начинает задавать неудобные вопросы: почему у подруги Кати фамилия папы, а у меня фамилия мамы? Супругам приходится лгать и изворачиваться, пряча при этом от ребенка свои глаза.
Если говорить о психологической стороне гражданского брака, то часто за ним кроется сомнение и недоверие как к самому себе, так и к своему партнеру. Здесь присутствует тайная надежда на то, что в будущем его можно будет поменять на кого-то получше, не особенно терзаясь при этом чувством вины.
Перманентный брак
Сегодня в больших городах из вновь заключаемых браков процент развода стал велик как никогда. В некоторых случаях эта цифра доходит до 40-50%. Говоря другими словами, через год-два после заключения брачного союза половина браков скорее всего распадется. Разошедшиеся супруги пополнят огромную армию людей брачного возраста, каковых, по некоторым подсчетам, в России около 30 млн. человек.
Но как бы ни была тяжела семейная упряжка, люди, состоящие в браке, меньше подвержены ударам превратной судьбы, меньше болеют, курят, пьют и, в конечном счете, дольше живут.Вывод из наших рассуждений следующий - как бы ни тяжела была травма развода, надо постараться вступить в новый брак. В этом состоит главная идея перманентного брака. Суть его в том, что человек в течение жизни может заключать не один брак, как это принято в традиционной семье, а несколько.
Когда в доперестроечное время мы поделились своими взглядами на допустимость перманентного брака с редактором одного женского журнала, та самоуверенно заявила: «Рассуждать таким образом - безнравственно. И потом - вы не думаете о детях. У нас и так каждый пятый ребенок после ухода из семьи родителя заболевает неврозом».
Немногие из нас, ныне разводящиеся и вступающие в брак повторно, могут с таким умением и искусством выходить из трудной нравственной ситуации. Но этому надо учиться, как учимся мы сегодня таким простым вещам, как умение правильно есть, дышать и вести здоровый образ жизни.
Конечно, было бы идеально, если бы мы женились только один раз и никогда бы больше не разводились и не вступали в новый брак. Но, увы, в быстро меняющемся мире это, наверное, невозможно.
В том, что сегодня многие супруги расходятся, можно увидеть упадок престижа семьи. Но эту же кризисную проблему можно рассматривать и с другой стороны - как наличие благоприятных возможностей для поиска более подходящего спутника жизни. Если человек стал умнее и сложнее, то почему он должен довольствоваться примитивностью семейных отношений, изменить которые ему оказывается не по силам? Могу предположить, что те миллионы мужчин и женщин, которые уже побывали в браке и не особенно хотят повторно жениться или выходить замуж, имеют установку на патриархальный брак и любовь до гроба. Обжегшись на молоке, они дуют на воду. От этого страдает и сам человек, и общество, в котором он живет, ибо нормальное общество заинтересовано в том, чтобы все его члены были счастливы.
Мусульманский брак
В свое время президент Ингушетии Руслан Аушев разрешил своим гражданам пользоваться правом мусульманского брака и иметь четыре жены. Р. Аушев всего лишь официально узаконил те традиции, по которым живут народы на территории его республики.
Вероятно, нам нельзя судить о достоинствах и недостатках другой культуры с позиции своей собственной.
В нашем обыденном сознании считается, что многоженство (полигамия) - признак сексуальной распущенности, свойственный малообразованным народам. Но достижения арабской культуры признаны во всем мире, а сексуальная распущенность в странах ислама карается гораздо более сурово, чем в просвещенных европейских странах.
Этнографы, изучающие быт и нравы восточных народов, отмечают, что условия жизни в них резко отличаются от европейских. Тяжелый жаркий климат, отсутствие воды, плохие санитарно-гигиенические условия жизни, высокая смертность детей, частые войны и междоусобицы, в которых гибло много мужчин, неминуемо привели к такой системе брачных отношений, при которых высокая смертность населения компенсируется высокой рождаемостью. Полигамия в таких условиях становится средством для сохранения и выживания популяции. Она дает возможность женщине иметь мужа при небольшой численности мужчин, иметь официально признанных детей и пользоваться социальной защитой. Полигамия дает также возможность женщине не изнашиваться преждевременно физически, рожая детей один за другим для восполнения рода.
Коран разрешает иметь мусульманам четыре жены при условии, что муж может обеспечить им достаточно сносную в материальном плане жизнь. В современном исламе полигамия возможна только при согласии на то самой женщины. Если муж желает завести себе вторую жену, то формально он должен спросить на то разрешения у первой своей жены. Если же первая жена не согласна, то она имеет право подать на развод.
При кажущемся со стороны произволе в отношении к женщине Коран требует от мужа, чтобы он относился к своим женам с равной справедливостью. «А если боитесь, что не будете справедливы, то женитесь на одной», - говорит Коран. «Если имеющий двух жен склонится к одной из них, не будет справедлив и относиться к ним как к равным, то он явится в День страшного суда скособоченным», - наставлял пророк Мохаммед. По его словам, «самый лучший из вас тот, кто с большей добротой, чем другие,относится к своей жене».
Но какую бы форму брака вы не выбрали - везде придется нести ответственность за другого человека, и, прежде всего — за детей, которые продолжают нас и которые по большему счету являются единственным смыслом в этой жизни.