Тема 1. предмет психологии ее задачи и методы

Рег. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

Общая психология

Код дисциплины

Направление подготовки050100.62Педагогическое образование

Квалификация (степень) _Бакалавр

Санкт-Петербург

Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению 030300.62 – Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «21» декабря 2010г. №759 и в соответствии с рабочим учебным планом направления 030300.62 – Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» 29.06.2011г.

СОСТАВИТЕЛЬ

Ассистент Е.А.Трошина

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР

_________________________________

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры общей и прикладной психологии

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения курса «Общая психология» заключается в повышении общей психологической подготовки обучающихся к будущей профессии; научить их учиться, развить познавательное отношение к учебной деятельности.

Основные задачидисциплины направлены на формирование следующих компетенций уровня бакалавриата:

а) общекультурные (ОК):

способность и готовность к:

- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2);

- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- владению методами анализа и контроля своей деятельности (ОК-6);

- проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

б) профессиональные (ПК):

способность и готовность к:

- выявлению специфики психического функционированию человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группами (ПК-5);

- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

- пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

- самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

Место дисциплины в учебном процессе

Учебная дисциплина является базовой составляющей цикла общепрофессиональных дисциплин, определяющей будущую профессиональную деятельность психологов. Общая психология предназначена для овладения обучающимися системой теоретических знаний об условиях и процессах жизнедеятельности человека и развития профессионального мышления. Знания по психологии будут способствовать развитию научного мировоззрения, мотивации, совершенствованию учебной деятельности.

Изучение данной дисциплины приходится на первый и второй год обучения студентов в ВУЗе. Основные виды занятий по дисциплине «Общая психология»: лекции, семинары, самостоятельная работа.

ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общая трудоемкость по дисциплине составляет зачетных единиц, часов.

Распределение часов учебной работы студента по дисциплине «Общая психология» по видам занятий и распределение компетенций представлено в таблице 1

Таблица 1

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Общая психология»

Наименование раздела Наименование темы Дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе (интерактивная форма) Самостоятельная работа по формам обучения
лекции Практические Занятия  
Очная Заочная Очная заочная Очная Заочная очная Заочная
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ                    
Предмет психологии ее задачи и методы ОК-2,3,9          
Психология в структуре современных наук ОК-2,3,9,10. ПК-5,9,15,20          
Понятие о психике и ее эволюции ОК-2,3,9. ПК-5,9,15,20        
Происхождение и развитие сознания человека ОК-2,3,9. ПК-5,9,15,20          
Психологическая теория деятельности ОК-2,3,9 .ПК-5,9,15,20              
Неосознаваемые психические процессы ОК-2,3,9. ПК-5,9,15,20          
РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ                    
Ощущение. ОК-2,3,4,5,9,10,11,12. ПК-4,6,10,11,15,16          
Восприятие. ОК-2,3,4,5,9,10,12          

Продолжение табл. 1

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Общая психология»

Наименование раздела Наименование темы Дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе (интерактивная форма) Самостоятельная работа по формам обучения
лекции Практические Занятия  
Очная Заочная Очная заочная Очная Заочная очная Заочная
Представление. ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16          
Память. ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16        
Воображение. ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16          
Мышление. Речь. ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16        
Внимание. ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16          
Воля. Эмоции. ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16        

Продолжение табл. 1

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Общая психология»

Наименование раздела Наименование темы Дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе (интерактивная форма) Самостоятельная работа по формам обучения
лекции Практические Занятия  
Очная Заочная Очная заочная Очная Заочная очная Заочная
Психические процессы, как структурные элементы управления психической деятельностью ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16        
РАЗДЕЛ 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ РЕГУЛЯЦИЯ                    
Адаптация человека и функциональное состояние организма. ОК-3,6,9,11,12. ПК-5,7,8,9,10,15,16,19          
Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний ОК-3,6,9,11,12. ПК-5,7,8,9,10,15,16,19        
РАЗДЕЛ 4. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ                    
Личность. ОК-3,6,9,11,12. ПК-5,7,10,15,16,19          
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности ОК-3,6,9,11,12. ПК-5,7,8,9,16,19          
Направленность мотивы деятельности человека ОК-3,6,9,12. ПК-5,7,8,9,10,15,16,19          

Окончание табл. 1

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Общая психология»

Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе (интерактивная форма) Самостоятельная работа по формам обучения
лекции Практические Занятия  
Очная Заочная Очная заочная Очная Заочная очная Заочная
Способности. ОК-3,6,12. ПК-5,7,8,9,10,15,16,19          
Темперамент. Характер. ОК-3,6,9,11,12. ПК-5,7,8,9,19        
Всего часов          
Зачетных единиц                  
(зачет, экзамен)                  

Содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ дисциплины

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ.

Методологические основы изучения человека. Общие принципы и способы познания мира. Подход Б.Г. Ананьева к изучению человека, как биосоциального существа. Основные структурные элементы иерархии человека. Понятия “индивид”, “субъект деятельности”, “личность”. Первичные и вторичные свойства человека как индивида: возрастные, половой диморфизм, индивидуально-типические характеристики, психофизиологические функции и органические потребности. Индивид как субъект социальных отношений. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия сознания и деятельности.

Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как самостоятельного биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии, морфологии человека, антропогенезе и рассоведении. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Общественные науки изучающие социогенез человека и технический прогресс. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Биогеохимическое учение В.И. Вернадского. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.

Понятие психологии как науки.Общее представление о точных и гуманитарных науках. Психология, как гуманитарная наука. Общее понятие термина “психология”. Житейские и научные психологические знания Основные характеристики житейской психологии. Конкретность, интуитивность житейской психологии и обобщенность, рациональность, осознанность психологии как науки. Различия между житейской и научной психологии в способах получения и передачи знаний. Психология, как наука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как общая характеристика состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер, мастерство.

Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Работы А. Кетле. Основные типы психологических тестов. История создания тестов, работы А. Бине, Г. Мюнстерберга, Э. Трондайка, Р. Йеркса, А.Ф. Лазурского, Г.И. Россолимо, В.М. Бехтерева, П.Ф. Лесгафта, С.П. Муна. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.

ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЯ В СТРУКТУРЕ

СОВРЕМЕННЫХ НАУК

Представление античных и средневековых философов о душе и сознании. Житейская психология как основа донаучных психологических знаний. Идеалистические и материалистические воззрения древних философов. Полемика о первичности материального и нематериального. Механистический материализм Демокрита (466 - 370 гг. до н.э.).Ощущения, как результат “взаимодействия атомов души и атомов окружающих вещей”. Учение о душе Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Понятие об “энтелехии”. Морально-этические аспекты учения о душе Сократа и Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Картезианская философия и дуализм Р. Декарта (1569 – 1650 гг.).

Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.Два источника знания в учении Дж. Локка (1632-1704 гг.) о рефлексии. Интроспективная психология. Суть интроспективного наблюдения. Первая экспериментальная психологическая лаборатория Вундта (1879 г). Современное представление о роли и месте методов самонаблюдения и наблюдения в психологии.

Психология как наука о поведении. Теоретические основы учения Дж. Уотсона о психологии поведения. Представление о поведении человека как о системе реакций в воззрениях бихевиористов. Теоретические обоснования и экспериментальные исследования бихевиоризма. “Промежуточные переменные” в бихевиористической теории Э. Толмена. Явления инструментальных или оперантных условных реакций в учениях Э. Трондайка (1898) и Б. Скиннера (1938). Роль и значения бихевиоризма для развития современной психологии.

Становление отечественной психологии. Развитие отечественной психологии в XIX в. Работа И.М. Сеченова “Рефлексы головного мозга” и ее значение для становления российской психологии. Роль трудов И.П. Павлова для развития психологической мысли в России. Вклад А.Ф. Лазурского, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов в развитие отечественной психологии на рубеже XIX - ХХ вв. Становление советской психологии. Психологические школы С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии. Труды советских психологов в 30 – 60-е годы. Современные психологические Российские школы.

Взаимосвязь психологии с современными науками. Взаимосвязь психологии и философии. Участие психологов и философов в разработке учения о познании человеком окружающего мира – эпистемологии. Современные психолого-философские теории. Взаимопроникновение психологии и социологии. Теория социализация в психологии и психологии. Взаимосвязь и противоречие педагогики и психологии. Общее представление о педологии. Постановление ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса” (1936 г.), причины его появления и последствия для развития психологической науки. Взаимосвязь психологии и истории. Исторический метод. Роль и место психологии в развитии технических наук. Взаимосвязь психологии с медицинскими и биологическими науками.

Основные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Общая психология, ее предмет и задачи. Становление и формирование основных отраслей психологии: педагогическая психология, возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология. Работы С.Л. Рубинштейна, Ф. Гальтона, В. Штерна, У. Макдуггла и Э. Росса. Задачи и структура медицинской психологии, как синтетической науки. Клиническая психология, нейропсихология, патопсихология, соматопсихология, общая медицинская психология, психопрофилактика и психогигиена. Инженерная психология и психология труда. Авиационная психология и др. прикладные отрасли психологии.

Наши рекомендации