Движущие силы развития личности. Понятия: потребность, мотив, эмоции, личностный смысл
В 19 веке со становлением психологии были названы 2 движущие силы: среда и наследственность.
Биологически ориентированные психологи утверждают, что именно генетика определяет скорость и направление развития. Какой бы пагубной ни была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях.
Социологически ориентированные психологи считают, что среда предопределяет развитие. «Пришедший в мир человек — «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры».
Близнецовый метод: гомозиготные близнецы (из одной яйцеклетки) воспитываются в разных условиях. 50/50 – на половину влияет генетика, то есть эти близнецы все равно похожи, как личности, а на другую половину влияет среда.
Существует 2 двухфакторные теории или концепции двойной детерминации:
1. теория конфронтации(Фрейд,А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни и др.)
Фрейд создал теорию конфронтации, в кот утверждает, что среда и наследственность действуют одновременно, вступая в конфронтацию. Личность, по Фрейду, рождается в результате борьбы среды и наследственности.
Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности — принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности. В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности. С позиции внешнего наблюдателя конфронтация двух факторов предстает как конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане конфронтация биологического и социального обозначается З.Фрейдом через изначальный конфликт между различными инстанциями личности — «Сверх-Я» и «Оно». Сверх-Я представляет в организации личности социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности, а Оно в основном отражает спрятанное в глубине организма природное начало.
Критика: Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что в мировоззренческом плане предложенные З.Фрейдом схемы влекут за собой резкое противопоставление: «личность» и «общество». Пансексуализм психоаналитической теории З.Фрейда, его настойчивое стремление видеть в метаморфозах либидонозных первичных порывов объяснительный принцип любых проявлений не только жизни личности, но и общественных движений в истории человечества, привел к появлению «отступников» в рядах сторонников психоанализа.
Теория конвергенции
Штерн:среда и наследственность взаимодействуют друг с другом, поэтому конвергенция (взаимодействие) определяет личность, то есть личность выступает как продукт социальной среды, то есть социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, то есть биологического фактора. «Душевное развитие не есть простое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешнего воздействия, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития».
Критика: Эта теория ни на шаг не продвинула исследование механизмов развития личности. Использование мнимой «диалектики» создает опасную видимость решения проблемы там, где нет ни методологически корректной поставки вопроса, ни конкретно научны поисков путей его решения. В связи с этим, например, А.Н.Леонтьев предостерегал против легкомысленной «псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В.Штерном эклектическая позиция, исходный дуализм механистически сложенного биологического и социального в жизни человека.
Теория деятельности
Генетику нельзя отрицать, но на сегодняшний день наука так развита, что на генетику можно влиять: мы можем делать тесты на генетическую совместимость, можем вмешиваться в генотип. Более того наша предметная деятельность тоже оказывает влияние на генотип.
Среды в чистом виде тоже нет. Человек превратил среду в свою предметную деятельность. Природой не предполагалось, что будет существовать кто-то или что-то, умеющее излучать вибрации той же длины, что и человеческий мозг.
Теория деятельности говорит, что нет прямого воздействия генетики и среды, они преломляются через личность в процессе его жизненного пути, и так создается индивидуальность. Жизнь человека – череда выборов.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (Леонтьев).
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (Леонтьев).