Критерии выбора методов АРК
Метод Ситуационные факторы | Фасили-таторство | Посредничество | Переговоры | Мини-слушание | Необязывающий арбитраж | Установление партнерства |
Попытка предотвратить конфликт | ||||||
Технические и юридические ресурсы сбалансированы | ||||||
Технические и юридические ресурсы не сбалансированы | ||||||
Многосторонний конфликт | ||||||
Ключевые стороны находятся в антагонистических отношениях | ||||||
Необходимо быстро разрешить проблему | ||||||
Важно контролировать процесс | ||||||
Высшее руководство хочет уделить проблеме время |
Учебный элемент № 7.
Управление стрессами
Учебные цели элемента
• Дать представление о природе и сути стресса в работе.
• Показать причины возникновения стресса в работе.
• Научить эффективно управлять стрессами в работе.
Как следует из рассмотрения материалов предшествующих разделов, деятельность менеджера связана со значительным напряжением, зачастую приводящим человека в состояние стресса. Далеко не всегда можно, да и нецелесообразно, полностью избавляться от стресса. Однако для того, чтобы стресс не наносил непоправимого ущерба, необходимо научиться управлять стрессами.
7.1. Стресс на рабочем месте
Стресс — слово, давно вошедшее в повседневный обиход, однако люди вкладывают в него разный смысл. Многие считают стресс безусловно отрицательным явлением и поэтому всячески стараются его избегать. Между тем стресс, особенно связанный с выполнением определенной работы, может быть как стимулирующим фактором, так и фактором, препятствующим эффективной профессиональной деятельности. Чтобы избежать неопределенности, дадим определение стрессу. Стресс — это реакция человека на воспринимаемое им соотношение между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью удовлетворять этим требованиям.
Ниже перечислены возможные факторы напряжения на рабочем месте, которые при определенных условиях могут перерасти в стресс. Проверьте, нет ли среди них тех, которые создают стрессовые ситуации для вас.
Контрольный листок
Возможные источники напряжения на рабочем месте
Физические условия
• освещенность
• размер помещения
• уединенность рабочего места
• свежесть и качество воздуха
• оборудование рабочего места
• доступность необходимых ресурсов
Поездки
• поездки на работу и с работы
• регулярные поездки, связанные с работой
• наличие необходимых ресурсов (транспорт, учет затраченного времени)
• бюджет
Характеристики самой работы
• характер выполняемой работы
• перегрузка или неполная нагрузка
• характерные требования со стороны работы
• область принятия решений
Роли
• четкие или расплывчатые границы ролей
• совместимые или конфликтующие ожидания, связанные с различными ролями
• ясность служебных инструкций
• ясность или неопределенность областей ответственности
Руководство
• как нами руководят
• насколько доступен руководитель
• его уровень стресса
Вознаграждения
• оплата труда
• оценка труда
• нематериальное вознаграждение
Взаимоотношения
• с коллегами
• с начальником
• с подчиненными
• с другими работниками вашей организации
• с людьми, от которых зависит ваша карьера
• с людьми, в которых мы нуждаемся для выполнения нашей работы