Критерии выбора методов обучения

Важной проблемой для учителя является выбор оптимального сочетания методов и приемов в конкретной педагогической ситуации. Этот выбор не является произвольным. Осуществляя его, педагог должен учитывать многие зависимости. Назовем те из них, которые выполняют функции критериев.

r Закономерности и принципы педагогического процесса.

r Цели и задачи педагогического процесса в целом, а также цели и задачи конкретного урока или воспитательного мероприятия.

r Содержание изучаемой учебной дисциплины и отдельного урока (цикла уроков).

r Время, отводимое на изучение того или иного учебного материала.

r Материально-технические и средовые условия обучения.

r Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, в том числе особенности их психофизического развития.

r Уровень обученности учащихся, уровень сформированности и особенности их мотивации к учебно-познавательной деятельности.

r Уровень развития учебной группы (детского объединения), стили педагогического руководства и педагогического общения.

r Возможности и индивидуальные особенности педагога (уровень развития профессионально-педагогической культуры, методического мастерства, опыт практической работы, личностные качества, способности, интересы и др.).

r Тип и структура урока, формы организации деятельности учащихся, содержание их домашней работы и т. д.

Искусство выбора методов обучения и воспитания заключается в отборе и компоновке методов, целесообразных и соответствующих системе работы педагога. Возможность применения того или иного метода диктуется целесообразностью его применения. При этом необходимо знать и учитывать, что каждый из них развивает и формирует. Например, словесные методы успешнее развивают словесно-логическое мышление, репродуктивные методы — практические умения, проблемно-поисковые методы — самостоятельность мышления, творческие умения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий «метод обучения», «прием обучения».

2. Что понимают под классификацией методов обучения? По каким признакам (основаниям) можно осуществлять классификацию методов обучения?

3. Назовите и охарактеризуйте группы методов обучения согласно классификации Ю. К. Бабанского.

4. Каковы отличительные особенности словесных методов обучения? Охарактеризуйте более подробно два-три из них (по выбору).

5. Раскройте функции наглядных и практических методов обучения. Каковы условия их эффективного применения? Охарактеризуйте те из них, которые наиболее часто используются педагогами и учащимися на уроках, соответствующих вашей специальности.

6. Назовите методы обучения, специально направленные на стимулирование и мотивацию деятельности и поведения учащихся. Дайте краткую характеристику игровых методов обучения.

7. Назовите виды, формы и методы педагогического контроля, которые традиционно применяются в общеобразовательной школе.

8. Что понимают под процессом оценивания деятельности учащихся и педагогов? Определите понятия «оценка» и «отметка».

9. Каковы основные требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся? Охарактеризуйте функции процесса оценивания.

10. Обоснуйте критерии выбора педагогом методов обучения. Почему этот выбор не может быть произвольным?

Рекомендуемая литература

1. Капранова В. А., Тихонова И. Г. Основы школьной дидактики. — Минск, 2002. — С. 89—106; 124—131.

2. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — С. 234—259.

3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — С. 470—510.

4. Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие. — Минск : ТетраСистемс, 2002. — С. 344—375; 471—480; 486—510.

5. Ситаров В. А. Дидактика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина]. — М. : Изд. центр «Академия», 2002. — С. 216—239.

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М. : Изд. центр «Академия», 2002. — С. 268—281.

7. Харламов И. Ф. Педагогика. — Минск : Універсітэцкае, 2000. — С. 197—237.

Глоссарий

r Метод педагогического процесса (обучения, воспитания) — способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач педагогического процесса (обучения, воспитания, развития).

r Классификация методов педагогического процесса (обучения, воспитания) — разделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию).

r Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный метод обучения — метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде.

r Репродуктивный метод обучения — метод обучения, основным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя.

r Метод проблемного изложения — метод, в рамках которого учитель ставит проблему и показывает пути ее научного или практического (экспериментального) решения.

r Частично-поисковый, или эвристический метод — метод, используя который учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач.

r Исследовательский метод — метод организации самостоятельной поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, нахождению новых способов решения или доказательств.

r Словесные методы — методы педагогического процесса, характеризующиеся тем, что учитель с помощью слова сообщает информацию, а учащиеся ее воспринимают с помощью слуха.

r Наглядные методы — методы, при использовании которых основным источником информации выступает не слово, а различного рода объекты, явления, наглядные или технические средства.

r Практические методы — способы организации практической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания.

r Игровые методы — способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступной определенному возрасту форме.

r Педагогический контроль — процедура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, ее результатах; установления степени достижения целей обучения и воспитания; проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств.

r Методы контроля в обучении — способы выявления (диагностики) результатов учебно-познавательной деятельности учащихся и преподавания.

r Процесс оценивания деятельности учащихся — взаимодействие педагога или технической системы с учащимися, в результате которого появляется парциальная или/и количественная оценка (отметка).

r Парциальная оценка — вербальные или невербальные реакции учителя, отражающие эмоционально-оценочное отношение учителя к работе ученика.

r Отметка — результат процесса оценивания, количественный показатель оценки результатов учебной деятельности учащихся, который фиксируется в документах.

Наши рекомендации