Эмоциональный стереотип поведения накладывает отпечаток на имидж личности и либо способствует формированию доверия, либо побуждает насторожиться и ограничить контакты

Притягательный психогигиенический образ партнера таков:

человек внешне и внутренне спокоен,

активен,

в хорошем настроении,

доброжелателен,

оптимистичен,

миролюбив.

В данном "Я-образе" представлены основные коммуникабельные качества личности, обладающие положительным энергетическим свойством. Однако наивно полагать, что при всех обстоятельствах кому-либо удастся сохранить именно такой "Я-образ". Человек — не бог и не ангел и, конечно, бывает в разных состояниях. Более того, правомерно допустить, что психогигиенический "Я-образ" должен изменяться адекватно обстоятельствам, соответственно характеру воздействий – положительных, нейтральных или отрицательных. При этом эмоции должны оставаться под контролем.

Признаком эмоционального здоровья личности является то, что ее психогигиенический "Я-образ" меняется адекватно внешним и внутренним воздействиям и при этом сохраняется в коммуникабельных диапазонах.

Вполне естественно, если эмоции "дышат": в ответ на положительные воздействия откликаются положительными проявлениями, а на отрицательные – негативными. Важно, чтобы они не "зашкаливали", не переходили в крайности, не создавали тем самым трудности в общении и не вредили самой личности.

Вам предлагается оценить логичность, адекватность и коммуникабельность собственного психогигиенического "Я-образа". Вы сможете это сделать с помощью приводимого ниже перечня эмоционально окрашенных элементов имиджа делового партнера (спокоен внешне, уверен в себе и т. д.) и набора шкал, прилагаемых к этим элементам. Каждая шкала содержит от нуля до 10 условных баллов: ноль баллов означает полное отсутствие измеряемого элемента, 10 – максимальное его проявление.

Оценка эмоционально окрашенных элементов "Я-образа" с помощью шкал проводится трижды:

1) сначала по каждому элементу отмечается норма – как вы чувствуете себя обычно, чаще всего, в повседневном общении. Нужное значение на шкале обводится "кружком";

2) затем вы вспоминаете себя в очень неблагоприятной ситуации -когда случается ссора, конфликт, когда что-то вас выводит из равновесия. Насколько в подобных случаях вы теряете душевное равновесие? Где окажутся ваши оценки на каждой шкале? Обводите их "треугольником";

3) наконец, представьте, что бывает с вами, когда вам очень хорошо, когда ситуация весьма благоприятна. В какой степени это отразится на разных ваших состояниях? На каждой шкале обведите нужную цифру "квадратом".

Таким образом, на каждой шкале будет три отметки – "кружок", "треугольник" и "квадрат". Не смущайтесь, если совпадут оценки элементов "обычно", "неблагоприятно" или "благоприятно" – совмещайте фигуры.

ВАШ ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЙ «Я-ОБРАЗ":

О-обычно в норме

А – возможный минимум в неблагоприятной ситуации – возможный максимум в благоприятной ситуации

Я бываю:

спокойным внешне 0 12345678910

спокойным внутренне 0 12 3 4 5 6 7 8 9 10 активным 012345678910

вхорошемнастроении0 123 4 5 67 89 10 доброжелательным 0 12 3 4 5 6 7 8 9 10


оптимистичным
миролюбивым

Обработка банных. На каждой оценочной шкале следует проследить за сочетанием сразу 3-х показателей — "обычно", "неблагоприятно", "благоприятно". Комбинации баллов на шкале дают представление о характере изменений, происходящих с психогигиеническим "Я-образом" по тому или иному параметру.

Проведенные нами обследования выявили несколько устойчивых вариантов сочетаний оценок и соответствующих им типов изменений "Я-образа". С помощью приводимой ниже таблицы вы можете расшифровать полученные на шкалах данные:

Тип изменений "Я-образа" Обычно Неблагоприятно Благоприятно
  (баллы) (баллы) (баллы)
1. Нормальная изменчивость 4-6 3-4 8-10
2. Приемлемая ригидность 4-6 3-4 6-7
3. Гипертимическая ригидность 7-8 4-7 8-10
4. Эйфорическая ригидность 9-10 7-10 9-10
5. Дистимическая ригидность 2-4 0-4 4-6
6. Дисфорическая ригидность 0-5 0-2 3-5
7. Экзальтированная 3-7 0-2 8-10
изменчивость      
8. Неадекватная изменчивость 4-5 6-8 6-10

В случае, если комбинация полученных вами 3-х оценок на шкале не отражена в таблице, отождествляйте ее с наиболее близким типом. Интерпретация результатов:

1. Нормальная изменчивость "Я-образа" означает, что ответные эмоциональные реакции на жизненные ситуации адекватны и, по всей вероятности, сохраняют коммуникабельную форму. Такой вариант изменений предпочтителен и свидетельствует в пользу имиджа.

Оценка "обычно" в границах 4—6 баллов, то есть в центре шкалы; при неблагоприятной ситуации оценка несколько снижается — в пределах 3—4 баллов; в благоприятной ситуации — повышается до 8—10 баллов. Эмоции "дышат", выполняют свою энергетическую и сигнальную функцию. Партнёры, вероятно, видят естественные реакции наблюдаемого человека. Следовательно, он открыт и откликается эмоциями на воздействия. Есть основания доверять ему.

2. Приемлемая ригидность "Я-образа" выражается в том, что эмоциональные состояния мало меняются в соответствии со смыслом воздействий. Эмоции слабо "дышат" и, возможно, недостаточно информируют партнеров о переживаниях событий. Тем не менее состояния сохраняют коммуникабельную форму, что, как правило, импонирует

участникам совместной деятельности. Баллы: "обычно" – 4-6; "неблагоприятно" – 3^; "благоприятно" – 6-7.

3. Гипертимическая ригидность "Я-образа". В этом случае эмоциональный стереотип поведения.во всех ситуациях отличается мажорными окрасками: "обычно" – 7-8 баллов, "неблагоприятно" – 4-7, "благоприятно"-8-10 баллов.

Постоянно высокий энергетический тонус – естественное для респондента состояние, но в конце концов его ресурсы "изнашиваются". При этом очень узок диапазон проявления эмоций, они в завышенных значениях даже в состоянии "обычно". Когда наступает "благоприятная" ситуация, эмоции не могут адекватно проявляться. Данное обстоятельство несколько затрудняет расшифровку эмоций со стороны окружающих: личность всегда на подъеме, и трудно понять, как она относится к позитивным переменам. Однако в целом ее психогигиенический "Я-образ" находится в коммуникабельных границах, хотя, возможно, партнеры чувствуют некоторый дискомфорт.

4. Эйфорическая ригидность "Я-образа" отмечается в том случае, когда очень высоки (7-10 баллов) и сливаются значения "обычно", "неблагоприятно" и "благоприятно". Индивид безжалостно растрачивает свою эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления Понятно, эмоции "не дышат", очень перегружены их смысловые значения для партнеров, имижд становится некоммуникабельным

Самый тяжелый для взаимодействия вариант, когда три фигуры на шкале – "кружок", "треугольник" и "квадрат" сливаются в районе 9-10 баллов Это явное свидетельство нарушений в сфере эмоциональной отзывчивости Человек с таким психогигиеническим статусом не может вызвать доверие.

5. Дистимическая ригидность "Я-образа" проявляется в том, что эмоции индивида функционируют в узком диапазоне сниженных значений шкалы- "обычно" – 2-4 балла, "неблагоприятно" – 0-4, "благоприятно" -4-6.

Эмоции "дышат" плохо, преобладают минорные окраски состояний, определяющих имидж, что приводит к снижению коммуникабельности личности и доверия к ней. В своем психогигиеническом "Я-образе" личность с готовностью демонстрирует негативно окрашенные состояния и не может откликаться на положительные ситуации.

6. Дисфорическая ригидность "Я-образа" характеризуется тем, что диапазон эмоционального реагирования по шкале не бывает выше 5 баллов Но самое показательное то, что оценки "обычно" и "неблагоприятно" сливаются в границах 0-3 баллов. Личность страдает серьезными нарушениями в сфере эмоциональной отзывчивости, а ее имидж утрачивает коммуникабельность.

7. Экзальтированная изменчивость "Я-образа". Основным показателем в этом случае является очень большой диапазон

эмоционального реагирования: в "неблагоприятных" обстоятельствах -минимум баллов (0-2), в "благоприятных" – максимум (8-10) В обоих крайностях эмоции выдают большую энергию и перегружены информацией В результате они утрачивают коммуникабельность и вредят имиджу личности.

8. Неадекватная изменчивость "Я-образа". Проявляется в том, что на неблагоприятные воздействия человек почему-то реагирует в диапазоне гипертимических или эйфорческих значений шкал При этом нормативные его реакции происходят в средних шкальных интервалах. Очевидно, это случаи парамимии, когда возникают реакции, противоположные общепринятым.

В ходе наших обследований была выявлена частота (%) типов изменений психогигиенического "Я-образа" по 8 описанным состояниям у представителей ряда профессиональных групп (N – число опрошенных):

Тип изменении "Я-образа" Врачи N=79 Медсестры Воспитатели Временно безработ N=113 N=38 N=27
1 Нормальная изменчивость 17,3 15,9 25,1 !1,3
2 Приемлемая ригидность 10,9 12,8 6,4 3,8
3 Гипертимическая ригидность 27,8 23,5 20,6 25,4
4 Эйфорическая ригидность 12,1 13,9 18,3 24,3
5 Дистимическая ригидность 5,0 9,4 2,6 7,6
6 Дисфорическая ригидность 0,8 1,3 1,9
7 Экзальтированная изменчивость 20,0 14,7 22,0 25,9
8 Неадекватная изменчивость 6,0 8,3 3,0 1,6

Правило 2. Преодолевайте двойственность и неопределенность эмоциональных состояний.

Правило адресовано людям, эмоции которых проявляются в ограниченном диапазоне, ригидны по своей природе и потому обычно неярки. Такие эмоции нуждаются в коррекции

Как известно, деловое и тем более дружеское, семейное общение эффективно в том случае, если достаточно ясны и понятны отношения, намерения и умонастроения партнеров. Если же кто-либо из участников взаимодействия остается загадкой, непредсказуем или неубедителен, это снижает определенность коммуникации. Партнеры настораживаются и вынуждены предпринимать дополнительные меры с тем, чтобы выявить сущность общающейся стороны.

Рассмотрим весьма вероятную ситуацию. Пациент, обратившийся в

медицинское учреждение, рассчитывает встретить сочувствие и сопереживание. Однако врач на протяжении приема ведет себя эмоционально сдержанно, суховато. По крайней мере, такой вывод можно сделать, наблюдая за его лицом и слушая его голос. Медика можно понять: профессиональное общение требует большой отдачи, приходится экономить энергию. Но поймет ли это пациент? Не поймет и, вероятно, подумает: "Какой неотзывчивый врач".

Теперь представьте, что родитель беседует с учителем о сыне или дочери. Естественно, от педагога ожидать участия и понимания. Однако он эмоционально не проявляет себя, хотя, возможно, все принял близко к сердцу. Тем не менее его экспрессия не соответствовала ожиданиям партнера, и он остался недовольным, почувствовал некоторую обиду. Учителя тоже можно понять: общение с детьми и родителями отнимает много сил. Партнер же скорее всего подумает: не умеет войти в положение, равнодушен к исполняемым обязанностям.

Судьба часто связывает нас: учитель оказывается пациентом врача, а врач узнает в учителе своего пациента. Так и хочется сказать: будем взаимно эмоционально отзывчивыми.

Профессионал в сфере человеческих отношений должен выработать такую экспрессию, которая была бы достаточно информативной и коммуникабельной для партнеров и в то же время экономичной.

Несмотря на кажущуюся простоту изложенного требования, практика свидетельствует об ином: человеку удобнее следовать сложившемуся стереотипу поведения. Проиллюстрируем это примером.

На занятиях психолога с участковыми врачами, обслуживающими взрослое население, проводится деловая игра. Одна из коллег изображает больную, которая вызвала врача на дом. Другой доктор показывает, как он провел бы посещение пациентки. "Больная" – пенсионерка, требовательная и нервная особа, да к тому же весь день ждет помощи. Роль врача досталась молодому, хорошо знающему свое дело специалисту. Он человек уравновешенный, спокойный. На это все участники игры обращали внимание и считали достоинством личности. Но вот как развивались события в игровой ситуации.

"Больная" на повышенных тонах упрекает врача за опоздание, требует подчеркнутого внимания к себе. Доктор сохраняет спокойствие, он остается в рамках своего привычного эмоционального стереотипа поведения – хладнокровное выражение лица, ни одного лишнего слова. Чем дольше продолжалась эта сцена, тем больше нервничала "больная"..

Все наблюдатели вдруг поняли, что именно так чаще всего бывает в жизни: когда один нуждается в сочувствии и успокоении, а другой остается нейтральным, это приводит к эмоциональному всплеску. Так произошло и на занятиях. Играющие, как говорится, вошли в роли: "больная" начала демонстрировать агрессию, а "врач" неожиданно для всех и, очевидно, для

самого себя заявил: "Я сейчас уйду и не буду вами заниматься, лечитесь у другого!".'

Будем надеяться, что в реальности финал был бы иным. Однако, вывод напрашивается сам собой: доктор должен был откликнуться на эмоции пациентки – выразить сочувствие, произнести успокаивающие слова. Но его экспрессия не достигла адекватного коммуникабельного значения, что и послужило толчком для конфликта.

Наши рекомендации