Основной принцип оформления помещения - ничего лишнего
Увлечение декорированием, не привязанным к функциональности, разрушит пространственный оптимум и неизбежно скажется на результатах психологической деятельности. Как таковой, рабочий кабинет психолога не может быть комнатой отдыха и развлечений для персонала, а также являться «красным», показательным уголком дошкольного учреждения.
Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности.
Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста.
Первая профессиональная зона - пространство взаимодействий с детьми.
Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:
Мебель и оборудование | Детский столик, 2-3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного возраста). Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1-2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). CD-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными музыкальными произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности |
Стимульный материал | Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией |
Технический материал | Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата |
Вспомогательный материал | Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин»,.«Семья») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» - «Волк», «Баба-Яга» - «Царевна» и т.д.). Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас). 2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы |
Вторая профессиональная зона психологического кабинета -пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги).Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.
Мебель и оборудование | Мягкий диван или кресло (малогабаритные) |
Стимульный материал | Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам |
Технический материал | Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал |
Вспомогательный материал | Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники) |
Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога.
Мебель и оборудование | Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности) |
Технический материал | Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера |
Вспомогательный материал | Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности |
Интерпретационный материал | Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности. Безусловно, трудности финансового и материально-технического обеспечения большинства дошкольных учреждений государственного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологической службы достаточно реальна. |
Безусловно, трудности финансового и материально-технического обеспечения большинства дошкольных учреждений государственного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологической службы достаточно реальна.
Детская практическая психология, 2004 (проф. Т.Д. Марцинковская)