Рабочая программа дисциплины. «Психология лидерства и руководства»
«Психология лидерства и руководства»
Цель дисциплины:освоение совокупности теоретических знаний и практических умений, позволяющих анализировать проявления феноменов лидерства и руководства в организации, а также осуществлять социальное влияние в системе профессиональных и межличностных отношений.
Задачи дисциплины:
1. Изучить базовые теоретические подходы к пониманию процессов лидерства и руководства в современной психологической науке;
2. Рассмотреть арсенал приемов лидерства и руководства в различных сферах социальной жизни;
3. Сформировать умения анализировать психологические аспекты стратегий лидерства и руководства в организации;
4. Совершенствовать навыки, способствующие рациональному управлению социальным взаимодействием в контексте формальных и неформальных отношений.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
Компетенции, формируемые при изучении дисциплины:
- осуществлять руководство подчиненными сотрудниками.
- управлять внутренними коммуникациями организации;
Учебно-тематический план дисциплины
Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) | Общее количество часов | Общее кол-во часов контактной работы преподавател со слушател | Общее количество часов самостоятельн работы |
1. Лидерство и руководство как психологические феномены | |||
2. Лидерство в малой группе и организации | |||
3. Психология управления неформальными коммуникациями в организации | |||
Итого: |
Материалы для организации самостоятельной работы
Тема 1. Лидерство и руководство как психологические феномены
Ознакомившись с рекомендованной литературой, ответьте на следующие вопросы:
1. Какова характеристика лидерства как психологического феномена?
2. По каким критериям различаются понятия «лидерство» и «руководство»?
3. В чем сущность авторитарного, демократического и либерального стилей руководства?
4. Что вы знаете об индивидуальном стиле деятельности руководителя?
5. Каковы типы социальной власти по Д. Френчу и Б. Равену?
6. В чем сущность харизматической, ситуативной, последователей и интегральной теорий лидерства?
7. В чем состоят ключевые идеи понимания феномена лидерства в психологии ХХ века?
Тема 2. Лидерство в малой группе и организации
Ознакомившись с рекомендованной литературой, ответьте на следующие вопросы:
1. Что вы знаете о структуре формальных и неформальных отношений в группе?
2. Какова психологическая характеристика групповых статусов и ролей?
3. В чем состоят функции лидера в малой группе?
4. Каково психологическое содержание функций руководителя организации?
5. Каковы критерии эффективного лидерства в группе?
6. Обоснуйте возможность выполнения индивидом ролей лидера и руководителя в одной и той же группе.
Тема 3. Психология управления неформальными коммуникациями в организации
- В чем состоит сущность неформальных коммуникаций в организации?
- Каковы сложности управления неформальными коммуникациями?
- Каковы факторы возникновения и распространения слухов?
- Что вам известно о факторах нарушения достоверности содержания слухов?
- Каковы стратегии противодействия влиянию слухов?
- Каковы основные функции сплетен в социальной среде?
- Какие искажения атрибуции имеют место в сплетничании?
- Каковы возможные способы противодействия сплетням?
Рекомендуемая литература:
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по дисциплине
Вид проведения промежуточной аттестации – зачет. Предусмотрен письменный ответ на один из предложенных преподавателем вопрос из списка, представленного ниже.
Вопросы к зачету
1. Лидерство как психологическая характеристика членов группы.
2. Руководство как социально-психологическая характеристика отношений в группе.
3. Психологический анализ ресурсов власти руководителя.
4. Ключевые идеи понимания феномена лидерства в психологии ХХ века.
5. Психологический анализ стилей руководства группой.
6. Малая группа как психологический феномен.
7. Психологические особенности социального влияния в контексте малых групп.
8. Психологический анализ критериев эффективного лидерства в группе.
9. Психологическая характеристика групповых статусов и ролей.
10. Психологическая характеристика формальных и неформальных отношений в группе.
11. Психологическая характеристика неформальных коммуникаций в организации.
12. Факторы распространения слухов в организации.
13. Психологический анализ феномена сплетничания.
14. Приемы противодействия негативному влиянию сплетен на психологический климат в организации.
15. Стратегия и тактика противодействия влиянию ложных слухов на психологический климат в организации.