Рабочая программа дисциплины. «Психология лидерства и руководства»

«Психология лидерства и руководства»

Цель дисциплины:освоение совокупности теоретических знаний и практических умений, позволяющих анализировать проявления феноменов лидерства и руководства в организации, а также осуществлять социальное влияние в системе профессиональных и межличностных отношений.

Задачи дисциплины:

1. Изучить базовые теоретические подходы к пониманию процессов лидерства и руководства в современной психологической науке;

2. Рассмотреть арсенал приемов лидерства и руководства в различных сферах социальной жизни;

3. Сформировать умения анализировать психологические аспекты стратегий лидерства и руководства в организации;

4. Совершенствовать навыки, способствующие рациональному управлению социальным взаимодействием в контексте формальных и неформальных отношений.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

Компетенции, формируемые при изучении дисциплины:

- осуществлять руководство подчиненными сотрудниками.

- управлять внутренними коммуникациями организации;

Учебно-тематический план дисциплины

Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) Общее количество часов Общее кол-во часов контактной работы преподавател со слушател Общее количество часов самостоятельн работы
1. Лидерство и руководство как психологические феномены
2. Лидерство в малой группе и организации
3. Психология управления неформальными коммуникациями в организации
Итого:

Материалы для организации самостоятельной работы

Тема 1. Лидерство и руководство как психологические феномены

Ознакомившись с рекомендованной литературой, ответьте на следующие вопросы:

1. Какова характеристика лидерства как психологического феномена?

2. По каким критериям различаются понятия «лидерство» и «руководство»?

3. В чем сущность авторитарного, демократического и либерального стилей руководства?

4. Что вы знаете об индивидуальном стиле деятельности руководителя?

5. Каковы типы социальной власти по Д. Френчу и Б. Равену?

6. В чем сущность харизматической, ситуативной, последователей и интегральной теорий лидерства?

7. В чем состоят ключевые идеи понимания феномена лидерства в психологии ХХ века?

Тема 2. Лидерство в малой группе и организации

Ознакомившись с рекомендованной литературой, ответьте на следующие вопросы:

1. Что вы знаете о структуре формальных и неформальных отношений в группе?

2. Какова психологическая характеристика групповых статусов и ролей?

3. В чем состоят функции лидера в малой группе?

4. Каково психологическое содержание функций руководителя организации?

5. Каковы критерии эффективного лидерства в группе?

6. Обоснуйте возможность выполнения индивидом ролей лидера и руководителя в одной и той же группе.

Тема 3. Психология управления неформальными коммуникациями в организации

  1. В чем состоит сущность неформальных коммуникаций в организации?
  2. Каковы сложности управления неформальными коммуникациями?
  3. Каковы факторы возникновения и распространения слухов?
  4. Что вам известно о факторах нарушения достоверности содержания слухов?
  5. Каковы стратегии противодействия влиянию слухов?
  6. Каковы основные функции сплетен в социальной среде?
  7. Какие искажения атрибуции имеют место в сплетничании?
  8. Каковы возможные способы противодействия сплетням?

Рекомендуемая литература:

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по дисциплине

Вид проведения промежуточной аттестации – зачет. Предусмотрен письменный ответ на один из предложенных преподавателем вопрос из списка, представленного ниже.

Вопросы к зачету

1. Лидерство как психологическая характеристика членов группы.

2. Руководство как социально-психологическая характеристика отношений в группе.

3. Психологический анализ ресурсов власти руководителя.

4. Ключевые идеи понимания феномена лидерства в психологии ХХ века.

5. Психологический анализ стилей руководства группой.

6. Малая группа как психологический феномен.

7. Психологические особенности социального влияния в контексте малых групп.

8. Психологический анализ критериев эффективного лидерства в группе.

9. Психологическая характеристика групповых статусов и ролей.

10. Психологическая характеристика формальных и неформальных отношений в группе.

11. Психологическая характеристика неформальных коммуникаций в организации.

12. Факторы распространения слухов в организации.

13. Психологический анализ феномена сплетничания.

14. Приемы противодействия негативному влиянию сплетен на психологический климат в организации.

15. Стратегия и тактика противодействия влиянию ложных слухов на психологический климат в организации.

Наши рекомендации