Практическое задание. Приведите доводы за и против использования животных в психологических исследованиях

Приведите доводы за и против использования животных в психологических исследованиях. Найдите научные публикации по данной проблеме.

Далее выполните задание:

Что из нижеперечисленного верно в отношении фальсификации исследовательских данных?

а) мошенничество в конце концов будет обязательно раскрыто, так как результаты подложных экспериментов не соответствует полученным данным в истинном исследовании;

б) она определяется как подделка всех или большинства данных исследования, а изменение малого количества данных не считается мошенничеством;

в) она может оказаться нераскрытой, если сфабрикованные результаты похожи на истинные, полученные в других исследованиях;

г) это довольно редкое явление, потому что организация академической системы не позволяет получить вознаграждение за сфабрикованные данные.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте суть методологических принципов отечественной психологии.

2. Как соотносятся между собой: метод, методология и методика исследования?

3. В чем достоинство и недостатки включенного наблюдения?

4. Почему недопустима абсолютизация метода самонаблюдения?

5. Для изучения какого рода психических явлений и процессов анализ словесного отчета является необходимым объективным методом исследования?

6. В чем особенности, преимущества и актуальность системного метода в психологии?

7. Что значит объяснить психологический факт?

8. Чем психологическое объяснение будет отличаться от житейского трактования, математического доказательства?

9. Какими требованиями определяется научный подход к психологическому исследованию?

10. Что сближает психологические исследования с философскими проблемами?

11. Каковы современные представления о теоретических и эмпирических методах психологии?

12. Что предполагает постановка научной проблемы?

13. Объясните, почему необходимо изучать методы исследования?

14. Что характерно для научного наблюдения и чем оно отличается от житейского?

15. Назовите фундаментальные методологические проблемы психологии.

16. Дает ли наука ответы на все вопросы? Приведите аргументы и примеры.

17. Что входит в структуру методологии психологической науки?

18. Перечислите уровни и функции методологии психологической науки?

19. Охарактеризуйте классификацию методов психологического исследования по С.Л. Рубинштейну.

20. Дайте характеристику классификации методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву.

21. В чем заключается отличие наблюдения от эксперимента?

Рекомендуемая литература

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. – М., 2004.

2. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. №4. С. 3-21

3. Брушлинский А.В. Два основных подхода к проблеме «биологическое-социальное» // Биологическое и социальное в развитии человека / Отв. ред. Е.В. Шорохова, А.В. Брушлинский. – М., 1977. – С. 131-139.

4. Брушлинский А.В. С.Л. Рубинштейн – основоположник деятельностного подхода к психологической науке // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. – М., 1989. – С. 61-102.

5. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Психология. – М., 2000. – С. 14-120.

6. Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология и «вызовы» постмодернизма // Вопросы психологии. 2002. №3. С. 119-131.

7. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М., 2002.

8. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. №7. С. 109-125.

9. Зинченко В.П. Теоретический мир психологии // Вопросы психологии. 2003. №5. С. 3-17

10. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. – СПб., 2001. – С. 51-60 (Физическое и психическое. Существование взаимной зависимости. Различные взгляды на отношение между духом и телом).

11. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М., Воронеж, 1996.

12. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. – М., 1999.

13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1999.

14. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М., Воронеж, 2005.

15. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. – М., Воронеж, 2005.

16. Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века // Психологический журнал. 2006. Т. 27. №1. С. 23-34.

17. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1992.

18. Мамардашвили М.К. Философские чтения. – СПб., 2002.

19. Мироненко И.А. Биосоциальная проблема в современной психологии и перспективы развития отечественной истории // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №1. С. 88-94.

20. Мясищев В.Н. О соотношении биологического и социального в психике человека // Психология отношений. – М., Воронеж, 1995. – С. 68-82.

21. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. 2000. №5. С. 3-17.

22. Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005.

23. Рассел Б. Факт, вера, истина и познание // Человеческое познание: его сфера и границы. – К., 2001. С. 158-174.

24. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969. – С. 146-229 (Раздел III. Методы психологии и диффенциация психологических понятий); С. 230-232 (Раздел IV. Интеграция понятий и объяснение в психологии).

25. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.

26. Челпанов Г.И. О методах психологии // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 263-280.

27. Челпанов Г.И. Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе. – М., 2009.

28. Юревич А.В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. Т. 27. №1. С. 97-106.

29. Яновский М.И. О классификации психологических теорий // Психологический журнал. 2004. Т. 25.

30. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. – М., 2007.

Наши рекомендации