Государственное вмешательство в ценообразование реадизуется на основе сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен
1. Прямое государственное регулирование цен - администротивное вмешательство государства в установление действующих цен, участие государства в формирование уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования.
Основные формы прямого регулирования цен:
" общее замараживание цен на отдельные товары (применяется при чрезвычайно сильной инфляции в экономике);
" установление фиксированных цен и тарифов (сохранение цен на товары, услуги, ценные бумаги на определенном стабильном уровне.
" Уствновление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены (минимального или максимального). Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефецита, т.к. рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства;
" Установление предельного норматива рентабельности - в цене учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов;
" Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок-. разрешено устанавливать органами местной власти на местах;
" Декларирование цен- по решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции;
" Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции - если цена превышает рекомендуемый уровень, можеьт применяться прогрессивное налогооблажение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные;
" Паритетная цена -цена на продукцию сельского хозяйства, позволяющая их производителю за неизменный объем продукции иметь денежный доход, достаточный для приобретения "потребительской корзины" -стабильного набора потребительских благ и услуг.
2. Косвенное государственное регулирование цен - это воздействие правительства на те факторы, которые изменяют коньюктуру рынка в желаемом направлении:
-расширение товарного предложения на рынке,
-увеличение рыночного спроса, управления доходами населения,
-регулирование налогов.
К мерам косвенного регулирования це относится:
" государственные закупки;
" налоговая система;
" регулирование денежного обращения и кредита;
" политика государственных инвестиций;
" регулирование государственных расходов;
" установление норм амортизации.
Этими мерами государство стремиться установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту це в масштабах всей экономики.
Косвенное регулирование цен осуществляется путем:
" применения льглтного налогооблажения.
" льготного кредитования.
" субсидирования и дотирования из бюджета.
" заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги и т.д..
90. В условиях самостоятельности предприятия на рынке и его свободы в части ценообразования перед руководством предприятия любого уровня возникает жизненно важный вопрос:
" какую политику проводить при установлении цен?
" как организовать контроль за определением цен в различных филиалах, подразделениях предприятия?
Работа по ценообразованию, обоснованию цен является одним из составных элементов проведения политики предприятия на рынке.
Нужно отказаться от идеологии и мышления прежних условий, когда специалисты по определению цен рассматривались лишь как расчетчики, технические работники. Теперь от них требуется иной уровень и качество деятельности.
Работу по обоснованию и установлению цен на предприятии целесообразно строить: комплексно; системно; с четким определением функций каждого уровня и подразделения, службы администрации.
Первое что должно быть определено:
" кто принимает решение в установлении цен, кто подготавливает эти решения?
" необходимо определить, в каких случаях и кем утверждаются цены:
- советом директоров;
- президентом акционерного общества;
- генеральным директором объединения, предприятия, его заместителями, начальником отдела сбыта, его представителями на местах.
Второе - необходимо четко определить конкретные функции подразделений и служб администрации в работе по обоснованию (установлению) цен.
91. В обосновании цен на продукцию предприятия и приобретаемые им ресурсы в условиях рынка принимают участие практически все основные подразделения и службы администрации:
" планово-экономические;
" ценообразования;
" сбыта и реализации продукции;
" производственно-технологические;
" вспомогательные и обслуживающих производств;
" труда и заработной платы;
" материально-технического обеспечения производства;
" финансы;
" бухгалтерия.
Эта работа должна проходить при строгой координации центральных служб предприятия и соответствующих служб филиалов, цехов и других подразделений предприятия, объединения или акционерного общества.
92.
93. перед назначением окончательной цены фирма должна рассмотреть ряд дополнительных соображений:
" Психология ценовосприятия - продавец должен учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены.
Многие потребители смотрят на цену как на показатель качества товара.
Психологически лучше воспринимается несколько заниженная, некруглая или дробная цена.
" Политика цен, проводимая фирмой (скидки, ответные меры на изменение цен конкурентов).
" Влияние цены на других участников рыночной деятельности (отношение поставщиков, продавцов, конкурентов, государства).
Прежде чем установить окончательную цену, фирма должна также учитывать:
" Степень государственного регулирования
" Уровень и динамику спроса
" Характер конкуренции
" Потребности оптовых и розничных торговцев.
Движущими силами в развитии рыночного хозяйства служат:
1. Конкуренция
2. Состязательность
3. Соперничество
Цены - инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала.
Рыночное хозяйство может эффективно функционировать:
" только при свободных конкурентных ценах, складывающихся в результате торга и договора купли-продажи между продавцом и покупателем
" с учетом конкурентного выбора,
" соотношения спроса и предложения,
" воспроизведения равновесия рынка.
Без конкурентного равновесия цен рыночное хозяйство обречено на застой.
Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются:
1. Экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий - субъектов хозяйствования, агентов рынка как собственников.
2. Коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реализуемая посредством взаимовыгодных договоров, в частности, в виде устных соглашений, договоров, контрактов купли - продажи.
3. Содействие и защита договорно-контрактных отношений, других хозяйственных споров, гарантирующих возмещение потерь, убытков и упущенной выгоды.
4. Наличие конкурентной среды и преодоление монополизма, обеспечивающих возможность выбора поведения субъектов хозяйствования, агентов рынка.
5. Равновесие рынка, соотношение с проса и предложения уравновешивается посредством равновесной цены.