А) метод фокальных объектов;
В) область знаний о креативной деятельности человека.
2. Какая из перечисленных функций не входит в сферу интересов методологии:
а) выявление смысла научной деятельности и ее связи с другими сферами деятельности человека;
б) решение задачи по совершенствованию и рационализации научной деятельности;
В) формирование алгоритма, обеспечивающего нахождение решения творческих задач .
3. Какое из определений науки верно:
А) сфера человеческой деятельности, направленная на приобретение знаний о причинах и следствиях, а также о соответствующих закономерностях природных процессов;
б) сфера человеческой деятельности, направленная на приобретение
знаний о связи структуры и параметров системы с ее функцией;
в) сфера человеческой деятельности, направленная на реализацию
знаний о закономерностях природных процессов.
4. Что есть теория:
а) совокупность сведений о функционировании системы:
Б) система обобщенного достоверного знания о системе, описывающая, объясняющая и предсказывающая ее функционирование;
в) фрагменты обобщенного достоверного знания о функционировании элементов системы и системы в целом.
5. Центральная идея теории определяет :
а) аспект, в котором рассматривается функционирование системы;
б) процесс функционирования системы;
В) структуру системы.
6. Какой процесс в полной мере иллюстрирует закон «отрицание отрицания»:
а) построение математической модели;
б) исследование математической модели;
В) получение новых сведений об объекте по его модели.
7. Результат творческого процесса должен удовлетворять совокупности:
а) двух качеств;
Б) трех качеств;
в) четырех качеств.
8. Результат творческого процесса должен удовлетворять требованию
изящества:
А) всегда;
б) не всегда;
в) не должен удовлетворять вообще.
9. Парадигмой научного творчества (исследования) является:
а) синергетика;
б) эвристика:
В) эвристика и синергетика.
10. Высокий интеллектуальный уровень является:
а) обязательным условием креативности;
Б) условием креативности;
в) не связан с креативностью.
11. Задачей эвристики является:
а) разработка методов и путей управления процессами продуктивного
мышления;
Б) познание закономерностей творческого мышления и разработка
Методов и путей управления процессами продуктивного мышления;
в) установление алгоритма процесса творческого мышления.
12. Характерной особенностью эвристики является:
а) познание механизма процесса творческого мышления;
б) установление характерных особенностей процесса творческого
мышления;
В) фиксация и использование характерных особенностей механизма
Научного творчества.
13. В основе функционирования сложных и очень сложных систем любой
физической природы лежит принцип:
А) самоорганизации;
б) суперпозиции;
в) аддитивности.
14. Принцип самоорганизации реализуется за счет наличия в системе:
А) обратной связи;
б) отрицательной обратной связи;
в) положительной обратной связи.
15. Какое из перечисленных четырех свойств является не характерным для
самоорганизующихся систем: 1. сложность; 2. открытость; 3. нелиней-
ность; 4. наличие только информационных связей
а) 1;
б) 3;
В) 4.
16. Синергетика – новая система взглядов, рассматривающая живое и
неживое как единое целое на основе идеи:
а) обратной связи:
Б) самоорганизации;
в) аналогии.
17. Какой из перечисленных этапов не входит в структуру процесса изо-
бретательства: 1.Озарение; 2. Концентрация усилий; 3. Формирование
центральной идеи
А) 3;
б) 2;
в) 1.
18. Психологическая инерция это:
а) замедленная реакция на изменение внешней среды ;
Б) предрасположенность к какому-либо конкретному образу мышле-
Ния;
в) слабая способность к творческой деятельности.
19. Что из перечисленного не является результатом применения методов,
стимулирующих процесс изобретательства: 1. Алгоритм решения изо-
бретательской задачи; 2. Интенсификация генерации новых идей; 3.
Повышение концентрации оригинальных идей в общем потоке
А) 1;
б) 2;
в) 3.
20. При каком методе активизации поиска признаки случайно выбранных
объектов переносятся на совершенствуемый объект:
а) метод фокальных объектов;
б) морфологический метод;
в) метод контрольных вопросов.
21. Какой из методов активизации поиска считают наиболее эффективным
а) мозговой штурм;
Б) синектика;
в) морфологический анализ.
22. В задачах какого уровня объект изобретения должен быть изменен, но
незначительно
а) первого;
Б) второго;
в) третьего.
23. В задачах какого уровня объект изобретения должен быть значительно
изменен
а) первого;
б) второго;
В) третьего.
24. В задачах какого уровня объект изобретения изменяется полностью
а) третьего;
Б) четвертого;
в) пятого
25. Что отличает задачи более высокого уровня от задач низших уровней
а) число проб;
б) трудность решения;