Послание родителям от ребёнка
Дорогие мои родители!
РОДИТЕЛЯМ ОТ ПОДРОСТКА:
· Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
· Не полагайтесь на силу в общении со мной, это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
· Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определять свое место.
· Не давайте обещаний, которые вы не исполните; это ослабит мою веру в вас.
· Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
· Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
· Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
· Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимание на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.
· Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.
· Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
· Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
· Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
· Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Буду запуган, я легко превращусь в лжеца.
· Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
· Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
· Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствия от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне слишком много внимания.
· Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
· Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
· Не беспокойтесь, что проводим вместе мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
· Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
· Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения.
· Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
· И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…
Еще одно послание родителям.
Чего мы хотим от своих родителей…
1. Чтобы они нам доверяли и не думали, что мы кидаемся в омут, очертя голову.
2. Принимали наших друзей.
3. Не ждали, чтобы обязательно наши оценки соответствовали «потенциалу».
4. Не считали нашу одежду отвратительной.
5. Не кидали быстрых подозрительных взглядов.
6. Не находили ошибки абсолютно во всем, что мы делаем.
7. Уважали наше «скромное, но собственное мнение».
8. Не смеялись над нашими идеями.
9. Не принимали нас за детей, которые не знают о чем говорят.
10. Не подозревали без оснований.
11. Не сравнивали с братьями или сестрами.
12. Не думали, что мы в них совсем не нуждаемся.
13. Не старались с нашей помощью осуществить свои мечты.
14. Не заставляли чувствовать нас неудачниками, когда мы не можем оправдать их ожидания
15. Не думали, что если мы не получим высшего образования, то ничего в жизни не добьемся.
16. Не думали, что мы их полная и безраздельная собственность.
17. Понимали, что нам тинэйджерам необходимы свобода и самовыражение.
БИЛЛЬ О ПРАВАХ РОДИТЕЛЕЙ
(по Э.Шострому “Анти-Карнеги, или человек-манипулятор”)
Этот билль живо обсуждается как ребятами, так и родителями. На примере этого послания можно учиться ответственному «Я»-высказыванию в адрес собственного ребенка, локализировать, уточнять, калибровать смыслы и ожидания друг друга.
1.Сотрудничайте с нами, не старайтесь быть инфантильнее, чем вы есть на самом деле, разыгрывая беспомощность и глупость. Дайте нам понять, что мы можем расти вместе, что мы можем рассчитывать на вас в том, что в конечном итоге вы станете независимыми от нас.
2.Помните, что серьезная учеба означает серьезное дело. Возможно, вам и необходимо утвердить свою независимость словом "нет", но мы имеем свои ограничения.
3.Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке. От нас зависит, какими вы станете, но и от вас зависит, какие родители получаются из нас. Нам нужно, чтобы вы развили ответственность - способность ответить!
4.Мы стараемся свести до минимума наши требования и пореже употреблять "ты должен". Но помните, что ваша работа всецело развить "хочу", чтобы заменить их.
5.Единственно определенное, что можно сказать о взрослых, как о человеческих существах вообще, это то, что мы способны на ошибки и часто бываем несостоятельными. Примите и нашу способность падать.
6.Нам бы хотелось, чтобы вы сказали нам, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. "СПАСИБО" - это такой стимул!
7.Иногда принимайте наши правила, даже если вы не понимаете их. Будучи взрослыми, мы, действительно, иногда знаем лучше!
8.Не ждите всегда ответа от нас. Постарайтесь сами проанализировать и понять вопрос. Понимание вопроса важнее, чем знание ответа.
9.Помните, что нам приятен ваш интерес к нашей деятельности. Взрослые не всегда консервативны, и вы можете научиться любить что-то из того, что мы делаем.
10.Любите нас, когда мы ошибаемся и вы уверены в этом. Быть родителями - это не значит быть Богом. Даже если вы требуете всемогущества, вы на самом деле всего лишь люди.
11.Не стоит механически брать с нас пример. Не копируйте нас, подходите к себе творчески.
12.Мы тоже нуждаемся в отдыхе. Уважайте наших друзей, как мы уважаем ваших. Наши действия могут показаться вам бессмысленными, но мы имеем на них полное право.
13.Не забывайте также относиться к нам, как к равным. Родители не рабы своих детей, нам тоже нужна справедливость.
14.Наш дом принадлежит всем нам. Вещи не столь важны как люди, но попытайтесь научиться уважать вещи, которые высоко ценят люди.
15.Мы хотим вас видеть младшими партнерами в нашей семейной фирме. Но не ведите себя так, как будто мы уже на пенсии. У нас еще активная роль в компании!
16.Мудро принимайте свои собственные решения, и мы будем любить вас вопреки тому факту, что мы знаем - они не всегда бывают мудрыми!
17.Родители растут так же, как и дети - по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вместе, вместо того, чтобы грести врозь!
МЫ ЛЮБИМ ВАС!
Эта замечательная метафора может быть предметом рассуждения, размышления, как с ребятами, так и с родителями.
Шел Сильверштейн
ЩЕДРОЕ ДЕРЕВО
Жила в лесу дикая яблоня... И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с нее листья, плел из них венок, надевал его, как корону и играл в лесного царя. Он взбирался по стволу яблони и качался на ее ветках, и грыз ее яблоки. А потом они играли в прятки, и когда мальчик уставал, он засыпал в тени яблони. Мальчик очень любил свою яблоню... Очень любил! И яблоня была счастлива... Но шло время и мальчик подрастал, и все чаще яблоня коротала дни в одиночестве. Но вот как-то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала: - Иди сюда, малыш, иди скорей, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо! - Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям , - ответил мальчик. - Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их? - Я бы рада, - вздохнула яблоня, - да нет у меня денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, малыш, продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И все будет хорошо!.. И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унес их с собой. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости. - Иди сюда, малыш! _ воскликнула она. - Иди скорей! Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо! - У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, -ответил мальчик, - Мне хотелось бы жениться, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Разве ты можешь дать мне его? - Я бы рада, - вздохнула яблоня, - да нет у меня дома, | мой дом - вот мой лес. Но зато у меня есть ветки ты можешь срубить их и построить себе дом. И все будет хорошо! И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости. - Иди сюда, малыш, - прошептала она, - поиграй со мной! - Я слишком стар, - ответил мальчик, - и слишком грустно мне, не до игр. Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь дать мне лодку? - Спили мой ствол и сделай себе лодку, - сказала яблоня, - и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И все будет хорошо! И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива. ...хотя в это и нелегко поверить. Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне. - Прости, малыш, - вздохнула яблоня, - но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок... - На что мне яблоки? - ответил мальчик, - У меня почти не осталось зубов. . - Веток у меня нет, не на чем покачаться... - Я слишком стар, чтобы качаться на ветках. ... - И ствол мой уплыл, не на что взобраться... - Я слишком слаб, чтобы взбираться на стволы. - Очень жаль, что я ничего не могу для тебя сделать, - вздохнула яблоня. - Я ведь просто корявый пень. Ты уж прости, малыш!.. - Много ли мне теперь нужно? - сказал мальчик. Я так устал! Найти бы укромный уголок, отдохнуть... - Вот и хорошо, - сказала яблоня, - Для этого старый пень как раз годится. Садись на меня, малыш, садись и отдыхай. Мальчик так и сделал. И яблоня была счастлива. |
Знают ли тебя родители?
(Тест для девочек)
1. Ты собираешься заночевать у подружки. Предки «напутствуют» тебя словами:
А) «Завтра утром ты нам расскажешь, чем вы там занимались!»
Б) «Желаем хорошо повеселиться… И передай привет ее родителям»
В) «Оставь нам ее адрес»
2. Родители собираются в поездку, а ты планируешь созвать вечеринку в их отсутствие. Узнав об этом, они:
А) Прежде чем уехать, заполняют холодильник всякой вкуснотой.
Б) Не вмешиваются, но и не возражают – по их мнению, ты вполне способна контролировать ситуацию.
В) Понятия не имеют, чем такая вечеринка закончится.
3. Родители вернулись из отпуска и привезли тебе:
А) Номер телефона своих попутчиков, у которых есть сын твоего возраста
Б) Классное коралловое ожерелье.
В) Футболку с надписью «не забуду мать родную».
4. Каникулы. Ты собираешься в поездку вместе с друзьями, среди которых и твой бой-френд. Предки:
А) Пригласят его на «семейный» ужин.
Б) Попросят «хорошенько присмотреть» за тобой.
В) Только спросят: «Какой такой бой-френд?»
5. Когда родители заявляют, что собираются громко отметить твой день рождения, это значит, что они пригласят:
А) Своих и твоих близких друзей.
Б) Твоих друзей.
В) Родственников.
6. Ты получила пару за контрольную, к которой готовилась всю ночь. Когда ты рассказываешь родителям об этом, они:
А) холодно спрашивают, что другие получили за контрольную.
Б) советуют позаниматься дополнительно, чтобы потом удивить всех своими знаниями.
В) ехидно интересуются, за какой класс были вопросы.
7. Твоя мама затеяла большую стирку и обнаружила твою заветную майку с глубоким декольте. Ее реакция:
А) «Можно возьму поносить?»
Б) «Думаю здорово смотрится с пиджаком!»
В) «Моя дочь не может носить ТАКОЕ!
8. Мама нашла пачку сигарет в кармане твоей куртки, она:
А) позаимствует парочку.
Б) обязательно заметит: «курить вредно, чтоб я больше этого не видела!»
В) положит их обратно и даже не вспомнит о них.
9. Твоя подруга звонит тебе, а тебя нет дома. Отец оставляет записку следующего содержания:
А) «Звонила Катя, она поссорилась с Сережей и хотела посоветоваться с тобой, как быть»
Б) «Звонила Катя, перезвони ей».
В) «Звонила какая-то девочка».
10. Если родителям попадется твой личный дневник, они:
А) попросят почитать, чтобы сравнить свои подростковые переживания с твоими,
Б) положат его обратно в тайник, даже не открыв,
В) прочитают, но тебе об этом не скажут.