Тема 1. Сущность и принципы деловой этики
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что этикет – это совокупность правил и установленный порядок, регламентирующие внешние проявления человеческих отношений. Свободный от крайностей и устаревших формальностей этикет не усложняет, а упрощает и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких нравственных понятиях и категориях, как вежливость и доброжелательность, тактичность и корректность, порядочность и правдивость, благородство и доброта. Усвоение правил этикета способствует развитию чувства такта - умения говорить и действовать с учетом индивидуальных психологических особенностей и настроений других людей, приучает сохранять собственное достоинство и уважать окружающих даже в сложных и конфликтных ситуациях.
В современном обществе владение деловым этикетом в большинстве случаев положительно сказывается на успешности специалиста, а соблюдение этики только сильнее подчеркивает имидж профессионала в глазах партнеров по бизнесу. При общении с зарубежными партнерами, обязательным является знание правил этикета и их стран, иначе неверный шаг в разговоре или при встрече может обернуться значительными потерями в бизнесе.
Знание норм и правил делового этикета особенно важно для специалистов сферы коммуникации, осуществляющих постоянного взаимодействие с различными группами общественности, партнерами, конкурентами и проч.
Цель курса – ознакомление студентов с основными правилами коммуникаций между людьми на всех уровнях их общения – межличностного, семейного, делового, международного, игрового и других. Большинство россиян не соблюдает элементарных требований этикета – в быту и на службе, дома и на работе, на улице, в общественных местах, в своей стране и за рубежом. А поскольку культура поведения – это отражение действующей общественной морали, в сложных условиях современной жизни, полной стрессовых ситуаций, возникает острая необходимость доброжелательности и приветливости, тактичности и внимательности. Достигать оптимального психологического климата помогает этикет, культура поведения порядочного человека, студента, а в будущем – специалиста, руководителя отдела или предприятия.
В связи с этим, задачами курса являются:
1) способствовать включению в репутационный менталитет студентов мысли о том, что человек, который в общении ведет себя по писаным и неписаным правилам этикета, всегда производит благоприятное впечатление, все окружающие с удовольствием общаются с ним;
2) помогать формированию хороших манер, которые должны быть проявлением внутреннего отношения человека к окружающим, проявлением внимания и уважения к людям;
3) видеть в сущности этикета любезное отношение к человеку в проявлениях вежливости, приветливости и почтительности;
4) заложить основы профессионального этикета специалиста по связям с общественностью;
5) научить студентов соблюдению требований этикета в любых профессиональных и житейских ситуациях.
Требования к уровню освоения курса
- знание норм и правил речевого этикета;
- знание правил общения по телефону, в том числе – сотовому;
- знание правил этикета в отношении корреспонденции, Интернета и электронной почты;
- умение безукоризненно пройти собеседование при приеме на работу;
- знание правил офисной жизни;
- осведомленность относительно деталей застольного этикета;
- знание имиджевых требований к подбору гардероба и внешнему виду;
- умение поддерживать беседу и выступать публично;
- знание протокола относительно встречи иностранной делегации, а также организации официального приема, презентации;
- знание правил поведения вне деловой сферы: в театре, отеле, ресторане, во время туристической поездки, спортивного мероприятия и др.
Формы контроля
Итоговый контроль по курсу: для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет (при очной и заочной формах обучения).
Текущий контроль: при изучении курса студенты выполняют индивидуальную работу, состоящую из теоретической подготовки к практическим занятиям, аналитической работы в лекционных и практических занятий, самостоятельного изучении ряда тем.
В течение семестра выполняется ряд письменных работ, результаты которых являются основанием для допуска студента к сдаче зачета.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ»
Тема 1. Сущность и принципы деловой этики.
Понятия «этики» и «этикета». Роль этикета в обществе. Виды этикета. Этика и этикет деловых отношений.
Нормы этики (уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальная ответственность за их психологическую защищенность и т.п.) и их роль в деятельности руководителя.
Принципы современного этикета. Принцип гуманизма. Принцип целесообразности действий. Принцип эстетической привлекательности поведения. Принцип соблюдения норм. Принципы взаимоотношений с клиентами, с учредителями, с персоналом.
Этические проблемы деловых отношений.
Самостоятельная работа:
Ø Международные этические нормы.
Ø Нравственные представления и моральные проблемы в мире бизнеса.
Ø Этика и социальная ответственность организаций.