Сущность и принципы деловой игры

Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Например, экзаменационная сессия может быть разыграна за одно игровое занятие, а разработка перспективного плана развития предприятия - за период от одного игрового занятия до одного дня.

Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. В процессе игры осваиваются:• нормы профессиональных действий;

• нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективепроизводственников. При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и таким образом через взаимодействие с коллективом познавая себя.

Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру следует заложить пять психолого-педагогических принципов:• принцип имитационного моделирования ситуации;• принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;• принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;• принцип диалогического общения;• принцип двуплановости игровой учебной деятельности.1. Принцип имитационного моделирования ситуации предполагает разработку:а) имитационной модели производства;б) игровой модели профессиональной деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего труда.2. Принцип проблемности содержания игры и ее развертывания означает, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых студентами в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.3. Принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы. Система рассуждений каждого из партнеров обусловливает их взаимное движение к совместному решению проблемы. Люди неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы. Суть его в том, что "серьезная" деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в "несерьезной" игровой форме.

35. Информационные технологии обучения

Информационные технологии обучения (ИТО) определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.В качестве классификационных признаков программно-технических средств (ПТС), используемых в образовании, можно выделить:• дидактическую направленность;• программную реализацию;• техническую реализацию;• предметную область применения.

Классификация по дидактической направленности:

1.Артикулируемая часть знаний - это знания, которые легко структурируются и могут быть переданы обучающемуся с помощью порций информации (текстовой, графической, видео и т.д.).Это: компьютерные учебники; учебные базы данных; тестовые и контролирующие программы и другие компьютерные средства, позволяющие хранить, передавать и проверять правильность усвоения обучающимся информации учебного назначения.

2.Неартикулируемая часть знаний представляет собой компонент знания, основанный на опыте, интуиции и т.п. Эта часть знания охватывает умения, навыки, интуитивные образы и другие части человеческого опыта, которые не могут быть переданы обучающемуся непосредственно, а "добываются" им в ходе самостоятельной познавательной деятельности при решении практических задач.

Компьютерные информационные технологии (КИТ):• пакеты прикладных программ (ППП);

• компьютерные тренажеры (КТ);• лабораторные практикумы;• программы деловых игр;• экспертно-обучающие системы (ЭОС) и другие компьютерные средства, которые позволяют обучающемуся в ходе учебного исследования получать (добывать) знания по изучаемой предметной области.

Современные компьютерные технологии обучения также делятся на два класса:

• системы программированного обучения (СПО);• интеллектуальные системы обучения (ИСО). Технология программированного обучения предполагает получение обучающимся порций информации (текстовой, графической, видео - все зависит от технических возможностей) в определенной последовательности и обеспечивает контроль за усвоением в точках учебного курса, определенных преподавателем.

Для реализации ИСО используются следующие средства:• экспертные системы;• гипертекстовые системы;• системы мультимедиа;• программы деловых игр;• динамическая графика и анимация.

36.Методика разработки и применения тестовых заданий

В учебном процессе применяются совокупности заданий в тестовой форме, отвечающие, требованиям содержания, формы, логики и технологии.

Сейчас к заданиям в тестовой форме предъявляется следующий набор требований:

- краткость;- технологичности- правильность формы;- корректность содержания- логическая форма высказывания;- одинаковость правил оценки ответов;- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания; - одинаковость инструкции для всех испытуемых;- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Формы тест. заданий: I. Закрытая(Задание сод-т осн.часть и ответы,сформул.составителем.Инструкция указ-ет:найти номер прав.ответа.Задание сод-ит 2-3прав.ответа.Эта форма технологична,т.к.позволяет выявить опр.объем знаний).П. Открытая(Студент сам формул-ет ответ,словесный/граф-ий.Эти тесты хороши для текущ. контроля.Инструкция к ним гласит:"Дополните...").III. Задания на соответствие(Задание сод-ит 2 множ-ва, правый столбик-для выбора,левый-для ответа.В правом на 1-2 эл-та >.Инструк-я-устан-ть соотв-вие). IV. Задания на устан-ие прав.послед-ти.Треб-я к сод-ию ТЗ:•предметная чистота;•значимость сод-ия;•сод-ие д.б.вариативным,более полно отражать знание курса;•оно д.б.научно достоверным(отражать совр.взгляды). Задания д.б.разной труд-ти.Кажд.задание вып-ет информ.функцию.Этапы разработки ТЗ:1.Выбор сод-ия заданий.2.Выбор формы зад-ий.3.Созд-ие инструкции и описания Т.4.Апробация Т(сбор эмпирич.данных) 5.Обработка эмпир.данных.6.Интерпретация рез-ов обработки.7.Экспертиза кач-ва Т.При провед-ии тест-ия учит-ся 3 критерия качества Т:надеж-ть,валид-ть,объек-ть.Методы оценки:Сущ-ют след.методы оцен-ия надеж-ти:1.Паралл.тестир-ие в 2х группах.2.Ретестовая надеж-ть(повторное тестир-ие).3.Расщепление Т(тест расщепляют на 2 части по чет.и нечет.номерам заданий).Чем выше корреляция м/д 2мя частями,тем выше надежность.Валидность-пригодность Т(спос-ть кач-но измерять то,для чего он создан по замыслу авторов,соответ-ие форм и методов контроля его цели)Оценка валид-ти произв-ся по рез-там тестир-ия и рез-там экзамена и проф.деят-ти.Причины невал-ти контроля-списыв-ие,подсказка,репетит. "натаскивание",снисход-ть,чрезмер.треб-ть.Конеч.рез-ат достиг-ся с помощью матем.структур.анализа, кот.основ-ся на том, что чел.знания имеют некот.латентную переменную.Идея этой переменной и легла в основу тест-ия.Осн.предпол-ие матструктурн.анализа состоит в том,что м/д рез-ми теста и измеряем. параметрами есть функц.зав-сть,позвол.с помощью анализа и оценки этих параметров создавать предст-ие о знании ч-ка.Объектив-ть-критерий,в кот.сочет-ся надеж-ть,валид-ть и ряд аспектов психол.,пед.,этич., ценност.хар-ра.Недостатки тестир-ия:•зав-ть оценки знаний от уровня трудности заданий;•зав-ть оценки труд-ти задания от уровня подготов-ти студ.;•1 инструмент оценки не м.оценивать разное знание студ.

.

37.Эвристические технологии обучения

Эвристика (греч. "обнаруживаю, отыскиваю, открываю") - наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса генерирования идей (гипотез) и последовательное повышение их правдоподобности (вероятности, достоверности).

Эвристические функции мышления развиваются и реализуются в учебном процессе, т.е. в процессе освоения тех или иных учебных дисциплин.Учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой целенаправленно развиваются способности:

• понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности, творчески копировать их и обучаться при этом на своем и заимствованном опыте;• систематизировать, т.е. упорядочивать, учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных действий;• адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть ее результаты;• планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;

• формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических операций и стратегий с последующей их логической проверкой.

Факторы, способствующие ее успешному осуществлению эвристической деятельности:

1.Чрезвычайно важны способность и умение проводить оценочные мыслительные действия одного из вариантов решения до его практической проверки. Оценочные действия сопровождают процесс эвристического поиска от начала до завершения.

2.Рациональность действий помогает объединять вновь воспринимаемую информацию с ранее известной, включать ее в систему имеющихся знаний, группировать и перегруппировывать данные задачи различными способами, останавливаясь на наиболее оптимальном варианте

3.Эвристический поиск будет продуктивным, если он сопровождается настойчивым желанием найти решение, достичь цели. Оно мобилизует интеллектуальные ресурсы решающего задачу. Неудача не должна приводить к пессимизму. Нужно помнить, что изучать вопрос нужно до тех пор, пока не иссякнет надежда на появление какой-нибудь плодотворной мысли.

38.Технологии развивающего обучения

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:

РО = ЗУН + СУД+СУМ+СЭН+СДП.В современной педагогике все группы качеств личности:

ЗУН - знания, умения, навыки;СУД - способы умственных действий;СУМ - самоуправляющие механизмы личности;СЭН - эмоционально-нравственная сфера;СДП - деятельностно-практическая среда - взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.

Развивающее обучение ориентировано на "зону ближайшего развития", т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.

Технология Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова построена на "содержательных обогащениях", куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции.

Педагогам высшей технической школы следует уделить пристальное внимание системам развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов). Акценты целей этих теорий следующие:

1. По И. П. Волкову - выявить, учесть и развить творческие способности; приобщить обучаемых к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.2. По Г. С. Альтшуллеру - обучить творческой деятельности; ознакомить с приемами творческого воображения; научить решать эвристические (изобретательские) задачи.3. По И. П. Иванову - воспитать общественно активную творческую личность, способную приумножить собственную культуру, внести вклад в построение правового демократического общества.

Дидактическая реконструкция учебного материала и блоч-но-параллельная система обучения основана на внутрипредмет-ных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно параллельно, во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок.Основное содержание обучения, по Г. С. Альтшуллеру, представляет процесс поисковой изобретательской деятельности.

39.Технологии дистанционного обучения

Под дистанционным образованием (ДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. ДО позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах страны и за рубежом за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, различных отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, а также центров повышения квалификации и других образовательных учреждений. ДО позволит получить основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования (СДО) направлена на расширение образовательной среды в России.

С точки зрения организации и поддержки учебного процесса, в рамках ДО можно выделить несколько групп проблем.Во-первых, это проблемы создания СДО различных уровней:

• глобальные (международные и федеральные) СДО и их обеспечение;• региональные СДО и их обеспечение;• локальные СДО и их обеспечение.

Во-вторых, это проблемы организации ДО как такового:• концептуальные модели и дидактические аспекты ДО;• система преподавателей-консультантов и способы их взаимодействия с обучаемыми;• тестирование в системе ДО;• технологии и информационные образовательные среды;• способы передачи образовательной информации и коммуникации.

Трансляция учебных программ широко используется во всем мире для дистанционного обучения. При этом возможен как показ лекций, познавательных программ для широкой аудитории без последующих зачетов, так и передача лекций с последующей сдачей зачетов. В первую очередь содержанием такого "фонового образования" могут быть экономические, юридические, экологические, научные, культурные и прочие области знаний.

Центральным звеном СДО являются средства телекоммуникаций, позволяющие обеспечить образовательный поцесс:• необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

• обратной связью между учителем и учеником;• обменом управленческой информацией внутри системы ДО;• выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.Технологии ДО - совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.

При проведении ДО информационные технологии должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

В мировой практике ДО для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:• предоставление учебников и другого печатного материала;• пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;• дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;• видеопленки;• трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;• кабельное телевидение;• голосовая почта;

• двусторонние видеоконференции;• односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону.При этом также используются компьютерные электронные учебники или электронные учебники на лазерных дисках.

40. Педагогический контроль

ПК стимул-ет обуч-е и влияет на пов-ие студ.Искл-ие контроля из уч.процесса приводят к сниж-ию кач-ва обуч-я.Появл-ся нов.формы,напр.,рейтинг:•осущ-ся предвар.,тек.и итог.контроль;•тек.К явл-ся средством обуч-я и обратной связи;•развернутая процедура оценки рез-ов отд.звеньев;•развер.тек.К реализует мотивац. и воспит.ф-ии;•развер.процедура К дает возм-ть развивать у студ.навыки самооценки и форм-ать навыки и умения самоконтроля в проф.деят-ти.Функции ПК:диагностич-ую(К-процесс выявл-ия уровня знаний,умений,навыков,оценка реального пов-ия студ.),обуч-щую(проявл-ся в актив-ции работы по усвоению уч. мат-ла)и воспитат-ую(К. дисципл-ет,орг-ет и напр-ет деят-ть студ.,помогает выявить пробелы в знаниях,особ-ти лич-ти,форм-т творч.отн-ие к предмету и стремл-ие развить свои спос-ти). Зачеты,экзамены,тестир-ие-преимущ-но диагност.ф-ция.При прим-ии программ. контроля проявл-ся его обуч.и контр.ф-и.С-му контроля обр-ют экзамены,зачеты,уст. опрос(собес-ие),письм.контр-ые,рефераты,коллоквиумы,сем-ры,курс.,лаб.,контр.работы,проек.раб.,журналы набл-ий.Во время уст.опроса контр-ся знания и тренир-ся уст.речь,разв-ся пед.общение.Пис. работы позволяют докум-но устан-ть уровень знания мат-ла, но требуют больш.затрат времени.Экзамены созд-т доп.нагрузку на психику. Курс.и дипл.работы спос-ют форм-ию творч.лич-ти.Умелое соч-ие разн.видов К-показ-ль уровня постановки уч.процесса в вузе и 1 из важ.показ-ей пед.квал-ции преп-ля.По времени ПК делят на текущий(помогает дифференц-ть студ-ов на успевающих и неуспев-их,мотивирует обуч-е),темат-кий(оценка рез-ов опр.темы/раздела),рубежный(проверка уч.достижений кажд.студ.перед тем, как перейти к след.части уч.мат-ла),итог.(экзамен по курсу-итог изуч-я пройденной дисц-ны,на кот.выявл-ся спос-ть студ. к дальн.учебе),заключит-ый(госэкзамены, защита диплом.работы/проекта,присвоение квалиф-ии Гос.экзам. комиссией).Оценка и отметка явл-ся рез-ами провед.ПК.Оценка-способ и рез-ат,подтвержд.соотв-вие/несоотв-ие знаний,умений и навыков студ.целям и задачам обуч-я.Она предпол-ет выявл-ие причин неуспев-ти,спос-ет орг-ии уч.деят-ти.Преп-ль выясняет причину ошибок в ответе,подсказ-ет студ.,на что он д.обратить вним-е при пересдаче.Отметка-числен.аналог оценки.Абсолютизация отметки ведет к формализму и безответ-ти по отн-ию к рез-там обуч-я.10-балл.с-ма:1-нет знания,2-очень плох.зн-ия,3-плох.зн-ия,4-неудовл.зн-ия,5-малоудовл. зн-ия,6-удовл. Зн-ия,7-недостаточно хор.зн-я,8-хор.зн-я,9-очень хор.зн-ия,10-отл.зн.У студентов при ее прим-ии повыш-ся мотивация,появл-ся больше возм-тей проявить себя как лич-ть.Принципы К:+Воспит-щий(актив-ет творч.и сознат.отн-ие студ.к учебе,стимулирует рост познав.потреб-ей) +Систем-сть(упоряд-ет процесс обуч-я)+Всестор-сть(Круг вопросов д.охватить все осн. темы и разделы)При оценке лич-ти следует учит-ть делов.,морал.кач-ва,ценност.ориен-ции,общест.работу, уч.достиж-ия.

Наши рекомендации