Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы).

Упражнение «Микромимика»

(модификация упражнения С. В. Гиппиуса [2001])

Цель. Развитие профессиональной интуиции и умения эффективно использовать невербальные средства общения в процессе консультирования (микромимику), умения наблюдать за клиентом.

Содержание. Перед началом упражнения тренер объясняет участникам, что такое микромимика.

После краткого вступления тренера группа делится на две подгруппы. Участники первой подгруппы — консультанты, участники второй подгруппы — клиенты. Каждый клиент прикрепляет к одежде бейдж со своим именем, причем имена не должны повторяться. Если в подгруппе несколько участников с одинаковым именем, они по общей договоренности могут, либо приписать к своему имени первую букву фамилии, либо придумать псевдоним. После этого клиенты пишут это же имя на небольшом листе бумаги, сворачивают его и кладут в коробку. Консультанты подходят к коробке, и каждый из них вытаскивает один сложенный лист бумаги. Имя, которое в нем значится, должно быть сохранено в тайне от всех остальных участников. Это имя того клиента, которого консультант как будто бы выбрал для бесплатного консультирования.

Участники выстраиваются в две линии лицом друг к другу. Первая линия состоит только из консультантов, вторая — только из клиентов. На протяжении всего упражнения консультанты стоят на месте, а клиенты медленно передвигаются вправо, останавливаясь на 2—3 секунды перед каждым консультантом и встречаясь с ним взглядом. Клиент, который стоял правее всех и в процессе движения оказался без пары, встает назад (напротив консультанта, который тоже оказался без пары) и продолжает движение и т. д. Таким образом, каждый клиент должен остановиться напротив каждого консультанта и посмотреть ему в глаза.

Консультант, глядя в глаза клиентам и не произнося ни слова, дает понять каждому клиенту, выбрал ли он его или нет.

Выполняя данную процедуру, запрещается:

· улыбаться клиентам;

· подмигивать;

· двигать бровями;

· выполнять любые движения руками и корпусом;

· издавать любые звуки.

Разрешается:

· смотреть в глаза;

· общаться с помощью микромимики.

После того как каждый консультант встретится взглядом с каждым клиентом, клиенты отходят в сторону, тренер считает до «трех», и на счет «три» каждый клиент подходит к тому консультанту, который, по его мнению, его выбрал. После этого проходит обсуждение.

Обсуждение. Проводится по кругу. Каждый участник делится своими эмоциями. Каждый консультант рассказывает о том, как он использовал свою микромимику, чтобы показать клиенту свое намерение, и насколько ему это удалось. Каждый клиент рассказывает о том, насколько легко или трудно было понимать консультантов. Что они чувствовали при выполнении данного упражнения?

Упражнение «Повторяющееся слово»

Цель. Отработка навыков фокуса на мыслях клиента активного слушания и техники постановки уточняющих вопросов; развитие внимания в слуховой модальности.

Содержание. Группа делится на пары, организуя пространство как для психологического консультирования. Один участник пары — клиент — получает карточку с каким-либо словом. В процессе консультирования он должен придумать историю на тему «Сон, который мне приснился» и при этом включить в свой рассказ слово, обозначенное в карточке не менее трех раз.

В процессе повествования клиент вкладывает в данное слово определенный эмоциональный смысл:

· агрессию;

· раздражение;

· ненависть;

· благодарность;

· признательность;

· обиду;

· разочарование и т. д.

Рассказ продолжается в течение трех минут. Консультант внимательно слушает, используя нерефлексивное и рефлексивное слушание и эмпатическое понимание, стараясь выявить повторяющееся слово. При этом не разрешается задавать вопросы и называть это слово раньше времени. Через три минуты, когда клиент закончит свою историю, консультант спрашивает его о том, какой смысл он вкладывает в это слово.

Сначала консультант называет клиенту повторяющееся слово, используя одно из следующих выражений:

— «В своем рассказе вы несколько раз произнесли слово...»

— «Вы несколько раз упомянули...»

Затем он задает вопрос:

— «Какие эмоции вызывает у вас (повторяющееся слово)?»

— «Какой личностный смысл вы вкладываете в понятие (в слово)...?»

— «Что значит для вас...?» и т.д.

Клиент дает свой ответ, а затем обратную связь консультанту о том, как тот его слушал, и о том, что он чувствовал в тот момент, когда услышал вопрос о «повторяющемся слове». После этого участники пары меняются ролями, и упражнение продолжается по той же схеме.

Обсуждение. Проходит в свободной форме. Комментарии для тренера. При желании данное упражнение можно повторить еще раз, попросив участников поменять своих партнеров.

Упражнения на развитие навыков, необходимых на этапе уточнения проблемы клиента.

Упражнение1.

Время. По 15 минут на каждую сессию (12 минут говорит клиент, 3 минуты — супервизор).

Темы для консультирования:

· «Ссоры с соседями».

· «Ссоры с друзьями».

· «Ссоры с родителями».

· «Конфликты на работе».

(Ситуация может быть либо полностью смоделированной, либо частично, но в учебных целях желательно не затрагивать реальных серьезных конфликтов участников, исполняющих роль клиента.)

Содержание. Группа делится на тройки — консультант, клиент, супервизор. Разыгрывается первая встреча, середина сессии.

Консультант приглашает клиента к разговору, внимательно слушает его, работает с его эмоциями, приглашает клиента перейти к фазе уточнения проблемы, наблюдает за невербальными и вербальными паттернами клиента, направляет клиента от разговора о других к разговору о себе, задает уточняющие вопросы, делает резюмирование, предупреждает клиента об окончании сессии за три минуты, затем отвечает на вопросы клиента (если таковые имеются) и снова делает резюмирование.

Клиент пришел на сессию под впечатлением недавней ссоры и делится с консультантом своими эмоциями. После того как он почувствовал облегчение, он начинает рассказывать о людях, с которыми поссорился (друге, соседях, родственниках, коллегах). Клиент во всем обвиняет других. Но его реальная проблема состоит в том, что он легко втягивается в любой конфликт. При удачном проведении сессии клиент осознает это.

Обсуждение. Проходит в кругу в свободной форме. Участники рассказывают о том, как им удалось поработать с эмоциями клиента, с какими трудностями они столкнулись и как их преодолели, удалось ли осуществить плавный переход к следующей фазе консультирования и помочь клиенту сконцентрировать внимание на его проблеме. Что мешало и помогало быть успешным в процессе консультирования?

Упражнение2.

Время. По десять минут на каждого участника в роли клиента и по две минуты на обратную связь клиента консультанту.

Тема.

· «Недавний случай, который меня возмутил».

· «Недавний случай, который меня разозлил».

· «Недавний случай, который меня огорчил».

Содержание. Клиент выбирает одну из предложенных тем и в свободной форме начинает свой рассказ. Для данного практикума мы рекомендуем использовать реальные ситуации, которые произошли с клиентом, но если клиент не чувствует себя в полной безопасности, ведя разговор о своих истинных чувствах, он вправе смоделировать ситуацию.

Консультант внимательно слушает, а затем начинает работать с эмоциями клиента, задавая вопросы, обеспечивая обратную связь, используя техники нормализации и самораскрытия (если предоставляется такая возможность), затем осуществляет переход к следующей фазе. За две минуты он предупреждает клиента об окончании сессии и делает резюмирование.

Лабораторное занятие 8.

Тема: Механизмы и приемы коррекционного воздействия. Новый взгляд на проблему (1ч).

Упражнение: «Вся сила в том...»

Цель. Подготовка участников к освоению практических навыков, необходимых на стадии «Новый взгляд на проблему», развитие избирательности внимания участников.

Содержание. Тренер выдает каждому участнику по листу бумаги формата А4 и просит сверху листа написать свое имя и фамилию, затем оставить этот лист на стуле, а самому передвинуться на два стула влево и взять в руки лист, лежащий на этом стуле. После того как будет проделана данная процедура, тренер объясняет участникам условия проведения упражнения.

Каждый участник держит в руках лист одного из своих коллег. Его задача состоит в том, чтобы вспомнить какие-либо позитивные паттерны поведения, черты характера, привычки и т. д. своего коллеги, о которых он упоминал либо во время обратной связи, либо в любой другой день, и записать на листе бумаги одну или две из них. Ничего не добавлять от своего имени. Написать только то, что когда-либо говорил о себе коллега. И все это должно носить положительную окраску.

Затем каждый участник встает с места, оставляя лист на стуле. В течение нескольких минут участники подходят к другим стульям, читают то, что уже написано, и добавляют что-либо от себя (если, конечно, есть что добавить).

Упражнение «Советы тети Клавы и дяди Коли»

Цель. Предоставление участникам возможности осознать и понять, насколько неэффективными бывают советы, которые мы даем другим людям.

Содержание. Перед началом упражнения тренер рассказывает участникам примерно следующее: «Давайте представим, что у нас с вами есть знакомая тетя Клава. Это положительная со всех сторон женщина, душа всех компаний, умный и проницательный человек. Одним из ее недостатков (а может быть, и достоинств) является то, что она любит давать другим советы. Ее советы носят глубокомысленный характер, и люди прислушиваются к ним и стараются их выполнять. Дядя Коля — ее муж. Он тоже любит давать советы другим людям, но, в отличие от тети Клавы, он не является положительным человеком, и его советы, как правило, неконструктивны. Люди предпочитают либо не слушать его, либо игнорировать все, что он им посоветует».

После рассказа тренера группа делится на несколько подгрупп по 2-3 человека. Каждой подгруппе дается задание составить по три совета. Это будут советы от тети Клавы и от дяди Коли, то есть «умные и конструктивные» и «бесполезные» советы. Каждая подгруппа получает карточку, на которой написано, какие именно советы надо придумать: сколько советов от тети Клавы, а сколько от дяди Коли.

Когда советы придуманы, все участники, кроме участников первой подгруппы, закрывают глаза. Один из участников первой подгруппы читает первый совет. Остальные должны определить, чей это совет — тети Клавы или дяди Коли. Если это совет от тети Клавы, они должны поднять правую руку, если совет от дяди Коли — левую. Затем зачитываются остальные советы. Участник первой подгруппы записывает количество правильно отгаданных ответов по каждому вопросу, но не называет это число для остальных участников, а также не разглашает тайну о том, чьи советы были прочитаны. Упражнение проходит с закрытыми глазами, чтобы участники не ориентировались друг на друга.

Когда первая подгруппа прочитает все свои советы, а остальные участники, молча, отгадают, чьи они, можно открыть глаза. Слово передается второй подгруппе. Участники снова закрывают глаза. Один из представителей второй подгруппы по очереди читает советы, участники остальных подгрупп определяют, чей это совет (тети Клавы или дяди Коли), поднимая соответственно правую или левую руку, в это время другой представитель второй подгруппы записывает число правильно отгаданных ответов и т. д., пока все подгруппы не закончат свои представления.

После этого тренер просит участников в свободной форме высказать свое мнение о тех советах, которые были зачитаны:

· какие из них были наиболее жизненно важными;

· какие из них были бесполезными.

После окончания обсуждения тренер просит представителей каждой подгруппы объявить число правильно отгаданных ответов и зачитать задание на карточке (число советов от тети Клавы и от дяди Коли).

На всех карточках дано одно и то же задание: «Придумать три совета от тети Клавы».

Обсуждение. Как правило, обсуждение данного упражнения перерастает в дискуссию. Участники в свободной форме говорят о своих эмоциях, которые у них возникли в ходе упражнения, и о том, почему часть советов тети Клавы не была воспринята на должном уровне. Насколько трудно давать универсальные советы, которые были бы одинаково хороши для каждого отдельно взятого человека.

Комментарии для тренера. Если в ходе проведения упражнения участники не придут к единому мнению о целесообразности давать советы другим людям в процессе консультирования, можно оставить дискуссию открытой и вернуться к ее продолжению позже.

Мини-лекция «Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему)»

Цель. Подготовка участников к овладению практическими навыками, необходимыми на этапе оказания помощи клиенту в активизации его внутренних резервов.

Содержание. Тренер рассказывает участникам о следующей стадии психологического консультирования, выделенной К. Гельдард и Д. Гельдардом. На данной стадии участники помогают клиенту активизировать его внутренние резервы для решения проблемы или разрешения сложившейся ситуации. На этой стадии консультант продолжает использовать техники активного слушания и техники постановки вопросов.

Так как на данной стадии возникает особый соблазн дать клиенту совет, тренер знакомит участников с некоторыми стратегиями, позволяющими тактично отказать клиенту в том случае, если тот настоятельно просит дать совет.

Упражнение на отработку навыков, необходимых на стадии «Фокус на мыслях клиента».

Цель. Отработка навыков, необходимых на стадии «Фокус на мыслях клиента».

Время. Продолжительность каждой сессии — 15 минут, затем обратная связь супервизора 2—3 минуты. Тема. Одна из предложенных ниже. «Клиент хочет поменять профессию, но боится, что это отнимет

у него много сил».

· «Клиент хочет поменять квартиру, но никак не может начать

обмен».

· «Клиент не может решить, ехать ли ему в командировку на три месяца в другую страну».

Содержание. Группа делится на тройки: консультант, клиент и супервизор.

Клиент выбирает одну из предложенных тем. Он пришел за советом к консультанту.

Консультант составляет контракт с клиентом, не тратя на это много времени. При проведении сессии он демонстрирует навыки активного слушания и эмпатического понимания, умение следовать за клиентом, выявляет основную проблему, активизирует внутренние резервы клиента, помогая ему увидеть в себе позитивные паттерны поведения, которые помогут клиенту в решении проблемы, за три минуты до окончания сессии сообщает об этом, в конце сессии делает резюмирование.

Супервизор наблюдает за консультантом, отмечая используемые им стратегии в ходе консультирования и их эффективность в данном контексте.

По окончании сессии и выступления супервизора, как обычно, участники меняются ролями.

Лабораторное занятие 9.

Тема: Механизмы и приемы коррекционного воздействия (1ч).

Наши рекомендации