IV. Общая характеристика развития школьника
ПЕРВИЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
По материалам беседы с классным руководителем, изучения документации, наблюдения за поведением учащихся на уроках, переменах, свободной деятельности.
Школа __________ класс _______ возраст детей ____________
Классный руководитель ________________________________
Какой предмет ведет ____________________________________
1. Количественный состав класса _______________
· Девочек _______________
· Мальчиков _____________
2. Социальное положение учащихся в классе (сколько детей из полных семей, из многодетных семей, из неполных семей, материальное обеспечение семей).
3. Состояние здоровья (сколько детей состоит на учете у специалистов по состояния здоровья).
4. Занятость учащихся в кружках, секциях и т.д.
5. Степень сплоченности и организованности коллектива. Отношение к учению. Успеваемость учащихся, уровень их познавательной активности.
6. Отношение учащихся в классе (доброжелательное, обращение по имени, наличие кличек, агрессивность и т.д.).
7. Дружба и взаимопомощь среди учащихся.
8. Общественная жизнь в классе.
Приложение 2
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ ВНИМАНИЯ И ЕГО
ОСОБЕННОСТЯМИ У УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ УРОКА
Необходимый материал: ручка, карандаш, линейка, чистая школьная тетрадь.
Ход выполнения задания: Студенты знакомятся со схемой наблюдения за вниманием учащихся на уроке, с примерной записью таких наблюдений и с анализов результатов наблюдения. Схема наблюдения записывается в тетрадь.
План наблюдения за вниманием учащихся
1. Наблюдения за мобилизацией внимания учащихся в начале урока. Приемы, используемые для этого учителем.
2. Проявление видов внимания и его особенностей на разных этапах урока: при опросе, при восприятии нового материала, при повторении.
- Устойчивость внимания, его продолжительность. Причины отвлечения внимания.
- Распределения внимания на уроке и его выражение.
- Переключение внимания. Причины, вызывающие и объясняющие его.
- Смена видов внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное)
3. Зависимость внимания учащихся от содержания и характера учебного материала (его образности, эмоциональности, степени конкретности, обобщенности, значимости для учащихся), от контроля учителя за работой учащихся, от разных видов работы (демонстрация наглядных пособий, объяснения, лабораторные занятия и др.).
4. приемы, применяемые учителем на разных этапах урока для поддержания внимания учащихся. Их эффективность.
5. Умение учителя использовать различные виды внимания школьников.
6. Знание учителем возрастных особенностей внимания и умение управлять ими.
7. Эмоциональное состояние, преобладающее у учащихся в классе и у отдельных учеников (спокойное, приподнятое, пассивное), связь его с вниманием.
8. Характер активности учащихся на уроке.
Фотозапись урока
Время | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность наблюдаемого ученика и учащихся класса | Психологическая характеристика внимания |
8.00-8.05 | Организационный момент | «Здравствуйте дети!» Окинув взглядом учащихся, учительница говорит: «Хорошо приготовились, садитесь». Учительница внимательно смотрит за тем, как дети садятся, и говорит: «3-й ряд сел лучше всех». | Смотрят на учительницу, отвечают наклоном головы. Дети старательно, тихо садятся на свои места. | Мобилизация внимания учащихся. Произвольное внимание, вызванное контролем учительницы. |
Приложение 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА
Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях обучения и воспитания. Основным принципом изучения школьника должен быть метод аналитико-синтетической оценки мотивов его поведения и действия. Представленные в характеристике разделы не исчерпывают всех вопросов, которые могут интересовать исследователя. Поэтому в зависимости от цели характеристики в нее могут быть внесены дополнительные вопросы, не предусмотренные в настоящем бланке.
Основой изучения школьников должны быть материалы психологического наблюдения за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Необходимо использовать также метод индивидуальной беседы по заранее разработанной программе. Особое внимание следует обратить на анализ результатов учебной деятельности школьника, внеклассной работы и т.п. Психологический эксперимент используется в исключительных случаях и проводится после консультации с групповым руководителем.
При составлении заключительной части характеристики надо использовать материалы, характеризующие историю развития школьника, полученные из медицинской карты, из бесед с ребенком учителем, школьным психологом.
Заключительная часть характеристики должна быть краткой, хорошо аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать личность» и указывать, что следует развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника. В тех случаях, когда ученик требует к себе особого внимания в связи со сложностью решаемой исследователем задачи, заключительная часть характеристики может быть более подробной. В этом случае надо давать более подробную характеристику психологических особенностей личности, указывать причины тех или иных отрицательных проявлений школьника и намечать обоснованные рекомендации по плану проведения воспитательной работы и профконсультации.
Школа ___________________ класс ___________________
Имя _________________________ возраст ______________
I. Характеристика семейной среды
Члены семьи | Образование | Место работы | Занимаемая должность |
Мать | |||
Отец | |||
Брат | |||
Сестра |
Примечание: ____________________________________________________
II.Характеристика классного коллектива
1. Степень сплоченности и организованности коллектива. Отношение к учению. Успеваемость учащихся и уровень их познавательной активности и самостоятельности.
_________
2. Особенности взаимодействия в классном коллективе. Характер отношений (обращение по имени, отсутствие кличек, желание оказать помощь, доброжелательность и т. д.)
______________________
3. Структура классного коллектива по данным социометрии, уровень сплоченности классного коллектива. Место испытуемого в системе межличностных отношений в группе.
______________________
4. Участие школьника в жизни коллектива и взаимоотношения с коллективом.
______________________
5. Занятость ученика во внешкольных образовательных учреждениях (музыкальные школы, спортивные секции и др). Продолжительность занятий.
______________________
III. Особенности учебной деятельности ученика (по данным классного журнала, беседы с учителем)
Примечание: (если ученик не успевал или не успевает в настоящее время – указать причины)
______________________
IV. Общая характеристика развития школьника
1. Особенности физического развития (заполняется по материалам медпункта школы):
а) рост_____ вес______объем грудной клетки_______
б) состояние здоровья и физического развития
__________________________________
2. Особенности психического развития по материалам психологического наблюдения за работой ученика в классе и во внеучебной деятельности:
а) направленность личности (интересы, склонности и т. п.)
__________
б) эмоциональные проявления (эмоциональная возбудимость, устойчивость чувств, преобладающее настроение и т. п.) _______________
в) волевые качества (целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание и т.п.)
___________________
г) особенности умственной деятельности (самостоятельность суждений и действий, внимательность, особенности памяти и т.п.)
___________________
д) особенности речевой деятельности (навыки устной и письменной речи, лаконичность, выразительность и т.п.)
___________________
е) особенности темперамента и характера (подвижность, общительность и т.п.)
___________________
3. Особенности психического развития по данным психологического эксперимента:
а) внимание (свойства внимания)
___________________
б) восприятие (наблюдательность, быстрота реакции)
___________________
в) мышление (сообразительность, абстрагирующая и обобщающая деятельность)
___________________
г) память (индивидуальные особенности памяти)
___________________
V. Заключение
Синтетическая характеристика школьника на основе психологического анализа материалов, полученных в результате изучения школьника, и рекомендации в соответствии с задачей исследования
__________________________
Приложение 4
МЕТОДИКА «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.
Оборудование: анкета, карандаш.
Ход работы: учитель сообщает ученику следующую инструкцию: «Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям. Анкету можно дополнить». Ученик получает анкету.
Анкета
1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.
2. Учусь потому, что заставляют родители.
3. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
4. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).
9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
10. Учусь потому; что хочу больше знать.
11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.
Обработка и анализ результатов.
Проведите классификацию мотивов. Например, приведенные мотивы можно разделить на следующие группы:
A) широкие социальные мотивы: №№ 3, 5.
B) мотивация благополучия: № 4.
C) престижная мотивация: №№ 6,12.
D) мотивация избегания: №№ 2,9.
E) мотивация содержанием: №№ 7,10.
F) мотивация процессом: №№ 11,1.
G) узкие социальные мотивы: № 8.
Вывод: Выделите доминирующие мотивы учебной деятельности школьника, проведите их качественный анализ:
A) богатство и разнообразие мотивов,
B) социальная ценность мотивов,
C) присутствие в структуре мотивации познавательных интересов (мотивы группы «F» и «E»).