Три стадии ответственности родителей за своего ребенка
Кратко рассмотрим три стадии ответственности родителей, в частности, матери, за своего ребенка.
На первой стадии — это родительская ответственность за малыша, ответственность абсолютная, постоянная. Это — младенческий возраст.
На второй стадии родителям необходимо обучить ребенка слову «нет». Это происходит тогда, когда у него пробуждается разум и способность отделять то, что запрещается, от того, что позволяется. Родители при этом еще не пытаются апеллировать к моральным «хорошо» и «плохо», а просто дают ребенку знать об опасностях. Эти «нельзя» связаны с реальными опасностями, такими, как прикосновение к горячему, розеткам и т.п.
Родители также обучают ребенка собственному пониманию мира. Они передают сообщения «плохо», «плохой», «нельзя» разными способами. Возможно, кто-либо из взрослых просто скажет «фу», сморщит нос или нахмурит брови. На этой стадии нужно быть очень внимательными и терпеливыми. Некоторые матери через слова «нельзя», «плохо», «плохой» совершают не столько действие обучения, сколько проявляют собственное состояние тревоги и дискомфорта. Они говорят эти слова часто и в тех ситуациях, когда в этом нет крайней необходимости, тем самым закрывая ребенку возможность самостоятельного понимания и обучения.
Родители должны ясно представлять себе, что можно позволить ребенку, а чего нельзя, и этого придерживаться. В то же время, они сами не должны путаться, говоря об одном и том же то так, то этак.
Важно отметить, что некоторые дети получают воспитание в атмосфере, где царят слова «нет», «нельзя». Многие матери считают, что ключом к безопасности могут служить только их указания на бесчисленные опасные ситуации, их бесконечные запреты. Ребенку, который знакомится с миром таким способом, можно только посочувствовать.
Однако, если родителям присуща педагогическая мудрость, дети воспитываются несколько иначе. Их воспитание совершается в мире, наполненном все возрастающим числом разного рода предметов, о которых мать говорит «да». Развитие ребенка в этом случае будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях. Материнское «да» образует ту основу, к которой добавляется материнское «нет».
Вторая стадия обычно трансформируется в третью — стадию объяснения. Но скорость этого перехода и его характер зависят как от родителей, так и от ребенка. Ведь по особенностям развития дети сильно различаются. Важно отметить, что наличие таких переходов или застревание на одной из вышеперечисленных стадий целиком и полностью зависит от родителей, от принятой ими системы воспитания.
На третьей стадии родители подходят к взаимопониманию с ребенком, предлагая объяснение: "Нельзя притрагиваться к огню или к кипящему чайнику, потому что горячо, обожжешься", "Нельзя разбивать вазу или ломать эти часы, потому что они мне нравятся, и если ты это сделаешь, я буду очень расстроена".
Эти три стадии в реальной жизни не идут сразу одна за другой. Они плавно переходят одна в другую. Например, первая стадия, на которой родители берут на себя полную ответственность за ребенка, нередко уходит в прошлое очень медленно. Слишком задерживаясь на этой стадии, родители продолжают брать на себя ответственность даже тогда, когда ребенок уже способен осознать свою вину. И если что-то не так, родители продолжают винить только себя.
Если первая стадия преодолена, то это означает, что ребенок растет и нуждается в опеке взрослых все меньше. В противном случае тесная связь с кем-либо из членов семьи, чаще с матерью, осложнит не только его выход в самостоятельную жизнь, но и возможность создания собственной семьи. Мать будет длительное время соперничать со спутником (спутницей) жизни, которого выбрал ее ребенок.
Сколько разводов сегодня происходят потому, что мамы слишком активно вмешиваются в жизнь молодой семьи. Молодые люди должны жить самостоятельно и отдельно! Именно об этом говорится в Священном Писании: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24). Да, они будут ошибаться, они наверняка наломают дров, но тем самым научатся и отвечать за свои ошибки. Именно эти ошибки научат их поступать правильно. Родителям следует знать, что на чужих ошибках никто еще не научился, все учатся только на своих, и эти ошибки неизбежны.
Пока молодые люди не только психологически, но и физически, территориально не оставили своих отца и мать, они не могут до конца прилепиться к своему супругу, поскольку продолжают оставаться членами семей своих родителей. Вмешиваясь в жизнь своих взрослых детей, родители не помогают, а, в конечном счете, мешают жизни новой, самостоятельной семьи.
Итак, исходя из сказанного выше, что же такое «родительская ответственность»? — Это, прежде всего, ответственность родителей за самих себя. Как это ни парадоксально, родители лишь тогда могут начать воспитывать ответственное поведение у своего ребенка, когда научатся отвечать только за свои поступки.
Осознание уникальности и неповторимости собственного ребенка в совокупности с признанием за ним самостоятельности и ответственности лишь углубляют родительские чувства к нему.
Если же родители испытывают трудности со своим ребенком, то весьма вероятно, что они берут на себя руководство его жизнью. Руководство жизнью ребенка — это не ваша забота, дорогие родители!
Что же означает в нашем понимании «руководство жизнью ребенка»? — Это стремление родителей предупредить каждый следующий шаг ребенка и подсказать ему, как, по их мнению, можно сделать лучше. В результате ребенок привыкает, что ему не надо думать о том, как вести себя в том или ином случае; ведь об этом позаботятся его родители. К тому же не надо отвечать за результаты своего поведения, так как это поведение придумали за него родители, следовательно, они за него и отвечают. Нетрудно догадаться, дорогой читатель, как назвать таких родителей. Конечно же, это они — родители-"спасатели", о которых мы рассказывали выше.