Методические рекомендации
В результате изучения темы «Психологическая служба» магистранты должны
знать:
- нормативно-правовые основы деятельности практического психолога в образовании;
- специфику и содержание работы психолога в различных образовательных учреждениях;
- стратегию психологических служб образования и основные направления работы практического психолога.
уметь:
- выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями, педагогами;
- выделять приоритетные направления, устанавливать очередность, продолжительность и характер работ;
владеть:
- методикой комплектования учебных групп и вопросами демократизации и гуманизации педагогического процесса;
- составлением рекомендаций заинтересованным лицам по вопросам рационального подбора, расстановки кадров, выбора кандидатур на административные должности, по оптимизации нагрузки преподавателей и учащихся, профилактике и разрешению конфликтных ситуаций,
Перечень примерных заданий
Для самостоятельной работы магистрантов
Самостоятельная работа включает:
- индивидуальные консультации с преподавателем в течение семестра, собеседование по текущим практическим и реферативным работам;
Подготовку к семинарским и практическим занятиям, выполнение тестовых заданий для самопроверки, углубленное изучение отдельных тем и вопросов курса, подготовку к семестровому контролю и экзамену.
Варианты контрольных работ
Тема 1. Роль психологической службы в образовании.
1. Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников.
2. Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах.
3. Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (ДОУ, школа, лицей, колледж, интернат и пр.).
Тема 2. Становление психологической службы в системе образования России и за рубежом.
1. Общие тенденции развития психологической службы образования в различных странах мира.
2. Взаимодействие науки и практики в психологической службе образования.
Тема 4. Организация деятельности психологической службы
1. Каковы специфические особенности позиции практического психолога, работающего: а) в психологической консультации; б) в социальной организации?
2. Со специалистами каких областей возможно сотрудничество психолога? Какие задачи могут быть решены благодаря объединению психолога с представителями других специальностей?
3. Ожидания администрации, сотрудников предприятия, на котором психолог начинает свою профессиональную деятельность, не всегда могут быть адекватны статусу психолога, его задачам. Представьте возможные пути формирования адекватных представлений о роли и месте психолога, предложите способы соотнесения стратегических планов психолога и работодателя.
Тема 5. Направления деятельности педагога-психолога.
1. Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления.
2. Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении.
3. Требования к методам, используемым в практической психодиагностике.
4. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка.
Тема 6. Документация психологической службы.
1. Проанализировать документацию психологической службы одной из организаций и подготовить ее письменный анализ и рефлексию.
Тема 7. Личность педагога-психолога.
1. Опишите образ человека, который, как вам кажется, будет для вас «трудным клиентом» (приход этого клиента расстроит, напугает или разозлит вас). Проанализируйте свои возможные чувства. Какие ваши личностные особенности или события из истории отношений могут быть причиной таких чувств и состояний?
2. Подготовьте и возьмите интервью у психологической знаменитости института или города. Обратите внимание на личностные особенности профессионала.
При подготовке беседы можно использовать следующие вопросы:
1. Назовите трёх самых выдающихся, на Ваш взгляд, психологов.
2. Почему Вы решили стать психологом?
3. В чём секрет Ваших профессиональных успехов?
4. От чего в работе Вы получаете наибольшее удовольствие?
5. От чего Вы страдаете в своей профессиональной деятельности?
6. О каком случае из своей психологической практики Вы любите рассказывать своим коллегам, ученикам?
7. С какими людьми Вам нравится работать?
8. Как вы учились в школе?
9. Есть ли у Вас слабости?
10. Что Вам больше всего нравится в женщинах (мужчинах)?
11. Что в жизни доставляет Вам наибольшее удовольствие? Самое приятное событие Вашей жизни?
Тема 8. Профессиональное сообщество психологов.
1. Ознакомиться с одним из периодических изданий по психологии и подготовить краткую информацию о нём по следующей схеме:
а) Вид и жанр издания.
б) Учредители, редакционная коллегия и редакционный совет издания.
в) Цели и задачи, которые ставит перед собой редакция.
г) Основные разделы.
д) Направления и характер материалов.
е) Собственные впечатления от издания.
2. Используя периодическую печать, информацию от преподавателей и практических психологов, подготовьте «карту» психологических сообществ (различных служб, ассоциаций, профессиональных клубов, объединений и т.д.) города, страны и мира.
Тема 9. Супервизия. Организация профессионального консультирования практических психологов.
1. Каково значение супервизии в профессиональном становлении психолога?
2. Какие вы знаете формы супервизии?
3. Назовите основные принципы супервизорской работы.
Примерный перечень вопросов по теме:
1. Общие тенденции развития психологической службы образования в Тюменской области и в городе Тюмени.
2. Задачи, структура и функции психологической службы образования.
3. Роль психологической службы в системе образования страны.
4. Профессиональная этика практического психолога.
5. Квалификационные требования, права и обязанности психолога.
6. Организация труда практического психолога.
7. Основные виды работы практического психолога и их взаимодействие.
8. Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления.
9. Специфика консультативной работы психолога, работающего в образовательном учреждении.
10. Особенности психодиагностической работы в образовательном учреждении.
11. Требования к психодиагностическому исследованию, его процедура.
12. Взаимодействие психолога с педагогами, родителями и администрацией детских учреждений.
13. Психологическое просвещение, как вид работы психолога образования.
14. Принципы и методы коррекционной и развивающей работы психолога образования.
15. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками.
16. Типы психологических рекомендаций и их осуществление.
17. Содержание работы психолога в детских дошкольных учреждениях.
18. Работа психолога в классах выравнивания, классах коррекции.
19. Содержание практической работы психолога в начальной школе.
20. Содержание практической работы психолога при переходе детей из начальной школы в основную.
21. Содержание и организация практической работы психолога в основной школе.
22. Содержание и организация работы психолога в старших классах.
23. Документация психолога, работающего в образовательном учреждении.
24. Работа психолога в психолого-медико-педагогической комиссии.
25. Особенности психокоррекционной работы в образовательном учреждении.