Идейный и нравственный облик следователя.

Моральные принципы, которыми руководствуется следователь, влияют не только на исполнение им служебных обязанностей и поведение в быту. Через личность следователя они становятся достоянием и всех тех, с кем он сталкивается и общается, оказывая на них воспитательное воздействие. А влияние личности воспитателя, по справедливому замечанию К.Д. Ушинского, составляет такую силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений1.

Общие принципы морали конкретизируются в специальных этических нормах, правилах поведения, специфичных для представителей различных профессий. Один и тот же факт получает различную нравственную оценку, в зависимости от того, к какой области жизни он относится. Каждая профессия налагает на своих представителей специальные нравственные обязанности, которые дополняют общие моральные принципы. В этом смысле можно говорить о спортивной, медицинской, театральной, судебной этике.

Значительный вклад в разработку нравственных основ уголовного судопроизводства и судебной этики как науки внес А.Ф. Кони, который в одной из своих работ на эту тему справедливо указывал на обязательность усвоения каждым юристом руководящих нравственных начал своей профессии. «С ними, как с прочным вооружением, как с верным компасом надо войти в жизнь»2.

В свое время резкое выступление А.Я. Вышинского против идеи создания судебной этики затормозило разработку этой важной проблемы. Не было создано ни одной работы, посвященной вопросам нравственного воспитания следственных и судебных

1 К.Д. Ушинский. Сочинения. Изд. АПН РСФСР, 1948-1952, т. II, стр. 12-13.

2 А.Ф. Кони. Нравственные начала в уголовном процессе (общие черты судебной этики). «Избранные произведения», Госюриздат, 1956.

3 А.Я. Вышинский. Теория судебных доказательств в советском праве. Госюриздат, 1950, стр. 158-159.

работников. Между тем разработка данной проблемы могла бы облегчить их вхождение в круг служебных и нравственных обязанностей, освоение и выполнение ими норм и правил уже выработанных в этой сфере общественной практики.

Конкретная разработка судебной этики, специальных правил поведения, исполнение которых специфично для данной профессии, является задачей комплексных исследований философов, юристов, психологов и педагогов. В настоящей работе эти вопросы затрагиваются с психологической стороны, в связи с характеристикой профессиональных качеств следователя.

В характеристику личности следователя входит правосознание - одна из форм общественного сознания, которая играет решающую роль в практическом применении правовых норм.

Мировоззрение следователя опосредствуется в правосознании, которое представляет собой правовую идеологию и правовую психологию. Как правовая идеология - это система правовых знаний, взглядов и идей, как правовая психология - это совокупность социальных чувств, переживаний, привычек, связанных с действием права1.,

Говоря о правовой психологии, мы имеем в виду все виды отражения правовых явлений в психике человека, его отношение к этим явлениям.

Высокоразвитое правосознание следователя с психологической стороны включает в себя глубокое понимание всех принципов и институтов права, веру в их справедливость, нетерпимость ко всяким правонарушениям, стойкую привычку безоговорочного исполнения правовых норм, обостренное чувство правды, справедливости и законности, делающие следователя законником в лучшем смысле этого слова.

Закрепляясь в психике следователя, положительные черты его идейного и нравственного облика становятся ведущими свойствами личности, которые в значительной степени направляют ход психических процессов и формируют иные качества следователя.

1 Нельзя согласиться с авторами, которые видят в правосознании только совокупность правовых взглядов и идей, отрицая психологическую сторону правосознания. (Н.П. Полянский. Вопросы теории советского уголовного процесса. Госюриздат, 1956).

Волевые качества следователя.

Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать под угрозой многих нежелательных последствий, иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому в общем психическом складе личности следователя волевые качества играют важнейшую роль.

Повышенные требования к волевой сфере следователя делают обязательным наличие ряда свойств, образующих «силу воли». Волевые процессы связаны со всеми сторонами человеческой психики: чувствами, воображением, мышлением, вниманием, памятью. Наиболее ярко вырисовываются волевые качества в сложных ситуациях, при решении трудных задач следственной работы. Здесь особенно пагубно сказывается слабоволие, проявляющееся в непоследовательности и противоречивости поведения, полной зависимости от ситуации, разрыве между словом и делом, неспособности использовать свои силы, подчинить свои действия идейным установкам и требованиям служебного долга. Очень многие следственные ошибки и неудачи непосредственно связаны с дефектами этой области психики.

Следственная работа формирует и укрепляет многие волевые качества, но вместе с тем длительное занятие этой профессией, накладывая на личность своеобразный отпечаток, порой приводит к профессиональной деформации.

Одной из наиболее существенных черт в морально-волевом облике следователя является такое качество, как принципиальность -наличие твердых убеждений и активное стремление к их реализации, проведению в жизнь, невзирая на препятствия и угрозы личному благополучию. Это качество помогает противостоять нежелательным влияниям извне и собственным слабостям, успешно разрешать свойственные каждому внутренние конфликты, «интимные споры» между должным и желаемым, общественным и личным.

Некоторые недальновидные руководители следственных органов предпочитают покладистых и послушных следователей тем, которые готовы отстаивать свою точку зрения. Принципиальность, независимость и самостоятельность суждений следователя

заслуживают всемерного поощрения, а любые попытки взыскивать с него за неуступчивость - решительного осуждения.

Руководитель следственного органа и надзирающий прокурор всегда должны иметь в виду педагогическую сторону своей работы, при даче указаний и распоряжений обстоятельно разъяснять их цель, смысл и основания, а при наличии у следователя сомнений, не жалеть времени на убеждение, чтобы он глубоко осознал правильность данных указаний и выполнял их как свои собственные решения.

Принципиальность не имеет ничего общего с негативизмом, упрямством, когда человек, понимая, что он неправ, упорствует, не учитывает мнения окружающих. Бывают случаи, когда, допустив ошибку, следственный работник не желает ее признать и исправить, а, пытаясь оправдать свои действия, только усугубляет положение, совершая новые нарушения, например, получив дело на доследование, добивается опротестования и отмены правильного определения. Подобное поведение независимо от того, побудили ли к нему стремление защитить честь мундира или эгоистические интересы, свидетельствует об отсутствии самокритичности, недостатке гражданского мужества.

Смелость и мужество проявляются не только в моменты опасности, но и в любой необычной, трудной обстановке. В сложных конфликтных ситуациях следователь обязан оставаться хозяином своих чувств и стремлений, сохранять верность нравственным принципам, не терять ясности ума и сообразительности, стойко, не роняя достоинства, переносить затруднения, преодолевать попытки склонить себя к действиям, противным его убеждению. Это требует порой большей убежденности и воли, чем кратковременный порыв, отважный шаг в условиях внезапно возникшей опасности.

Расследование преступлений неизбежно сталкивается с ложными заявлениями и доводами, ошибочными утверждениями и выводами, неправильными оценками и суждениями. Сложность состоит в том, чтобы распознать, где правда, а где ложь, где истина, а где заблуждение. Легковерие, податливость чужому влиянию, естественно, препятствуют этому. Поэтому жизненной необходимостью для следователя является критичность - постоянная готовность строго и объективно оценивать факты, события, действия и высказывания людей, не доверяясь внешнему впечатлению, привычное стремление увидеть и раскрыть в каждом явлении его подлинную сущность.

В основе критичности лежит сложный психический акт - сомнение, которое весьма плодотворно в процессе доказывания. На пути следователя к истине постоянно создаются инсценировки и лжедоказательства, его пытаются направить на ложный путь камуфляжем и обманом, ему препятствуют и добросовестные заблуждения людей. Здесь справедливо требование «все взять под сомнение, чтобы не было недоказанных истин».

В совокупности с предусмотрительностью и осторожностью в поступках и суждениях критичность образует весьма необходимое, для следователя качество воли и ума - бдительность.

В связи с тем, что в практической деятельности следователь часто сталкивается с обманом, коварством, лицемерием, у него сравнительно легко вырабатываются критичность и бдительность. Иногда они принимают и искаженные формы.

Одностороннее влияние опыта порой приводит к тому, что следователь вообще утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого. В любом упущении он видит злой умысел, в каждом заподозренном - преступника.

Подозрительность - один из наиболее опасных видов профессиональной деформации. Она приводит к тенденциозности, обвинительному уклону, который, как известно, пагубно сказывается на объективности, полноте и всесторонности расследования. Предубежденный следователь оказывается психологически неспособным выполнить требования закона о собирании доказательств как уличающих, так и оправдывающих, как отягчающих, так и смягчающих вину, как положительно, так и отрицательно характеризующих обвиняемого.

Обнаружив в прошлом человека что-то предосудительное, такой следователь нередко воспринимает это как доказательство его вины, забывая, что вовсе не каждый аморальный поступок свидетельствует о совершении преступления.

Предубежденность, тенденциозность, обвинительный уклон противоречат самой идее объективности и справедливости.

Даже при рассмотрении отрицательных действии и поступков нужно искать и уметь находить в людях положительные стороны. Давно уже отмечено, что означает беспристрастие. «Беспристрастный судебный деятель, - как хорошо было в свое время сказано, - поступает или судит по закону, рассудку, совести и фактам, а у пристрастного что-нибудь из этих составных частей отсутствует

и заменяется чем-нибудь другим, но чем именно, дурным или хорошим - это уже все равно, правосудия не будет»1.

Наличие властных полномочий, самостоятельность и независимость следователя, ограниченная гласность расследования, отсутствие публичной критики таят возможность следственных ошибок. Поэтому строгое соблюдение законности в следственной работе во многом зависит от самокритичности следователя, его постоянного стремления к строго объективной самооценке, придирчивому рассмотрению своих взглядов, выводов и поступков, способности честно осуждать допущенные ошибки, активно устранять и исправлять их.

Формирование этой черты - задача профессионального обучения и нравственного воспитания, в ходе которого следователь должен быть приучен к систематическому разбору и объективной оценке своих решений и действий, промахов и упущений.

Следует, однако, иметь в виду, что самокритичность не должна вырождаться в постоянное «самокопание», приводящее к утрате веры в себя, к робости и нерешительности, недопустимым в следственной работе.

Готовность быстро принять решение и привести его в исполнение абсолютно необходима следователю, который нередко бывает обязан срочно* реагировать на возникшую ситуацию, принять неотложные меры, чтобы пересечь преступление, сохранить его следы, оказать помощь пострадавшим восстановить нарушенный порядок, задержать преступника и тому подобное. Ясно, что колебания, растерянность, нерешительность в таких случаях приводят к самым пагубным последствиям.

К чему приводит нерешительность можно показать на следующем примере. Из Загорского и Рязанского краеведческих музеев было похищено несколько десятков картин известных мастеров живописи. Четыре похищенные картины оказались сданными на комиссию в антикварный магазин. В два часа ночи следственные работники прибыли к даче, где проживало лицо, сдавшее картины на комиссию, и дожидались пока жильцы дома оденутся. Полтора часа ждали прибывшие, стучали, угрожали ответ

1 Н. Муравьев. О судебной службе. Юридический вестник, 1886, т. XXIII, кн. 1 и 2, стр. 91.

ственностью, а когда, наконец, вскрыв двери, вошли в дом, то увидели, как в печи догорали последние куски картин.

В психологии различают решительно как положительную черту характера и решимость, которая может быть кратковременной, случайной, безрассудной. Быстрота решения и действия отнюдь не предполагает непродуманной поспешности, она должна быть основана на точной ориентировке и ускоренном расчете, которые дают следователю уверенность в своих силах.

Отсутствие «делового оптимизма» демобилизует и дезорганизует следователя. Утратив веру в успех, он зачастую выполняет свои обязанности формально, нехотя. При подобной настроенности трудно достичь положительного результата. Вот почему крайне нежелательно поручать выполнение сложного задания следователю, находящемуся в состоянии волевого упадка, не верящему в благоприятный исход дела.

Однако при сниженном самоконтроле и малой самокритичности привычка действовать решительно иногда развивает неоправданную самоуверенность. Чрезмерная вера в себя, в свое чутье, в безошибочность своих суждений даже опытного следователя приводит к поверхностности и небрежности.

Нужно всеми силами рассеивать подобное самомнение, вскрывая и наглядно демонстрируя допущенные следственными работниками ошибки, приучая их более критично относиться к своим действиям. Следователь должен проникнуться сознанием того, что рассчитывать на легкий успех неразумно.

Следственная деятельность требует трудолюбия, усидчивости, высокой работоспособности, напряжения воли. К успешному завершению производства по делу приходится идти долгим и нелегким путем. Бывает, что для выяснения даже одного какого-то обстоятельства требуется разыскать и допросить десятки свидетелей, изучить сотни документов, провести много следственных действий, а в случае их безрезультатности снова и снова искать дорогу к истине.

Есть следователи, которые отлично справляются с первоначальной оперативной стадией расследования. Они способны по несколько суток подряд, почти без отдыха выполнять неотложные следственные действия, проявлять неутомимость и высокую мобильность. Но вот в расследовании наступает более спокойная полоса, когда требуется длительная методическая работа по делу, когда, образно говоря, успех дос

тигается не кавалерийской атакой, а организованной планомерной осадой. И тут следователь-»оперативник» нередко теряет интерес к делу и с трудом дотягивает его до конца, неся потери, утрачивая даже то, что было достигнуто в первые дни работы. Порой даже следователи, предпочитающие более спокойные кабинетные занятия, столкнувшись с необходимостью выполнить большой объем работы, преодолеть массу препятствий, из-за отсутствия должной целеустремленности и настойчивости опускают руки и не могут справиться с делом.

Как показало изучение причин неполной раскрываемое™ особо опасных преступлений, дела за необнаружением виновных в каждом четвертом случае приостанавливаются, когда преступник уже выявлен, лишь из-за того, что следователю не хватило настойчивости довести проверку правильной версии до конца.

Настойчивость - стержневое качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения. Она тесно связана с моральным обликом следователя и такими свойствами характера, как организованность и стойкость.

Невозможность заранее предусмотреть все детали предстоящей работы, частое возникновение таких ситуаций, когда следователь вынужден отложить текущие дела для выполнения неотложных мероприятий, связанные с этим перегрузки, делают особенно острой проблему рациональной организации труда следователя. При этом одним из решающих факторов становится его организованность.

Организованность включает в себя ряд психологических компонентов: исполнительность, аккуратность, дисциплинированность. Речь идет о неуклонном подчинении своих действий служебному долгу, требованиям закона и подзаконных нормативных актов, правилам несения службы и распоряжениям оперативного руководства.

Следственная практика изобилует примерами того, к каким пагубным последствиям приводят разболтанность, неисполнительность, нигилистическое отношение к служебной дисциплине и, особенно, к предписаниям и запрещениям уголовно-процессуального законодательства.

Отношение к процессуальным нормам как к обременительной формальности, досадному стеснению, без которого расследова

ние могло бы быть более эффективным, являющееся следствием невысокой юридической культуры, нередко приводит к нарушениям законности.

Процессуальная дисциплина - незыблемое требование, которое исключает противопоставление законности и целесообразности, духа и буквы закона. Целесообразно лишь то, что законно, а дух закона выражен в его букве.

Закон устанавливает оптимальный порядок судопроизводства, гармонически сочетая гарантии достижения истины, гарантии интересов личности и гарантии воспитательного воздействия уголовного судопроизводства. Усвоение этой идеи придает правовой дисциплинированности сознательный характер.

Наличие у следователей периодических перегрузок зачастую приводит к тому, что они приучаются работать рывками, с особым напряжением в конце месяца (ради улучшения отчетности) или при истечении срока ведения дела. У них появляется склонность систематически откладывать ту работу, которую без риска неприятностей можно выполнить после. С течением времени эта склонность превращается в привычку. Авралы сменяются все более длительными периодами безделья, которым легко находится внутреннее оправдание в силу прошлых перегрузок, а эти последние становятся неизбежными в результате запущенности дел. Между тем застарелые дела и материалы угнетают следователя, приняться за них делается все трудней. И лишь когда дальнейшие проволочки становятся невозможными, он в авральном порядке выполняет работу кое-как, допуская всяческие нарушения, лишь бы поскорее избавиться от нее. Многие неудачи в служебной деятельности следователей были вызваны именно этом явлением, которое можно назвать «психологией следственной волокиты»1.

Инертность, пассивность, неспособность к длительному и организованному труду может быть также последствием неврастении - профессионального заболевания следственных работников, - тогда нужен длительный отдых, лечение и хотя бы временная перемена работы. Но чаще всего такое нравственное бессилие и

1 В том, что описанное явление носит профессиональный характер, убеждают многолетние наблюдения. Указывали на это еще дореволюционные авторы. (А.С. Ющенко. Наши следователи. Журнал Министерства юстиции, 1916, № 3).

расстройство воли бывают результатом лени и распущенности. Основным средством их предупреждения является регулярный контроль за работой следователя, помощь в организации и самоорганизации его работы. Нужно, чтобы следователь проникся сознанием общественной и личной опасности волокиты, постоянно помнил и неуклонно выполнял простое, но мудрое правило: не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

«Нормативный» характер следственной работы при неблагоприятном сочетании некоторых свойств личности вырабатывают формализм, стойкую привычку действовать по шаблону, прикрываясь соответствующим пунктом инструкции или распоряжением начальника. Бездумный формализм - следствие нравственной слабости, трусости, перестраховки, свидетельство несамостоятельности, нежелания осмыслить ситуацию и найти более эффективный для данного случая образ действий. Он особенно опасен в следственной деятельности, требующей большой активности, инициативы, творческой) отношения к делу.

Умение и способность проявить творчество и самостоятельность в труде связаны с высоким развитием воли и мышления. Инициативность как закрепившееся волевое качество профессионально необходима следователю, труд которого чаще всего индивидуален, связан с большой служебной самостоятельностью и процессуальной независимостью. Это качество нужно целенаправленно формировать, приучая молодого специалиста к самостоятельной постановке задач, принятию ответственных решений, помогая ему советом и указанием лишь при действительной необходимости, чтобы предостеречь от ошибок. «Решай и делай сам» - на этой основе формируются инициативность и ответственное отношение к порученному делу.

Ответственность выполняемой работы, риск нежелательных последствий, вид человеческих страданий, многочисленные трудности и препятствия делают обычным для следователя состояние напряжения. При этом в первую очередь страдает тормозной процесс, чаще возникает неупорядоченная активность, эмоциональные вспышки, срывы, поспешность, неосмотрительность.

Умение владеть собой в сложной обстановке, рассудочно-волевая направленность помогают следователю снимать напряжение, стойко переносить трудности.

Удачи и неудачи переживаются людьми по-разному в зависимости от морально-волевых качеств. Успех чаще всего вызывает хорошее состояние, стимулирует работу, побуждает к новым достижениям. Поэтому необходимо разумное поощрение следователя, о чем порой забывают некоторые руководители. Отдавая предпочтение строгости и критике, они не используют таких педагогических средств, как похвала и одобрение, скупо прибегают к наградам.

Однако в применении поощрения важно сохранять чувство меры, ибо успехи и захваливание могут привести к нежелательным последствиям, самоуспокоенности и утрате рабочего настроения, нескромности, тщеславию.

Неудачи, постоянное осуждение, а также незаслуженная критика обычно создают неблагоприятную психологическую установку на будущее. Под их воздействием возникает чувство уныния, бесперспективности, безнадежности, укореняется терпимость к критике и неудачам (как говорят спортсмены, «привычка к проигрышу»). Чтобы вывести следователя из такого состояния нужно исподволь подвести его к успеху, дать пережить подъем и удовлетворение работой, получающей общественное признание.

Большое значение в следственной деятельности имеют выдержка, сознательный контроль над собой, своей речью, настроением и поведением. При этом многие криминалисты справедливо подчеркивают необходимость для следователя терпения, умения владеть своими чувствами, сдержанности во внешних проявлениях.

Эмоции в труде могут играть и положительную, и отрицательную роль. Положительные эмоции, любовь к своему делу, энтузиазм и тому подобные состояния - верные спутники следователя. Известно, что некоторые эмоциональные состояния в сложной обстановке переживания тревоги, особой значимости момента, повышенной ответственности и риска, вызывают положительные стенические реакции, трудовое возбуждение, подъем, внутреннюю собранность и мобилизацию всех психических сил на решение стоящей перед человеком задачи.

Но вместе с тем следователю приходится испытывать и переживать множество чувств, которые способны отрицательно влиять на него и на результаты его работы. «Он должен смотреть на горести

чл

других, не потрясаясь ими, на страшные злодеяния, не раздражаясь против них, чтобы в своих действиях и распоряжениях не увлечься, не поддаться этим впечатлениям в ущерб долгу и правде»1.

Эмоциональные вспышки расстраивают психическую деятельность, суживают сознание, нарушают процессы памяти и внимания, искажают восприятие и мышление следователя, что нередко приводит к ошибкам. На этом иногда специально строят свои расчеты заинтересованные лица, пытаясь спровоцировать следователя, вызвать его на конфликт, вывести из равновесия, понимая, что взволнованному, раздраженному человеку намного трудней выполнять свою работу.

Упущения, промахи и ошибки могут являться и результатом эмоциональных состояний противоположного, астенического типа, при которых возникает заторможенность, растерянность, подавленность, неспособность к быстрым решениям и уверенным действиям.

И те, и другие нежелательные явления нужно своевременно обнаруживать самонаблюдением и устранять волевым усилием. Все это требует от следователя самообладания, уравновешенности, присутствия духа, спокойствия и хладнокровия.

Необходимость постоянно скрывать и подавлять свое волнение, преобладание разумного волевого контроля над эмоциями и импульсами зачастую отрицательно сказывается на характере следственного работника. У него может выработаться известное равнодушие к людям, их чувствам, переживаниям, произойти своеобразное «ороговение» души.

Зная особенности собственной психики, ее сильные и слабые стороны, помня об опасностях, которыми чреваты те или иные свойства его личности, следователь должен постоянно корректировать свои оценки, решения и действия с учетом собственных «поправочных коэффициентов», подобно тому, как водитель, управляя автомашиной, строит свои расчеты, памятуя о скорости собственной реакции, глазомере и т.п.

Внимание следователя.

Внимание характеризуется многими свойствами, которые достаточно полно освещены в психологической литературе. Различ

1 А.А. Квачевский. Об уголовном преследовании, доказывании и предварительном исследовании преступлений. Спб., 1866-1870, ч. 3, стр. 36.

ные профессии требуют различного внимания. Но в любом акте внимания в большей либо в меньшей степени проявляются все основные его свойства. «Случайный наблюдатель замечает лишь то, что бросается в глаза, следователь же должен видеть все», -писал Ф. Кляйншмидт1. Неточность этого распространенного мнения состоит в том, что «видеть все» - задача непосильная для человека. В психологии были предприняты попытки подсчитать, хотя бы примерно, количество впечатлений, получаемых человеком от внешнего мира за короткое время одним каким-либо органом чувств. Подсчеты показали, что даже в течение одного дня человек переживает десятки тысяч различных впечатлений. Ясно, что следователь может и должен видеть лишь то, что ему нужно. Это достигается в результате внимания, то есть направленности нашего сознания на восприятие, понимание, запоминание или воспроизведение определенных явлений действительности.

Применительно к следователю чрезвычайно трудно выделить такие стороны «службы внимания», которые имели бы преимущественное значение в его работе. Попытки отдельных авторов отдать предпочтение какой-то одной стороне этого процесса (например, сосредоточенности) представляются неубедительными2.

Следователь, производящий осмотр места происшествия, изучает обстановку квартиры, исследует отдельные предметы, наблюдает за поведением присутствующих, руководит действиями своих помощников, испытывая при этом множество посторонних воздействий, значительная часть которых мешает его работе. Он должен отрешиться от всего мешающего выполнению его задачи. Поскольку при осмотре общая задача распадается на частные, это вызывает необходимость последовательно концентрировать внимание на промежуточных звеньях (осмотре помещения и отдельных его узлов, различных предметов обстановки, фиксации следов и т.д.). Требуется в течение определенного времени, сохраняя устойчивое внимание на одном объекте, одновременно распределять внимание на другие, быстро переключаться с одного объекта на другой.

Когда же следователь приступает к допросу свидетелей, на первый план выдвигаются другие стороны его внимания. Здесь

1 Ф. Кляйншмидт. Учебник по практике уголовного розыска. Любек, 1953, стр. 33.

2 Психограмма судебного следователя. Сб. «Интеллигентный труд», М, 1925.

нужны не столько его широта и распределение, сколько глубина и устойчивость. Еще более концентрированным должно быть внимание при детальном изучении вещественных доказательств, анализе документов, исследовании бухгалтерских операций.

Осмысливая обстоятельства расследуемого дела, следователь перемещает центр внимания с внешних явлений на свои мысли о них, на внутренние процессы. Но у него в производстве, как правило, бывает не одно, а несколько дел. Поэтому он вынужден постоянно переключать все качества и свойства внимания на новые действия и новые дела.

Таким образом, работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Значительная часть следственных ошибок имела в своих истоках дефекты и нарушения именно в этой области: следователь не уделил должного внимания каким-то обстоятельствам дела, оставил без внимания противоречия в доказательственном материале, не сосредоточил внимания на исследовании существенного вопроса, невнимательно провел следственное действие.

Внимание как психический процесс, будучи фиксированным, переходит в психическое состояние человека, а закрепляясь в опреде- « ленных чертах, становится свойством личности - внимательностью. Отрицательные же свойства внимания перерастают в невнимательность, которая имеет много видов и проявлений. Известны, например, «липкое» (трудно переключаемое) и «порхающее» (трудно сосредоточиваемое) внимание, рассеянность и тому подобное1.

Освободиться от этих недостатков, сформировать и развить необходимые следователю свойства внимания - дело вполне достижимое, хотя и требующее серьезного труда и опять-таки неослабного внимания. Воспитание и самовоспитание внимания неразрывно связаны с постоянными волевыми усилиями и должны протекать параллельно с воспитанием воли2.

Для следователя очень важно воспитать в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безрезультатными.

1 Н.Ф. Добрынин. Внимание и память. Изд. «Знание», 1951; Б. Г. Ананьев. Воспитание внимания школьника. Изд. АПН РСФСР, 1946.

2 По этим соображениям внимание нами рассматривается в связи с морально-волевыми качествами следователя, а не в системе познавательных процессов, как в общей психологии.

Для тренировки внимания целесообразно использовать рекомендации, имеющиеся в психологической литературе. Развитию объема внимания способствуют задания, заключающиеся в том, что лица, проходящие тренировку, в течение короткого времени наблюдают предъявленные им объекты, после чего порознь сообщают увиденное, стараясь перечислить максимальное количество деталей. Такие задания должны постоянно усложняться. Полезны также систематические упражнения в одновременном выполнении различных операций и действий, тренировка в быстром переключении внимания с одного объекта на другой, в выполнении определенных действий при наличии помех и отвлекающих раздражений и прочее.

Однако никакие учебные тренировки и упражнения не смогут, конечно, заменить целенаправленной работы следователя в естественных условиях. Именно здесь можно полностью овладеть своим вниманием и довести его качества до профессионального уровня. На первых порах специальные усилия потребуют большой затраты энергии, но со временем, когда нужные свойства становятся чертой личности следователя, служба внимания уже не связана с таким напряжением воли. Известно, что люди больше утомляются от бессистемных мыслей и беспорядочных действий, чем от планомерно выполняемой работы.

Наши рекомендации