I. Развитие аналитических техник 1 страница
PHISICAL
DYNAMICS
OF CHARACTER
STRUCTURE
Александр Лоуэн
ФИЗИЧЕСКАЯ
ДИНАМИКА
СТРУКТУРЫ
ХАРАКТЕРА
_________________________________________
Перевод с английского Е.В.Поле под ред.А.М.Боковикова,
М.: Издательская фирма “Компания Пани”, 1996. -320с., илл.
ISBN 5-89338-001-0 (рус.)
ISBN 0-02-073310-2 (англ.)
__________________
Содержание:
К читателю
Предисловие
Часть первая
I Развитие аналитических техник
II Соматический аспект психологии Я
III Принцип удовольствия
IV Принцип реальности
V Биоэнергетическая концепция влечений
VI Биоэнергетические принципы аналитической терапии
VII Анализ характера
VIII Формирование и структура характера
Часть вторая
IX Оральный характер
X Мазохистский характер-1
XI Мазохистский характер-2
XII Истерический характер-1
XIII Истерический характер-2
XIV Фаллически-нарциссический характер
XV Пассивно-женственный характер
XVI Шизофренический характер
XVII Шизоидный характер
__________________
К ЧИТАТЕЛЮ
Жанр книги «Физическая динамика структуры характера» ее автор, известный американский психиатр, практикующий аналитик и телесно-ориентированный психотерапевт Александр Лоуэн определяет как биоэнергетический анализ. Опираясь на психоанализ Зигмунда Фрейда, в частности на его положение, что «Я есть прежде всего выражение телесного Я», и вегетотерапию Вильгельма Райха, Лоуэн формулирует основные биоэнергетические принципы аналитической терапии, устанавливает связи и их закономерности между строением тела и особенностями личностных проявлений. Данные связи и определяют так называемую структуру характера. Вводя данное понятие, Вильгельм Райх рассматривал последнюю как своеобразную кристаллизацию (материализацию, воплощение) основных проблем и личностных особенностей человека. Энергетический аспект как особого рода реальность является основным в биоэнергетике, на что, собственно, и указывает само название - биоэнергетика. Та или иная структура характера в виде так называемого панциря характера (термин В. Райха специфицирует энергетические потоки внутри человеческого тела. В результате образуются паттерны поведения, характера, «мышечный панцирь» -места возникновения энергетических и мышечных блоков и зажимов. Таким образом, вся терапевтическая и энергетическая работа в биоэнергетике состоит из выяснения причин, приводящих к формированию конкретной структуры характера, и из body-work, работы с телом. Следует отметить, что выделенные Лоуэном характеры - крайние типы. Бессмысленно, ошибочно, а для ряда психотерапевтических ситуаций и опасно «втискивать» в эти прокрустовы ложа представления о себе и других. Гораздо более верным и продуктивным будет, уяснив логику, лежащую в основе образования данных структур (этой цели служат первые главы данной книги), и располагая достаточной и достоверной информацией о себе или другом, попытаться описать собственный характер или характер другого, то есть построить своеобразный «смешанный тип».
Говоря о работе с телом, необходимо иметь в виду, что биоэнергетический анализ Лоуэна-это законченная, в течение ряда лет тщательно отработанная и проверенная система. Описываемые в книге принципы и приемы работы с телом еще не есть практическое руководство по биоэнергетике. Следует учесть и очень специфичное в нашей культуре отношение к телу.
Биоэнергетическая работа столь же эффективна, сколь и жестка. Часто возникающая ошибка в группах биоэнергетики, которые проводились у нас в стране под руководством опытных иностранных специалистов, - это старание участников выстрадать и вытерпеть эту работу. Главная же задача в действительности состоит в обратном: максимально приблизиться к себе, своим возможностям и проблемам, отказаться от «российского паттерна» терпения и страдания и, оставаясь в контакте с самим собой, преодолеть себя (ср. гурджиевское «сверхусилие»). Только в этом можно найти объяснение и оправдание той кажущейся жесткости, расцениваемой подчас как жестокость, которая содержится в биоэнергетической работе.
На мой взгляд, благодаря книге Александра Лоуэна «Физическая динамика структуры характера» открывается наиболее эффективный и короткий путь в область биоэнергетического анализа и всей телесно-ориентированной терапии, тем более что сам термин «биоэнергетика» уже имеет особое звучание в нашей стране, не связанное с лоуэновским. Напомним, что биоэнергетика, по Лоуэну, - это «путь познания своей личности через язык тела и его энергетических процессов».
В. Баскаков,
координатор Международной программы
«Культура тела»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Экспрессивные движения лица и тела... прежде
всего служат коммуникации между матерью и ее
дитем... Экспрессивные движения придают живость
и энергию нашим словам. Они выдают мысли и на-
мерения других гораздо правдивее, чем это делают
слова, которые бывают лживы... Свободная экспрес-
сия внешних проявлений эмоции усиливает ее. С
другой стороны, подавление, насколько это возмож-
но, всех внешних проявлений ослабляет наши эмо-
ции, Кто дает дорогу проявлениям ярости, усилива-
ет свой гнев; кто не контролирует проявления стра-
ха, испытывает еще больший страх; а кто остается
пассивным, когда переполнен горем, упускает свой
лучший шанс вновь обрести эластичность ума.
Чарльз Дарвин, 1872
Выражение эмоций у человека и животных
Сегодня мы являемся свидетелями атаки на психоанализ со стороны
психиатров и других специалистов, не отрицающих его основные прин-
ципы. Критицизм проистекает скорее из разочарования результатами пси-
хоаналитической терапии. Даже если оставить в стороне серьезные про-
блемы, связанные со стоимостью, временем и доставляемыми неудобства-
ми, желанные изменения личности, чувств и поведения больного зачастую
не достигаются. Многим пациентам, правда, помогли; некоторым стало
лучше. Однако число пациентов, годами подвергающихся анализу или ко-
чующих от одного аналитика к другому без каких-либо заметных изме-
нений в своем недуге, своей неудовлетворенности или в своих реальных
проблемах, внушает тревогу.
Буквально на днях я консультировал молодую женщину, которая в
течение четырех лет посещала аналитика и более года подвергалась дру-
гой форме терапии. Ее комментарий по поводу полученного опыта явля-
ется типичным: «То, с чем я пришла, фактически не изменилось. Мне
всегда казалось, что я могу чувствовать гораздо больше, чем чувствовала
на самом деле. Хотя анализ помог мне понять многие вещи, я не стала
чувствовать больше. Этим я была разочарована».
Реакция психиатров-аналитиков на эту ситуацию неоднозначна. Одни
предлагают усовершенствованные формулировки, тогда как другие про-
сто полагаются на здравый смысл. К сожалению, ни один из этих подходов
не дает решения проблемы. Никто не вправе обвинить Фрейда, что
великие открытия, которые он дал миру, оказались относительно неэф-
фективными для преодоления тяжелых эмоциональных расстройств, от
которых страдают многие люди. Сам Фрейд таких обещаний не давал.
Он знал ограничения своей техники.
Ситуация, в которой находится сегодня психоанализ, ничем не отли-
чается от ситуации, в которой оказывается любая другая молодая меди-
цинская дисциплина. Можно ли сравнивать результаты, достигнутые в
кабинете врача теперь, с теми, что были сто лет назад? Прогресс есть
результат изменения техник, лучшего понимания проблем и лучших на-
выков. Если современный психоанализ обвиняют в нынешней ситуации,
то только за его нежелание менять свои традиционные процедуры,
В истории психоанализа были экспериментаторы и теоретики. Если
большинство посвятило себя развитию теории, то некоторые, прежде всего
Шандор Ференци и Вильгельм Райх, внесли существенные изменения в
технические процедуры. Своей «активной техникой» или «анализом сни-
зу» Ференци пытался подступиться к сложным проблемам характера,
которые в то время не поддавались психоаналитическому методу. Вклад
Райха более полно мы обсудим в дальнейшем.
Проблема, с которой сталкивается психоанализ, проистекает из того
факта, что аналитик имеет дело с телесными ощущениями и чувствами на
вербальном и психическом уровне; что касается предмета анализа, то им
являются чувства и поведение индивида. Его мысли, фантазии и мечты
исследуются исключительно с целью понять чувства и изменить поведение.
Разве мы не можем представить себе, что существуют и другие способы и
средства повлиять на чувства и поступки? В 1899 году в письме Флиссу Фрейд
проявил свой неизменный интерес к этому вопросу: «Время от времени я
отчетливо представляю себе вторую часть лечебного метода-провокацию
чувств и мыслей пациента, как будто это совершенно необходимо».
Фрейду не удалось изобрести метод лечения, который бы воплотил его
идею. Эту неудачу можно приписать сложности взаимоотношений меж-
ду душой и телом. До тех пор пока концепция дуализма души и тела
оказывает влияние на мышление, эта трудность непреодолима. Можно
предположить, что Фрейд всю свою жизнь бился над этой проблемой. В
этой борьбе возникли четкие формулировки, составляющие психологию
Я. Но та же проблема стоит перед нынешними аналитиками столь же
остро, как она стояла перед Фрейдом.
Я не намереваюсь в этом кратком предисловии предложить ответ на
этот громадный вопрос. Скорее я бы хотел пояснить тезис, который ле-
жит в основе данного исследования и указывает путь для решения этой
проблемы. Аналитики сознают идентичность многих соматических про-
цессов с психологическими феноменами. В области психосоматической
медицины полно таких примеров. В результате возникла идея, что живой
организм выражает себя в движении гораздо яснее, чем в словах. Но не
только в движении! В позе, осанке, мимике и жестах организм говорит
языком, который предвосхищает и превосходит его вербальное выраже-
ние. Более того, имеется множество специальных исследований, в кото-
рых показана связь между структурой тела и эмоциональными установ-
ками. Тело может быть столь же ценным объектом аналитической тех-
ники, как сновидения, обмолвки и свободные ассоциации.
Если структура тела и темперамент взаимосвязаны, как это может
установить всякий, кто изучает человеческую природу, вопрос тогда явля-
ется следующим; можно ли изменить характер индивида, не изменяя
структуру тела и его функциональную подвижность? Или наоборот: если
можно изменить структуру тела и улучшить его подвижность, нельзя ли
этим добиться необходимых для пациента изменений темперамента?
В своей эмоциональной экспрессии индивид представляет собой еди-
ное целое. Не разум злится, и не тело борется. Это индивид выражает
себя. Поэтому мы изучаем, как конкретный индивид выражает себя, каков
спектр его эмоций и в чем его ограничения. Это исследование подвиж-
ности организма вследствие эмоционального переживания основано на
способности «выдвигаться».
Здесь находится ключ к пониманию относительной неудачи психоана-
лиза. Он сравнительно мало помогает понять, почему человек ведет себя.
именно так, а не иначе. Человек, который боится войти в воду, может
прекрасно знать, что с ним ничего не случится. Мы должны понять и
научить преодолевать страх движения.
Если детерминанты личности и характера структурированы физичес-
ки, не должны ли терапевтические устремления равным образом быть
ориентированы и на тело? Знание есть прелюдия действия. Чтобы быть
более эффективной, аналитическая терапия должна способствовать как
осознанию, так и действию в терапевтической ситуации. Принципы тео-
рии и техники, используемые в рамках этого нового подхода, образуют
то, что мы называем биоэнергетическим анализом и терапией.
Одним из тех, кому принадлежит особая заслуга в расширении рамок
аналитической техники, был Вильгельм Райх, который ввел в анализ изуче-
ние физической экспрессии и активности пациента. Многие, возможно, не
согласны с поздними работами Райха, но его разработки являются важным
вкладом в психиатрию. Многочисленными ссылками на его идеи в этой книге
я выражаю свою признательность Вильгельму Райху, который был моим учи-
телем. С другой стороны, биоэнергетическая терапия появилась независимо
от Райха и его последователей и отличается от теорий и техник Райха во
многих важных аспектах - некоторые из них изложены в этой книге.
Пожалуй, будет интересно указать различия между биоэнергетической
терапией и традиционными психоаналитическими техниками. Во-первых
и прежде всего, исследование пациента является целостным. В биоэнер-
гетической терапии врач анализирует не только психологическую проблему
пациента, как и каждый аналитик, но и физическое выражение этой
проблемы в том виде, как она проявляется в структуре тела и движении
пациента. Во-вторых, все техники ориентированы на высвобождение
физического напряжения, которое проявляется в хронически контракти-
рованных и спастичных мышцах. В-третьих, отношения между терапев-
том и пациентом в сравнении с психоанализом имеют еще одно измере-
ние. Поскольку помимо анализа на вербальном уровне проводится рабо-
та и на физическом, возникающая в результате активность вовлекает
аналитика гораздо глубже, чем это делают традиционные техники.
Чем же являются в такой ситуации перенос и контрперенос? Они
являются мостом, по которому мысли и чувства от одного человека пере-
ходят к другому. В биоэнергетической терапии благодаря физическому
контакту перенос и контрперенос сфокусированы более строго. Это, од-
нако, требует от аналитика умения справляться с возникающим эмоцио-
нальным напряжением. Если эта способность отсутствует, аналитик не
готов к выполнению своей задачи. Только будучи скромным и честным,
можно осмелиться встретиться лицом к лицу с великими источниками
чувства, которые находятся в сердце человека.
Данная книга не претендует на полное изложение теорий и техник
биоэнергетического анализа и терапии. Эта область столь же обширна,
как и сам субъект жизни. В качестве введения в тему необходимо устра-
нить разрыв между психоанализом и концепцией физического подхода к
эмоциональным расстройствам. Дальнейшие исследования ведутся как в
теоретическом, так и в практическом аспекте этой работы.
Мне бы хотелось выразить признательность моему ассистенту доктору
Джону Пиерракосу, помощь которого в формулировке идей, представлен-
ных в этой книге, трудно переоценить, и доктору Джоэлу Шору за его
терпеливое и критическое изучение рукописи. Кроме того, я хотел бы по-
благодарить членов семинара по динамике структуры характера за советы
и критические замечания, которые сделали мои идеи более отточенными.
Благодарю также мисс Дору Акчим, любезно согласившуюся напечатать
рукопись этой книги.
Александр Лоуэн
Нью-Йорк
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I. Развитие аналитических техник
История развития концепций и техник психоанализа-это своеобраз-
ный рассказ о неудачах терапии. Такая картина характерна для любой
научной деятельности; психиатрия и близкие ей дисциплины не состав-
ляют в этом смысле исключения. Движение вперед возможно только тог-
да, когда возникает проблема, которую нельзя охватить и решить, используя
прежние взгляды и методы.
Именно такая ситуация и положила начало психоанализу. Хорошо
известно, что до создания своего знаменитого метода исследования и
лечения Фрейд долгое время занимался неврологией и неврологичес-
кими заболеваниями. Поворотной точкой его карьеры стала специфи-
ческая проблема истерии. Фрейд, возлагавший надежды на «физичес-
кие методы лечения, был разочарован результатами практического
применения "электротерапии" Эрба». В дальнейшем, как известно, он
начал использовать гипноз, а именно «лечение внушением в глубоком
гипнозе», с которым познакомился у Льебо и Бернгейма. Позже он
пришел к выводу, что его не устраивает как эта система лечения, при
которой гипнотизера часто раздражало «сопротивление» пациента вну-
шениям, так и другие хорошо ему знакомые терапевтические методы
лечения истерии.
В статье «Психический механизм истерии», опубликованной совмест-
но с Брейером, Фрейд заложил основу научного исследования феноменов
психики. Хотя он по-прежнему пользовался гипнотическим методом, но
для направленного внушения применял аналитический подход. Это опи-
сано следующим образом: « Гипнотическое состояние вызывает у пациен-
та воспоминания, относящиеся к моменту первичного появления симп-
тома» (Freud 1893, р. 24).
Гипноз имеет свои ограничения. Во-первых, не каждого пациента
можно загипнотизировать. Во-вторых, Фрейда не устраивало ослабление
сознания пациента. По мере развития своего метода Фрейд стал рассмат-
ривать свободное ассоциирование под гипнозом как путь к бессознатель-
ному, а затем дополнил его интерпретацией сновидений - источником
знания о бессознательном.
Новые техники позволили в дальнейшем охватить динамику функци-
онирования психики. В 1914 году в очерке «Об истории психоаналити-
ческого движения» Фрейд писал, что «теория психоанализа -это стрем-
ление объяснить два рода явлений, которые отчетливо и неожиданно воз-
никают всякий раз, когда предпринимается попытка найти в прошлой
жизни пациента истоки невротического симптома. Речь идет о переносе
и сопротивлении» (р. 298). Таким образом, психоанализ «начался с но-
вой техники, которая обходится без гипноза».
Явления переноса и сопротивления столь значимы для аналитической
концепции, что Фрейд заметил: «Психоанализом можно считать всякое
исследовательское направление, которое признает оба эти явления и ис-
ходит из них, даже если полученные результаты отличаются от моих» (там
же, р. 291). Здесь необходимо уточнить определение этих терминов и
рассмотреть, как они влияют на терапевтическую ситуацию.
В статье о психотерапии Фрейд характеризовал сопротивление сле-
дующим образом: «Раскрытие содержания бессознательного и доведе-
ние его до сознания происходят при постоянном сопротивлении па-
циента. Этот процесс выведения на свет содержания бессознательного
ассоциируется со "страхом", и поэтому пациент снова и снова вытес-
няет воспоминания» (Freud 1904b, р. 261). В это время Фрейд рас-
сматривал психоанализ как процесс преобразования, в ходе которого
терапевт убеждал пациента принять вытесненный материал, преодо-
лев сопротивление.
Если рассмотреть характер этого страха, можно заметить, что он вы-
ражается как физически, так и психически. В статье «Психоаналитичес-
кий метод Фрейда» переживание вытесненного воспоминания описано
как чувство «актуального дискомфорта» (Freud 1904а, р. 267). Фрейд за-
метил, что пациент испытывал затруднения в том, что его лечение сопро-
вождалось беспокойством и проявлением той или иной степени тревож-
ности. В работе 1910 года Фрейд говорил, что основу психоаналитическо-
го метода лечения составляют два положения. Во-первых, «мы
предоставляем пациенту возможность осознать, какой вытесненный ма-
териал, вызывающий внутренний конфликт, содержит бессознательное».
Во-вторых, «более сильный прием состоит в использовании "переноса"»
(р. 286). В дальнейшем мы рассмотрим проблему переноса более под-
робно. Интересно отметить, что еще в 1910 году Фрейд считал анализ
сопротивления задачей терапии: «Сейчас наша работа непосредственно
нацелена на выявление и преодоление сопротивлений» (р. 288). В статье
о толковании сновидений он писал: «Самое важное в курсе лечения, что-
бы аналитик обязательно знал содержание поверхностного слоя психики
пациента в тот момент, когда можно точно понять, какие комплексы и
сопротивления активизированы и какая сознательная реакция на них будет
определять его поведение» (Фрейд 1912b, р. 306).
Несмотря на то что до полного понимания природы сопротивления
далеко, перейдем к рассмотрению проблемы переноса, чтобы увидеть, что
перенос и сопротивление-это два аспекта одной функции. В работе «О
динамике переноса» Фрейд отталкивался от основного предположения,
возникшего в результате его многолетнего аналитического опыта: «Каж-
дый человек обретает... особую индивидуальность в проявлении способ-
ности любить, то есть в создании форм проявления любви, в удовлетворе-
нии любовных побуждений и в достижении целей, связанных с ней» (Фрейд
1912а, р. 312). В аналитической терапии перенос на терапевта эксцесси-
вен, «он осуществляется не только через осознанные мысли и ожидания
пациента, но и через вытесненный, или бессознательный, материал». Кроме
того, в ходе анализа «перенос вызывает сильнейшее сопротивление лече-
нию» (там же, р. 314). Пытаясь найти решение этой проблемы, Фрейд
сформулировал понятие динамики переноса.
Фрейд различал два аспекта переноса; позитивный и негативный, от-
деляя таким образом «перенос любовных чувств от переноса враждебно-
сти» (там же, р. 319). Позитивный аспект позволил увидеть, что наряду
с сознаваемой частью здесь присутствует бессознательный элемент, корни
которого уходят в сексуальную потребность. Затем стало ясно, что
сопротивление определяется негативным аспектом и бессознательным
сексуальным компонентом позитивного переноса. Сознаваемый элемент
позитивного переноса стал инструментом терапевтического внушения. Все
это так, но что же вызывает негативный перенос и какова его функция,
ведь сексуальный компонент позитивного переноса может быть более
«выпуклым» и прочным?
Прежде чем двинуться дальше, уточним, какие приемы Фрейд исполь-
зовал для того, чтобы преодолеть «сопротивление». В начале лечения паци-
ент усваивал основную установку психоанализа: сообщать психоаналитику
обо всем, что происходит у него в голове, отказавшись от какого бы то ни
было сознательного выбора материала. При этом сопротивление проявля-
ет себя остановкой потока мыслей или ассоциаций. В редких случаях оно
выражается в отказе принять интерпретации. Опыт показал, что в обоих
случаях пациент переносит на личность терапевта какую-то часть «пато-
генного комплекса», либо удерживаясь от ее выражения, либо «защищая
ее с величайшим упрямством». Это и есть негативные силы, с которыми
аналитик может справиться, используя позитивный перенос и надежду
пациента на излечение. Конфликты, происходящие в процессе переноса,
повторяют реальные конфликты эмоциональной жизни пациента.
Трудно переоценить важность позитивной установки Фрейда на сек-
суальность как орудие терапии в период становления психоанализа. Что-
бы в полной мере оценить силу его позиции, нужно представить себе
моральную атмосферу между 1892 и 1912 годами, когда открытое обсуж-
дение сексуальности было почти невозможным. Откровенность и честность
фрейда в этом вопросе способствовали, образно говоря, прорыву подав-
ляемого полового влечения и сопровождающих его образов и аффектов.
Интерпретация, которая сегодня считается основой курса лечения, в те
годы встречала серьезное противодействие и не вызывала интереса. По-
явление фрейдовского метода напоминало струю пара, вырвавшуюся из-
под сдвинутой крышки кипящего котла. Даже в наши просвещенные дни
эффективная интерпретация сексуальных сновидений и фантазий обла-
дает потенциальной силой, хотя теперь, конечно, наша искушенность в
аналитических и сексуальных взглядах снижает прежнюю силу интерпре-
тации. Всем нам известны пациенты, которые переходят от одного ана-
литика к другому и которые знают «все» о своем эдиповом комплексе и
инцестуозных чувствах к матери.
Перенос был и есть, он основан на проекции вытесненных сексуаль-
ных влечений и страхов на личность терапевта, Фрейд хорошо понимал
это, обсуждая перенос нежных чувств. Опираясь на богатый опыт, он четко
проанализировал проблему и показал, как ее можно трактовать. Здесь
уместно привести одну его цитату: «В качестве основного принципа я
утвердил бы сохранение желания и страстного стремления пациента,
поскольку именно они служат движущими силами работы и вызванных
ею изменений» (Фрейд 1914, р. 383). Тот факт, что перенос заключает в
себе сексуальные желания и стремления, имеет отношение не только к
пациенткам. Пациент-мужчина также приходит к психоаналитику, пред-
полагая у него значительную сексуальную потенцию. Его притязания так-
же поддерживаются положительным отношением к сексуальности, кото-
рое, словно магнит, извлекает бессознательный материал.
Важно также понимать, что техника анализа сопротивления и пере-
носа наиболее эффективна при лечении истерии, неврозов навязчивых
состояний, а также таких эмоциональных отклонений, в которых тот или
иной симптом является основным элементом. Подобные проблемы, ха-
рактеризующиеся преобладанием конфликта на генитальном уровне, сто-
яли перед Фрейдом в ранний период его деятельности. Встречались и другие
проблемы, решение которых в меньшей степени поддавалось этому под-
ходу. Проблемы мазохизма, мании и депрессии, а также психозы первое
время считались нарушениями генитальной функции, но вскоре стало ясно,
что проблемы генитальной стадии развития отражают более глубокие
конфликты, которые возникают в период жизни пациента, предшеству-
ющий образованию эдипова комплекса. При таких глубинных наруше-
ниях техника анализа сопротивления с ее переносом сексуальных чувств
была малоэффективна.
С появлением новых, молодых аналитиков произошло изменение тра-
диционной техники с учетом более сложных случаев. Одним из новато-
ров стал Ференци с его «активной техникой». Известно, что идеи Ферен-
ци часто приводили его к конфликтам с Фрейдом, который противился
изменению традиционного метода психоанализа. Ференци, несомненно,
оставался верным фрейдовским традициям и основным идеям психоана-
лиза, хотя собственный опыт заставлял его изменять некоторые важные
положения терапевтических техник. Переиздание статей Ференци в Ан-
глии дает возможность должным образом оценить его вклад в технику
психоанализа.
В статьях и лекциях Ференци поражает его интерес к пациентам и
техническим сложностям терапии. Клара Томпсон во вступительной ста-
тье к его публикациям говорит, что Ференци «до конца своей жизни не-
утомимо искал пути совершенствования методов, стремясь к более про-
дуктивному и эффективному терапевтическому воздействию» (Thompson
1950). Уже в 1909 году в статье «Интроекция и перенос» Ференци проде-