Результаты исследования психологической
эффективностисоциальной рекламы (данные в целом по выборке)
Следует отметить, что представленные в отчете результаты психологической эффективности социальной рекламы показательны только для данной целевой аудитории. При тестировании в других целевых группах результаты могут быть другими.
Общие результаты оценки респондентами компонентов психологической эффективности социальной рекламы представлены на рис. П. 1.17.
Из графика видно, что по всем четырем компонентам положительные оценки .получил цикл «Я не курю»: когнитивный — 0,82; эмоциональный — 1,13; поведенческий — 0,34; общая
оценка —- 0,54.
Оценки оставшихся двух циклов в целом по выборке были
как положительные, так: и отрицательные. 'Цикл «Кури, детка!»:
когнитивный компонент .. - - 1,3; эмоциональный компонент -—
—0,96; поведенческий компонент — —0,23; общая оценка — 0,29. Цикл «Сигарета курит тебя»: когнитивный компонент — 0,72; эмоциональный компонент — —0,82; поведенческий компонент — —0,4; общая оценка — 0,26,
Однако оценки критериев в рамках данных компонентов психологической эффективности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения, очень сильно различаются как по группам респондентов, так и по выборке в целом.
1. Когнитивный компонент
Из представленной выше табл. П. 1.4 видно, что самые высокие
оценки когнитивный компонент получил по циклу «Кури, детка!» -
1,3 (рис. П. 1.18). Эта реклама характеризовалась респондентами как привлекающая внимание, запоминающаяся, понятная и оригинальная. Более низкие оценки получили оставшиеся два цикла: «Сигарета курит тебя» — 0,72; «Я не курю» —- 0,82,
9 Социальная реклама
Ъ........ Л1
Подобное распределение средних показателей характерно и для отдельных категорий респондентов (рис. П. 1.19).
Диаграмма наглядно показывает, что оценки привлекательности социальной рекламы у некурящих респондентов выше, в некоторых
случаях более чем в два раза. Цикл «Кури, детка!» у курящих респондентов получил 1,27 балла, у некурящих — 1,52; цикл «Сигарета курит тебя» — 0,44 и 0,94 (соответственно); цикл «Я не курю» —
0,47 и 1,17 (соответственно).
Следует отметить, что критерии когнитивного компонента психологической эффективности оцениваемых рекламных сообщений воспринимались респондентами по-разному. На рис. ПЛ.20-—П.1.21 видно, что цикл. «Кури, детка!» привлекает внимание и запоминается представителями целевой аудитории намного больше, чем ос™ тальные циклы.
Привлечение внимания циклом «Кури, детка!» оценивалось
респондентами в 2 балла, циклом «Я не курю» — 0,79, а циклом «Сигарета курит тебя» — 0,55.
Запоминаемость рекламных сообщений в цикле «Кури, детка!» — 1,9 балла, в цикле «Сигарета курит тебя» — 0,8, в цикле «Я не курю» — 0,55.
;/
Средний балл по критерию Рис., П. 1.21. Результаты оценки критерия «запоминающаяся»
Этот же цикл респонденты считают самым, оригинальным — 1,48 (рис. П. 1.22). Понятие оригинальности распространяется как на сюжет, так и на использование нестандартных каналов и средств размещения рекламы. Цикл «Кури, детка!» единственный, где была задействована не только стандартная по своему исполнению наружная реклама, но и партизанское размещение в общежитиях, что импонирует представителям целевой аудитории.
Столь высокие оценки цикла «Кури, детка!» по вышеназванным критериям снижаются в двух оставшихся критериях когнитивного показателя психологической эффективности социальной рекламы.
По критериям понятности и информативности на первое место выходит цикл «Я не курю» — 1,82 и 0,88 баллов соответственно (рис. П.1.23—П.1.24). Это объясняется наличием в рекламных сообщениях слогана, указывающего на причины, по которым герои рекламы не курят: «Я не курю это не модно]», «Я не курю — это не выгодно!», «Я не курю — это не интересно!» и «Я не курю — это не современно!». Но подобная информативность не способствует оригинальности рекламного сообщения и запоминаемости представителями целевой аудитории.
Цикл «Сигарета курит тебя» по всем критериям когнитивного компонента занимает промежуточное положение между вышеназванными циклами. В целом рекламные сообщения этого цикла не привлекают внимания респондентов и не понятны для них.
Кроме этого, респондентов смущали обнаженные тела героев рекламы и их прожженные органы. Таким образом, нерезультативно использовать в социальной рекламе, направленной на снижение табакокурения, психоаналитические концепции.
2. Аффективный компонент
Положительный эмоциональный отклик у респондентов получил цикл «Я'не курю» — средний балл —- 1,13 (рис. П. 1.25), причиной этому стало отсутствие в рекламных сообщениях негативных элементов. Для сравнения: в цикле «Кури, детка!» (—0,96) у героев вместо отдельных конечностей тела изображены окурки, а в цикле «Сигарета курит тебя» (—0,82) —- прожженные органы.
Рис. П. 1.25. Результаты исследования эмоционального компонента психологической эффективности социальной рекламы
Подобное распределение сохранилось и в группах курящих
(соответственно — 0,98; —1,2; —1,38) и некурящих (соответственно — 1,27; —0,72; —0,49) респондентов (рис. П. 1.26). В отличие от когнитивного компонента различия в оценках отдельных критериев аффективного компонента по выборке в целом незначительны.
Quot; 1,5
Рис. П. 1.26. Результаты исследования эмоционального
компонента психологической эффективности социальной рекламы
у курящих и некурящих респондентов
Необходимо отметить, что подобная положительная эмоциональная оценка цикла хорошо работает в случае коммерческой рекламы, в социальной же рекламе зачастую более эффективными оказываются именно отрицательные эмоции, которые больше привлекают внимание и более прочно запоминаются.
Сравнительные оценки эмоционального компонента и критериев «привлекает внимание» и «запоминается» когнитивного компонента психологической эффективности социальной рекламы наглядно демонстрируют тот факт, что цикл «Я не курю», получивший положительные эмоциональные оценки (1,13), довольно низко оценивался респондентами в когнитивном компоненте — 0,82. И наоборот, цикл «Кури, детка!» получил самые низкие эмоциональные оценки — —0,96, но лидировал в оценках большинства критериев когнитивного компонента.
3. Поведенческий компонент
Оценки конативного компонента психологической эффективности социальной рекламы приведены в табл. II. 1.5.
Таблица ILL5
Оценки критериевповеденческого компонента в группах курящих''и некурящих респондентов
Так же как и в предыдущем компоненте, различия в оценках отдельных критериев конативного компонента по выборке в целом незначительны. Однако результаты очень сильно различаются в группах курящих и некурящих респондентов (рис. П. 1.27—11.1.29),
Рис. П. 1.27. Результаты оценки критерия «вызывает желание снова увидеть» у курящих и некурящих респондентов
Желание снова увидеть рекламные сообщения в цикле «Кури, детка!» у курящих респондентов оценивалось в -0,8 балла, а у неку™ рящих — в —0,86; в цикле «Сигарета курит тебя» — —1,18 и —0,89 соответственно; в цикле «Я не курю» -— -0,18 и 0,49 соответственно.
2< Ш
Рис. П. 1.28. Результаты оценки критерия «вызывает желание обсудить с кем-либо» у курящих и некурящих респондентов
Желание обсудить с кем-либо содержание рекламных сообщений всех циклов; возникло у некурящих респондентов. Курящие респонденты пожелали обсудить только рекламные сообщения цикла «Кури, детка!» (0,36). Для сравнения: цикл «Сигарета курит тебя» курящие оценили в —0,55 балла, а цикл «Я не курю» — в —0,1.
Рис. П. 1.29. Результаты оценки критерия «вызывает желание бросить
курить» у курящих и некурящих респондентов
Из представленных выше диаграмм видно, что самый большой
разброс в оценках — по критерию.. «вызывает желание бросить ку
рить». При этом все некурящие респонденты поставили положи
тельные оценки (цикл;. «Кури, детка!» — 1 балл; циклы «Сигарета
курит тебя» и «Я не курю» — по 0»,65 баллов), а курящие рсспом-
денты — отрицательные оценки (цикл «Кури, детка!» — —0,51 балла, циклы «Сигарета курит тебя» ~- -0,51 и «Я не курю» -0,34). Таким образом, социальная реклама, направленная на снижение
табакокурения, действует в основном на некурящих людей. Курящие же люди зачастую воспринимают ее агрессивно, как навязывающую определенный тип поведения, который не соответствует
целевым установкам.
4. Общая оценка
Средние показатели общей оценки психологической эффективности социальной рекламы представлены на рис. ТО,30. Высший бал (0,54) набрал цикл «Я не курю»; на втором: месте — цикл «Кури, детка!» (0,29), а на третьем — цикл «Сигарета курит тебя» (0,26).
Средний балл по общей оценке
Рис. П. 1.30. Результаты исследования общей оценки
психологической эффективности социальной рекламы
Мнения курящих и некурящих респондентов по общей оценке социальной рекламы также разошлись (рис. П.1.31).
Отрицательные оценки были получены только в группе курящих респондентов по циклу «Сигарета курит тебя» (—0,14), остальные циклы в обеих группах оценивались положительно. При этом в группе некурящих более высоко оценивался цикл «Я не курю» (1,02), он оказался профессиональным и вызывающим доверие. В!- то же время цикл «Кури, детка!», по мнению респондентов, был более интересным и убедительным.
В группе курящих респондентов произошло смещение оценок в пользу цикла «Кури, детка!», который оценивался как профессиональный, убедительный и интересный, а цикл «Я не курю»
отошел на второе место. Что же касается цикла «Сигарета курит тебя», то в обеих группах респондентов он занял третье место (табл. П. 1.6).
. . Таблица П. 1.6
Результаты общей оценки психологической эффективностисоциальной рекламы в группах курящих и; некурящихреспондентов
Из табл. П. 1.6 видно, что максимальный разброс между ответами курящих и некурящих респондентов показали циклы «Кури, детка!» (0,11 и 0,97 соответственно) и «Я не курю» (0,05 и 1,02 соответственно).
Выводы
Таким образом, проведенное исследование психологической эффективности социальной рекламы, направленной на снижение
табакокурения, позволяет сделать следующие выводы:
(1) привлекает внимание и запоминается социальная реклама, соответствующая установкам и. стилю жизни целевой аудитории, при этом большое значение имеет оригинальность рекламных сообщений. В обеих группах респондентов этим критериям отвечает цикл «Кури, детка!»;
(2) важным моментом восприятия социальной рекламы является уровень ее эмоционального воздействия на респондентов. При этом практически отсутствует корреляция направленности эмоций (положительные или отрицательные) и желания действовать так, как предлагает реклама. Зачастую именно отрицательные эмоции делают социальную рекламу более эффективной;
(3) социальная реклама не влияет на поведение курящих, оценки, полученные по всем трем проанализированным циклам в данной группе, близки к 0. Однако она является довольно действенным средством профилактики у некурящих людей. Самый высокий баял в этой группе набрал цикл «Кури, детка!»;
(4) курящие сопротивляются воздействию информации, ло-
мающей их привычное поведение, поэтому уровень доверия к социальной рекламе и негативным последствиям табакокурения выше у некурящих людей.
Приложение 2
Макеты протестированной
социальной рекламы
Рекламные сообщения цикла«Кури, детка!»
25S
Приложение 3
Заявка на проведение исследования эффективное™ социальной рекламы
Ь Информация оЗаказчике
1, Название.
2, Сфера деятельности.
2. Информация обисследовании
1. Тема и причины, вызвавшие необходимость проведения маркетингового исследования.
2. Цель исследования.
3. Задачи исследования.
4. Гипотезы, которые вы хотели бы проверить в ходе исследования.
5. Решения, которые предполагается принять на основе результатов исследования.
6. География исследования: перечислите регионы и города, в которых планируется провести исследование.
7. Целевая аудитория: дайте максимально точный портрет ваших целевых групп.
8. Необходимый размер выборки.
9. Состав работ.
Выберите необходимое:
• разработка анкеты / инструментария исследования;
• сбор информации (опрос) и контроль качества собранной информации;
• ввод информации и «чистка» полученной базы данных;
« простой описательный отчет;
• расширенный отчет, содержащий рекомендации по решению задачи;
• устная презентация отчета.
10. Предпочтительные методы сбора информации.
11. Срок составления предложения (со стороны исполнителей исследования).
12. Сроки проведения исследования: укажите дату, не позднее ко
торой необходимо получить результаты исследования.
13. Бюджет исследования: укажите бюджетные ограничения.
14. Результаты предыдущих исследований: сообщите о наличии результатов ранее проведенных исследований по данной тема,
Контактные данные
1. Ф.И.О.руководителя.
2. Ф.И.О. ответственного за проведение исследования.
3. .Адрес местонахождения офиса.
4. Телефон, факс.
5. E-mail.
6. Web-страница.
Приложение 4
Фиксирование осведомленности
целевойаудитории
Эффективная социальная реклама успешно привлекает внимание, обеспечивая наиболее продуктивное извлечение информации из сообщения, запоминание. Внешним фиксируемым критерием такой эффективности является пассивное узнавание или активное воспроизведение элементов рекламного сообщения (визуальных, вербальных) в ответ на просьбу интервьюера.
Первичным критерием коммуникативной эффективности рекламы является индекс осведомленности: численно равен отношению количества представителей целевой аудитории, осведомленных о содержании рекламы, к общему объему целевой аудитории.
Образец оформлениябланка осведомленности
Дата \ [Ф.И.О. интервьюера | | |||
Название рекламы | Адрес ул. ... |д. - | ||
Пол | Возраст целевой группы | ||
1. муж. 2. жен. | 1. 18-25 лет 2. 26—35 лет 3. 36—45 лет 4. 46—55 лет 5. ■ ■ . ■_. - 56 лет | ||
Примечание: в образце бланка использовано наиболее функциональное деление на группы по возрасту. Однако далеко не каждая целевая аудитория социальной рекламы будет включать все возрастные группы. Соответственно выбор возрастных групп должен определяться для каждого исследования отдельно (например, целевая группа 18—35 лет включает только первую и вторую подгруппы).
Приложение 5
Возможности использования психологических методов при оценке эффективности социальной рекламы
1* Метод экспертного анализа
Его цель — выявление уровня рекламоспособности анализируемых материалов и прогнозирование положительного и отрицательного воздействия рекламы на целевые группы.
Анализ проводится группой компетентных экспертов от 5 до 15 человек по разработанной схеме экспертного анализа. При этом выделяются категории, по которым проводится экспертиза социальной рекламы. Результаты экспертного анализа обрабатываются с помощью математических методов анализа (факторный, кластерный, дисперсионный).
2« Метод опроса, анкетирования или структурированного интервью
Целью метода является сбор информации о восприятии социальной рекламы представителями целевой аудитории.
Анкеты или интервью составляются при участии грамотного психолога, способного корректно задавать вопросы и выстраивать их последовательно в анкете. Предварительно разрабатывается сценарий структурированного интервью, а также стратегия опроса, или анкетирования, снижающая уровень недостоверности собранной информации. При этом чрезвычайно важно составить план и определить численность выборки. После обработки данных выявляется вся значимая информация.
Данный метод чрезвычайно трудоемок (как правило, приходится опрашивать от 100 до 2000 человек), поэтому здесь обязательна согласованность команды исследователей.
3. Метод фокус-группы
Исследование проводится для выявления отношения целевых групп к проблеме и способу ее представления в социальной рекламе. Для проведения этого метода необходимо наличие отдельного помещения, а также технических возможностей: видеосистемы, диктофонов и т.д. Комфортные условия создаются с помощью удобных кресел по числу участников (обычно от 6 до 12 человек). Исследование проводится по разработанному сценарию.
Модератор (как правило, квалифицированный психолог) должен обладать высокой компетентностью в теме, которая подвергается исследованию, большим опытом работы с группами. Перед проведением фокус-группы разрабатываются методы снятия психологических защит участников. Как' минимум, два супервизора фиксируют динамику групповой дискуссии, отслеживают невербальное поведение участников группы и выявляют групповое решение. В настоящее время этот метод пользуется наибольшей популярностью в области изучения рекламной коммуникации.
4. Метод психосемаитического шкалирования-
Цель данного метода — выявление подсознательных установок, когнитивной сложности и категориальной структуры восприятия конкретной социальной рекламы целевой группой. Выборка для таких исследований составляет от 10 до 100 человек.
5* Метод экспериментальной аудитории
Целями данного метода могут быть:
« моделирование поведения целевых групп в ситуации свобод-
ного выбора;
• выявление особенностей восприятия рекламной продукции;
• изучение стереотипов индивидуального сознания.
Для сравнительного эксперимента отбираются несколько групп из представителей целевой аудитории. Далее выявляются изменяющиеся и постоянные категории в рекламе или в поведении испытуемых и выбираются методы фиксации динамики переменных (это
могут быть методы объективной регистрации функционального со ■
стояния человека, такие, как миограмма, метод вызванных потенциалов, а также устные отчеты испытуемых или результаты наблюдения экспериментатора). Здесь очень важен выбор метода анализа полученных экспериментальных данных и их интерпретация,
6. Метод контент-анализа
Этот метод разработан на стыке психолингвистики, социологии
и психологии. Возможности его очень широки. Он позволяет вы •
явить воздействующую или экспрессивную структуру любого про
дукта mass media: от газетной статьи и рекламного текста до музы-
кального клипа и философского фильма.
Цель метода — выявление структуры воздействия рекламных обращений. Схема контент-анализа разрабатывается специалистом-психологом высокой квалификации, способным разработать категории и схему контент-анализа. Исследователей здесь, как правило, от 3 до 7, они должны поощряться, что повышает личностную включенность специалистов в процесс анализа. Анализ должен быть обеспечен видеотехникой, позволяющей обращаться к одному и тому же материалу несколько раз.
Приложение 6 социологических опросов
В зависимости от способа контакта с респондентом всю совокупность опросов можно разбить на две основные группы: личные и дистанционные опросы.
Face-to-face опросы {личные опросы). | Дистанционные опросы |
Опрос по месту жительства (кварти рный опрос) | Телефонным опрос |
Уличный (в том числе магазинный) опрос | Интернет- опро с |
Опрос с центральной локацией | Анкеты на самозаполкение (в том числе почтовый опрос) |
Приложение 7