Эмоциональная компетентность (El, EQ)
Рис. 1.4
· Способность распознать наши собственные чувства и чувства других людей (эмпатия),
· Умение управлять своим поведением и поведением и отношениями других людей (навыки социальной коммуникации).
Daniel Goleman
В основе эмоциональной компетентности лежат две способности:
1)эмпатия, предполагающая способность проникновения в мир других людей и понимание их чувств;
2) навыки социальной коммуникации, позволяющие умело управлять чувствами и отношением людей.
В эмоциональную компетентность входят пять элементов:
1) самосознание;
2) саморегуляция;
3) мотивация;
4) эмпатия;
5) адаптивность во взаимодействии.
Каждый из этих пяти элементов, в свою очередь, подразделяется на подгруппы, образуя 25 эмоциональных компетенций, а именно21:
I. Личностная компетентность (Умение управлять своим поведением).
1. Самосознание (Понимание своих внутренних состояний, предпочтений, ресурсов, интуиция):
Эмоциональное осознание: понимание своих эмоциональных состояний и их эффектов.
Точность самооценки: знание своих преимуществ и ограничений.
Уверенность в себе: чувство своей самоценности и знание своих способностей.
20 Goleman D. Working with emotional intelligence. Bloomsbury. 1999, P. 24-25.
21 Там же. Р. 26-27.
2. Саморегуляция (Управление своими внутренними состояниями, импульсами и ресурсами):
Самоконтроль: способность держать свои разрушительные эмоции и импульсы под контролем.
Надежность: проявление честности и цельности.
Добросовестность: принятие ответственности за результаты своих действий.
Адаптивность: гибкость при столкновении с изменениями.
Новаторство: спокойствие при столкновении с нововведениями, новыми подходами и новой информацией.
3. Мотивация (Эмоциональное стремление, способствующее или облегчающее достижение целей):
Потребность достижения: стремление достигать высоких результатов.
Приверженность целям группы или организации.
Инициативность: готовность действовать.
Оптимизм: упорство в достижении целей, несмотря на препятствия, неудачи и кризисы.
II. Социальная компетентность (Умение управлять человеческими взаимоотношениями)
4. Эмпатия (Осознание чувств, потребностей и интересов других людей):
Понимание других: восприятие чувств других людей и их точки зрения, проявление подлинного интереса к их потребностям.
Развитие других: восприятие потребностей в развитии других людей и поддержка их возможностей.
Ориентация на оказание услуг клиентам: восприятие, признание и готовность удовлетворить потребности клиентов.
Использование многообразия мнений, позиций, оценок: предоставление возможностей другим людям проявить себя.
Политическая осознанность: восприятие изменений в групповой динамике и взаимоотношениях.
5. Социальные умения (Умения вызывать у других желаемые реакции):
Оказание влияния на других: владение эффективной тактикой убеждения других людей.
Коммуникативные навыки: умения слушать и убеждать.
Умение решать конфликты: навыки ведения переговоров и урегулирования разногласий.
Лидерство: умение вдохновлять людей и управлять индивидуумами и группами.
Способность быть катализатором изменений: инициирование изменений и управление ими.
Умение налаживать связи: развитие инструментальных взаимодействий.
Сотрудничество и кооперация: способность к совместной деятельности ради достижения общих целей.
Способность работать в группе: создание групповой синергии в достижении общих целей.
Как известно, совершенных людей нет. Поэтому наличие хотя бы шести компетенций уже, по мнению автора, является показателем успешности работника.
Все эти составляющие эмоциональной компетентности обладают рядом характеристик:
1)они самостоятельны: каждая из компетенций является уникальным дополнением профессиональной успешности;
2) они взаимозависимы: каждая компетенция в какой-то степени связана с другими;
3) они иерархически организованы: каждая последующая компетенция существует благодаря наличию предыдущей. На пример, самоосознание важно для саморегуляции и эмпатии; саморегуляция и самоосознание важны для мотивации, а все они вместе взятые важны для социальной коммуникации;
4) они необходимы, но недостаточны: лишь наличие эмоциональной компетенции не гарантирует того, что люди будут развивать или демонстрировать названные компетенции в деятельности. Важными для реализации данных компетенций являются и организационный климат, и отношение человека к его работе, наличие интереса;
5) они общие: общий список компетенций приложим к любым должностям (рабочим местам). Однако различные должности могут предъявлять к исполнителям свои требования.
По мнению автора, от эмоциональной компетентности зависит то, в какой степени имеющийся у человека потенциал может быть привнесен в профессиональную деятельность. Например, высокая результативность труда в сфере обслуживания клиентов по выполнению их заявок зависит от эмоциональной компетентности, основанной на эмпатии.
При этом необходимо подчеркнуть, что человек может обладать высокой эмпатией, которая, однако, без использования в конкретной профессиональной деятельности не влияет на конечный результат. То есть лишь наличие эмоциональной компетентности, без реального ее применения, никак не скажется на профессиональной успешности в области обслуживания, обучения, управления рабочей группой и т. д. Так, например, лишь наличие хорошего голоса, без его постоянной тренировки никак не влияет на успех в карьере певца.
Важным является понимание точки начала развития и управления эмоциональной компетентностью (рис. 1.5).
Однако необходимо подчеркнуть, что непродуманная руководителями политика и стратегия управления человеческими ресурсами, организационная культура инструктажа и доминирования способны нивелировать, свести на нет какие бы то ни было индивидуальные факторы и профессиональные компетенции конкретных людей.