Регистрационный лист к опроснику ТОБОЛ
Фамилия, имя, отчество __________________________________________
Возраст______________________ Пол_____М_____Ж
(ненужное зачеркнуть)
В графе «Номера выбранных ответов» обведите кружком те номера утверждений из таблиц, которые наиболее для вас подходят. На каждую тему разрешается делать два выбора.
Темы | Номера выбранных утверждений | |
I | Самочувствие | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
II | Настроение | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
III | Сон и пробуждение ото сна | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
IV | Аппетит и отношение к еде | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
V | Отношение к болезни | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
VI | Отношение к лечению | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
VII | Отношение к врачам и медперсоналу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
VIII | Отношение к родным и близким | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
IX | Отношение к работе (учебе) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
X | Отношение к окружающим | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
XI | Отношение к одиночеству | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
XII | Отношение к будущему | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Результаты обследования
Шкалы Темы | Г | Р | З | Т | И | Н | М | А | С | Э | П | Д |
I | ||||||||||||
II | ||||||||||||
III | ||||||||||||
IV | ||||||||||||
V | ||||||||||||
VI | ||||||||||||
VII | ||||||||||||
VIII | ||||||||||||
IX | ||||||||||||
X | ||||||||||||
XI | ||||||||||||
XII | ||||||||||||
Сумма |
| |||||||||||
Г Р З Т И Н М А С Э П Д
Диагностируемый тип отношения к болезни:_______________________________
Тестовый контроль знаний
1. Восстановите последовательность
Этапы переживания болезни человека во времени.
- Предмедицинская фаза
- Фаза ломки жизненного стереотипа
- Фаза адаптации к болезни
- Фаза «капитуляции»- примирения с болезнью
- Фаза формирования компенсаторных механизмов
2. Определите тип реагирования: больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача
- нормонозогнозия
- гипонозогнозия
- анозогнозия
- гипернозогнозия
3. Больные, склонные переоценивать значимость отдельных симптомов болезни, этот тип реагирования на болезнь называется:
- нормонозогнозия
- гипернозогнозия
- анозогнозия
- диснозогнозия
4. Тип реагирования на болезнь, при котором пациент недооценивает своего состояния и тяжести заболевания:
- нормонозогнозия
- гипонозогнозия
- анозогнозия
- гипернозогнозия
5. Полное отрицание болезни как таковой, активное отбрасывание мыслей о болезни, это
- нормонозогнозия
- гипернозогнозия
- анозогнозия
- диснозогнозия
6. Какой тип реагирования свойствен при гипернозогнозическом типе реагирования на болезнь?
- паника
- адекватная реакция
- отрицание болезни
- искажение восприятия с целью диссимуляции
7. Какой тип реагирования свойствен при гипонозогнозическом типе реагирования на болезнь?
- паника
- адекватная реакция
- отрицание болезни
- искажение восприятия с целью диссимуляции
8. Какой тип реагирования свойствен при нормонозогнозическом типе реагирования на болезнь?
- паника
- адекватная реакция
- отрицание болезни
- искажение восприятия с целью диссимуляции
9. Ситуация: больной на приеме у врача с трудом вступает в контакт, проявляя подозрительность и недоверие. Впоследствии не придает серьезного значения его указаниям и рекомендациям, осложняя взаимодействие, что может привести к конфликту с медицинским персоналом. Какой описывается тип личностной реакции пациента?
- содружественная реакция
- паническая реакция
- негативная реакция
- неосознаваемая реакция
10. Ситуация: после полученной травмы спортсмен вновь возвращается к усиленным тренировкам, игнорируя указания врача на время реабилитации снизить интенсивность профессиональных нагрузок. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?
- спокойная реакция
- разрушительная реакция
- неосознаваемая реакция
- следовая реакция
11. Ситуация: пациентка одновременно лечится в разных лечебных учреждениях, после просмотра телепередачи о своей болезни находится во власти страха, по совету соседки обращается к знахарке. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?
- содружественная реакция
- паническая реакция
- негативная реакция
- неосознаваемая реакция
12. Ситуация: пациент всегда вовремя приходит на консультацию к врачу, со вниманием и послушанием относится ко всем рекомендациям и назначениям. Он безгранично доверяет своему лечащему врачу и признателен ему за помощь. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?
- содружественная реакция
- спокойная реакция
- негативная реакция
- неосознаваемая реакция
13. Ситуация: пациент с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами относится к своему заболеванию очень спокойно, хотя точно выполняет лечебно-оздоровительные мероприятия и всегда вовремя приходит на консультации к врачу. Зачастую такой пациент не осознает свою болезнь. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?
- содружественная реакция
- спокойная реакция
- негативная реакция
- неосознаваемая реакция
14. Ситуация: пациент благополучно прошел курс лечения, однако он постоянно находится во власти болезненных сомнений в ожидании рецидива заболевания. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?
- спокойная реакция
- разрушительная реакция
- неосознаваемая реакция
- следовая реакция
15. Тип отношения к болезни (по Личко). Правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.
- дисфорический
- паранойяльный
- гармонический
- эргопатический
16. Тип отношения к болезни (по Личко). Доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованиями от близких угождения во всем.
- апатический
- дисфорический
- анизогнозический
- тревожный
17. Тип отношения к болезни (по Личко). «Уход» от болезни в работу, желание сохранить работоспособность.
- эргопатический
- апатический
- ипохондрический
- меланхолический
18. Тип отношения к болезни (по Личко). Уверенность. Что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а осложнения в лечении результатом халатности медицинского персонала.
- дисфорический
- паранойяльный
- гармонический
- эргопатический
19. Тип отношения к болезни (по Личко). Активное отбрасывание мысли о болезни, игнорирование всех симптомов.
- апатический
- дисфорический
- анизогнозический
- тревожный
20. Тип отношения к болезни (по Личко). «Уход в болезнь» с выставлением на показ своих страданий, требование к себе постоянного внимания и особого отношения.
- апатический
- гармонический
- паранойяльный
- эгоцентрический
21. Тип отношения к болезни (по Личко). Беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в примеры и ритуалы, поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни.
- апатический
- дисфорический
- анизогнозический
- тревожный
22. Тип отношения к болезни (по Личко). Чувствительный к межличностным отношениям, очень раним и впечатлителен, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.
- сенситивный
- анизогнозический
- апатический
- ипохондрический
23. Тип отношения к болезни (по Личко). Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Стремление постоянно рассказывать о своих переживаниях врачу и всем окружающим.
- эргопатический
- апатический
- ипохондрический
- меланхолический
24. Тип отношения к болезни (по Личко). Полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению, утрата интереса к жизни.
- апатический
- гармонический
- паранойяльный
- эгоцентрический
25. Тип отношения к болезни (по Личко). Поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.
- дисфорический
- неврастенический
- гармонический
- эргопатический
26. Тип отношения к болезни (по Личко). Неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (опасность суицида).
- анизогнозический
- апатический
- ипохондрический
- меланхолический
Ответы:
№ вопр | Ответ | № вопр | Ответ | № вопр | Ответ | № вопр | Ответ |
Тема занятия№9. Психосоматика. Психосоматические расстройства (методика «Торонтская алекситимическая шкала»)
Место проведения:учебная аудитория.
Продолжительность:2 часа.
Цели занятия:изучить понятие психосоматики и психосоматических расстройств. Ознакомить с классификацией психосоматических расстройств. Разобрать основные аспекты психосоматического подхода в медицине.
Студент должен знать:
1. Понятие психосоматики и психосоматических расстройств, их классификацию.
2. Патогенез психосоматозов.
3. Теории и модели возникновения психосоматических заболеваний.
4. Понятие алекситимии и психосоматической семьи.
5. Психосоматический подход в медицине.
6. Психологические аспекты диагностики и принципы терапии психосоматических заболеваний.
7. Механизм развития основных органических психосоматических болезней (гипертоническая болезнь, ИБС, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз, сахарный диабет).
Студент должен уметь:
1. Дифференцировать соматические заболевания от психосоматических расстройств.
2. Пользоваться методикой «Торонтская алекситимическая шкала».
Темы проектов, рефератов:
1. Психосоматический подход в медицине.
2. Особенности личности и возникновение психосоматических расстройств.
3. Психосоматическая семья.
4. Психосоматические заболевания. Злокачественные новообразования.
5. Психосоматические заболевания. Нарушения дыхательной системы.
6. Психосоматические заболевания. Нарушения сердечно-сосудистой деятельности.
7. Психосоматические расстройства. Желудочно-кишечные заболевания.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 880 с.: илл.
6. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002.
7. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008.
8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.:МЕД-пресс, 1998.
Дополнительная литература:
1. Абрамова Г.С. Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М, 1998.
2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
3. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. – Л., 1966.
4. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
Исходный контроль уровня знаний:
1. Дайте определение понятию эмоции?
2. Назовите 10 фундаментальных эмоций по К. Изарду.
3. Какие основные свойства и функции эмоций вы знаете?
4. Назовите 5 основных групп эмоциональных переживаний.
5. Какие индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств вы знаете?
6. Как влияют индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств на возникновение психосоматических расстройств?
7. Что такое стресс и в чем его особенности?
8. Какие основные стадии протекания стресса вы знаете?
9. Каким образом переживание стрессовой ситуации может повлиять на возникновение психосоматических расстройств?
Основные вопросы темы: