Регистрационный лист к опроснику ТОБОЛ

Фамилия, имя, отчество __________________________________________

Возраст______________________ Пол_____М_____Ж

(ненужное зачеркнуть)

В графе «Номера выбранных ответов» обведите кружком те номера утверждений из таблиц, которые наиболее для вас подходят. На каждую тему разрешается делать два выбора.

Темы Номера выбранных утверждений
I Самочувствие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
II Настроение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
III Сон и пробуждение ото сна 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
IV Аппетит и отношение к еде 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
V Отношение к болезни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
VI Отношение к лечению 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
VII Отношение к врачам и медперсоналу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
VIII Отношение к родным и близким 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
IX Отношение к работе (учебе) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
X Отношение к окружающим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
XI Отношение к одиночеству 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
XII Отношение к будущему 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Результаты обследования

Шкалы Темы Г Р З Т И Н М А С Э П Д
I                        
II                        
III                        
IV                        
V                        
VI                        
VII                        
VIII                        
IX                        
X                        
XI                        
XII                        
Сумма                        
 
  Регистрационный лист к опроснику ТОБОЛ - student2.ru


 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
 

Г Р З Т И Н М А С Э П Д

Диагностируемый тип отношения к болезни:_______________________________

Тестовый контроль знаний

1. Восстановите последовательность

Этапы переживания болезни человека во времени.

  1. Предмедицинская фаза
  2. Фаза ломки жизненного стереотипа
  3. Фаза адаптации к болезни
  4. Фаза «капитуляции»- примирения с болезнью
  5. Фаза формирования компенсаторных механизмов

2. Определите тип реагирования: больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача

  1. нормонозогнозия
  2. гипонозогнозия
  3. анозогнозия
  4. гипернозогнозия

3. Больные, склонные переоценивать значимость отдельных симптомов болезни, этот тип реагирования на болезнь называется:

  1. нормонозогнозия
  2. гипернозогнозия
  3. анозогнозия
  4. диснозогнозия

4. Тип реагирования на болезнь, при котором пациент недооценивает своего состояния и тяжести заболевания:

  1. нормонозогнозия
  2. гипонозогнозия
  3. анозогнозия
  4. гипернозогнозия

5. Полное отрицание болезни как таковой, активное отбрасывание мыслей о болезни, это

  1. нормонозогнозия
  2. гипернозогнозия
  3. анозогнозия
  4. диснозогнозия

6. Какой тип реагирования свойствен при гипернозогнозическом типе реагирования на болезнь?

  1. паника
  2. адекватная реакция
  3. отрицание болезни
  4. искажение восприятия с целью диссимуляции

7. Какой тип реагирования свойствен при гипонозогнозическом типе реагирования на болезнь?

  1. паника
  2. адекватная реакция
  3. отрицание болезни
  4. искажение восприятия с целью диссимуляции

8. Какой тип реагирования свойствен при нормонозогнозическом типе реагирования на болезнь?

  1. паника
  2. адекватная реакция
  3. отрицание болезни
  4. искажение восприятия с целью диссимуляции

9. Ситуация: больной на приеме у врача с трудом вступает в контакт, проявляя подозрительность и недоверие. Впоследствии не придает серьезного значения его указаниям и рекомендациям, осложняя взаимодействие, что может привести к конфликту с медицинским персоналом. Какой описывается тип личностной реакции пациента?

  1. содружественная реакция
  2. паническая реакция
  3. негативная реакция
  4. неосознаваемая реакция

10. Ситуация: после полученной травмы спортсмен вновь возвращается к усиленным тренировкам, игнорируя указания врача на время реабилитации снизить интенсивность профессиональных нагрузок. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?

  1. спокойная реакция
  2. разрушительная реакция
  3. неосознаваемая реакция
  4. следовая реакция

11. Ситуация: пациентка одновременно лечится в разных лечебных учреждениях, после просмотра телепередачи о своей болезни находится во власти страха, по совету соседки обращается к знахарке. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?

  1. содружественная реакция
  2. паническая реакция
  3. негативная реакция
  4. неосознаваемая реакция

12. Ситуация: пациент всегда вовремя приходит на консультацию к врачу, со вниманием и послушанием относится ко всем рекомендациям и назначениям. Он безгранично доверяет своему лечащему врачу и признателен ему за помощь. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?

  1. содружественная реакция
  2. спокойная реакция
  3. негативная реакция
  4. неосознаваемая реакция

13. Ситуация: пациент с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами относится к своему заболеванию очень спокойно, хотя точно выполняет лечебно-оздоровительные мероприятия и всегда вовремя приходит на консультации к врачу. Зачастую такой пациент не осознает свою болезнь. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?

  1. содружественная реакция
  2. спокойная реакция
  3. негативная реакция
  4. неосознаваемая реакция

14. Ситуация: пациент благополучно прошел курс лечения, однако он постоянно находится во власти болезненных сомнений в ожидании рецидива заболевания. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?

  1. спокойная реакция
  2. разрушительная реакция
  3. неосознаваемая реакция
  4. следовая реакция

15. Тип отношения к болезни (по Личко). Правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

  1. дисфорический
  2. паранойяльный
  3. гармонический
  4. эргопатический

16. Тип отношения к болезни (по Личко). Доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованиями от близких угождения во всем.

  1. апатический
  2. дисфорический
  3. анизогнозический
  4. тревожный

17. Тип отношения к болезни (по Личко). «Уход» от болезни в работу, желание сохранить работоспособность.

  1. эргопатический
  2. апатический
  3. ипохондрический
  4. меланхолический

18. Тип отношения к болезни (по Личко). Уверенность. Что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а осложнения в лечении результатом халатности медицинского персонала.

  1. дисфорический
  2. паранойяльный
  3. гармонический
  4. эргопатический

19. Тип отношения к болезни (по Личко). Активное отбрасывание мысли о болезни, игнорирование всех симптомов.

  1. апатический
  2. дисфорический
  3. анизогнозический
  4. тревожный

20. Тип отношения к болезни (по Личко). «Уход в болезнь» с выставлением на показ своих страданий, требование к себе постоянного внимания и особого отношения.

  1. апатический
  2. гармонический
  3. паранойяльный
  4. эгоцентрический

21. Тип отношения к болезни (по Личко). Беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в примеры и ритуалы, поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни.

  1. апатический
  2. дисфорический
  3. анизогнозический
  4. тревожный

22. Тип отношения к болезни (по Личко). Чувствительный к межличностным отношениям, очень раним и впечатлителен, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.

  1. сенситивный
  2. анизогнозический
  3. апатический
  4. ипохондрический

23. Тип отношения к болезни (по Личко). Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Стремление постоянно рассказывать о своих переживаниях врачу и всем окружающим.

  1. эргопатический
  2. апатический
  3. ипохондрический
  4. меланхолический

24. Тип отношения к болезни (по Личко). Полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению, утрата интереса к жизни.

  1. апатический
  2. гармонический
  3. паранойяльный
  4. эгоцентрический

25. Тип отношения к болезни (по Личко). Поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.

  1. дисфорический
  2. неврастенический
  3. гармонический
  4. эргопатический

26. Тип отношения к болезни (по Личко). Неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (опасность суицида).

  1. анизогнозический
  2. апатический
  3. ипохондрический
  4. меланхолический

Ответы:

№ вопр Ответ № вопр Ответ № вопр Ответ № вопр Ответ
 
   
   

Тема занятия№9. Психосоматика. Психосоматические расстройства (методика «Торонтская алекситимическая шкала»)

Место проведения:учебная аудитория.

Продолжительность:2 часа.

Цели занятия:изучить понятие психосоматики и психосоматических расстройств. Ознакомить с классификацией психосоматических расстройств. Разобрать основные аспекты психосоматического подхода в медицине.

Студент должен знать:

1. Понятие психосоматики и психосоматических расстройств, их классификацию.

2. Патогенез психосоматозов.

3. Теории и модели возникновения психосоматических заболеваний.

4. Понятие алекситимии и психосоматической семьи.

5. Психосоматический подход в медицине.

6. Психологические аспекты диагностики и принципы терапии психосоматических заболеваний.

7. Механизм развития основных органических психосоматических болезней (гипертоническая болезнь, ИБС, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз, сахарный диабет).

Студент должен уметь:

1. Дифференцировать соматические заболевания от психосоматических расстройств.

2. Пользоваться методикой «Торонтская алекситимическая шкала».

Темы проектов, рефератов:

1. Психосоматический подход в медицине.

2. Особенности личности и возникновение психосоматических расстройств.

3. Психосоматическая семья.

4. Психосоматические заболевания. Злокачественные новообразования.

5. Психосоматические заболевания. Нарушения дыхательной системы.

6. Психосоматические заболевания. Нарушения сердечно-сосудистой деятельности.

7. Психосоматические расстройства. Желудочно-кишечные заболевания.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 880 с.: илл.

6. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002.

7. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008.

8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.:МЕД-пресс, 1998.

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М, 1998.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

3. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. – Л., 1966.

4. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

Исходный контроль уровня знаний:

1. Дайте определение понятию эмоции?

2. Назовите 10 фундаментальных эмоций по К. Изарду.

3. Какие основные свойства и функции эмоций вы знаете?

4. Назовите 5 основных групп эмоциональных переживаний.

5. Какие индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств вы знаете?

6. Как влияют индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств на возникновение психосоматических расстройств?

7. Что такое стресс и в чем его особенности?

8. Какие основные стадии протекания стресса вы знаете?

9. Каким образом переживание стрессовой ситуации может повлиять на возникновение психосоматических расстройств?

Основные вопросы темы:

Наши рекомендации