Целевое направление сообщений
Каждая кампания жестко ориентирована на свою прослойку избирателей. Одновременно целью становятся также те, кто еще не принял решения. В редких случаях сообщения могут планироваться для достижения тех, кто является по тем или иным параметрам противником своего кандидата. В этих случаях делается редкая попытка "разбить" партийную привязку избирателя. Когда же в кампании планируется достичь всех, возникает двусмысленность сообщений, что может привести не просто к потере новых членов, но и к тому, что собственные сторонники отвернутся от лидера. Так, например, компартия и соцпартии Украины не сдвигались в социал-демократическую нишу из-за боязни потерять своего традиционного избирателя.
Поскольку основной точкой приложения сил становятся те, кто еще не принял решения, ситуация в странах СНГ гораздо более благоприятная, чем в странах Запада. Там война может идти за несколько процентов, в то время, как в Украине, например, в середине 1997 г. 63% потенциально активного электората, собирающегося голосовать, еще не сделали своего выбора*.
Выступления кандидатов — наиболее важное средство формирования благоприятного мнения о них. К примеру, Р. Никсон в кампании 1968 г. поставил перед собой задачу объехать все пятьдесят штатов. Но поскольку он попал из-за инфекции колена в больницу на две недели, ему было сложно выполнить свое обещание**.
В 1992 г. команда демократов разделила все штаты на три группы по степени возможного применения сил: штаты, где они и так имели приоритет и где можно было не размещать рекламы; штаты, где реклама будет размещена, если понадобится, поскольку разрыв ожидался на уровне 15%; штаты, где следовало заложить больше усилий, так как имелся разрыв в один-два процента. Эта стратегия сконцентрировалась на 20 ключевых штатах, оставив за бортом такие штаты, как Нью-Йорк, Калифорния, Миннесота и ряд других, ведь там Клинтон имел 25-30 процентов преимущества. Одновременно штаты Юта, Аризона и Южная Каролина остались без внимания, поскольку там лидером был Дж. Буш. Результаты этой фокусированной стратегии (а выбранные штаты демократы "накрыли" сильнее республиканцев) привели к тому, что только один из штатов не принес победы.
Соотношение результатов показывает следующее сопоставление затрат: на покупку времени демократы потратили 34,8 миллиона долларов, а также Национальный демократический комитет израсходовал 13 миллионов на рекламу демократов в целом, а не просто Клинтона. В то же время общий бюджет Дж. Буш на эти цели составлял 33 миллиона, из которых, к тому же, 2 миллиона было потрачено на производство. Еще одно сопоставление говорит в пользу демократов: ко дню труда они имели план по рекламе выборов и 20 одобренных сценариев, республиканцы не имели ни того, ни другого. Уже после дня труда команда Буша представила две стратегические цели. Во-первых, предъявить план Буша о будущем Америки, поддержав его затем конкретными рекламами по поводу медицинского обслуживания, сокращения налогов и т.п. Во-вторых, следовало сопоставить планы Клинтона и Буша, чтобы уничтожить доверие к Клинтону.
В последних выборах Б. Клинтона в 1996 г. с ним работал Марк Пени, имевший компьютерную программу, помогавшую планировать выход сообщений на информационные рынки. При этом учитывались следующие семь параметров: предыдущие результаты выборов на этом рынке; цена рекламного времени; оценочное число тех избирателей, которые еще не приняли решения; суммарная реклама "за" Клинтона за конкретный период времени; возможное влияние на выборы в сенат, конгресс и президентские выборы. Программа могла высчитывать наиболее эффективные способы потратить полмиллиона долларов, определяя "цену на убеждаемого избирателя" на каждом из рынков.
Дик Моррис предложил, что они должны достичь уровня "кондоминиума" (управляемости территорий) в наиболее населенных штатах. Он считал — следует добиться уровня 61% поддержки, что не даст затем Клинтону потерять выигрыш. Клинтон сначала не согласился с этой идеей, но затем внезапно он стал четко лидировать в опросах. Но и тогда противники этой идеи говорили: нам не следует побеждать слишком рано. Нашей задачей является победа только 5 ноября 1996 г.
Речи часто становятся источником отрицательного имиджа, поскольку пресса сразу выхватывает разного рода оговорки и несообразности. В ряде случаев президенты жестко придерживаются написанных для них текстов, чтобы не допускать опасных отклонений. Так было с Р. Никсоном, так было с Р. Рейганом. Выступления эффективны тогда, когда они учитывают особенности целевой группы. Так, М. Дукакис, будучи кандидатом в президенты, обращаясь к этническим группам, делал акцент на своем греческом происхождении. Он говорил избирателям: "Если такой сын иммигрантов может вступить в борьбу за президентство и победить с вашей помощью, тогда ваши дети и внуки, дети и внуки иммигрантов по всей стране, из любой общины, смогут сделать то же самое". Как видим, подобный текст активно опирается на существенную для США мифологему, которая трактует эту страну как страну иммигрантов, где каждый может найти себе свое место. Ср. американскую идею страны-мозаики, где каждый имеет право на свою культуру, а не страны-котла, призванную "переварить" всех в единое культурное поле.
Кстати, Рейган получил замечание от своих советников, когда в рамках кампании рассказал следующую шутку:
"Как узнать, кто является поляком на петушиных боях? Это тот, кто пришел туда с уткой. А как узнать итальянца? Это тот, кто поставит на утку. А как узнать, что там есть мафия? Утка в результате выигрывает"*. Советники испугались, что шутка носит этнический характер. В ответ Рейган сказал, что теперь он будет рассказывать шутки только об ирландцах, поскольку сам он ирландского происхождения.
Временное планирование кампании
В 1988 г. Джордж Буш выстроил свою кампанию как бы из трех фаз. На первом этапе следовало представить квалификацию претендента для занятия столь высокого места, как опытного национального лидера, у которого есть свои идеи. На втором — центральным моментом стала борьба с Дукакисом. На третьем — акцентировался позитив (в отличие от второго этапа). Темой этого этапа стали "мир и благосостояние". Однако в 1992 г. ему пришлось слишком много времени уделять негативу, что, несомненно, повлияло на результаты. Американские исследователи считают, что действующему президенту трудно выиграть, ведя чисто негативную кампанию. Правда, опыт президентской кампании 1996 г. в России опровергает это наблюдение.
Прессинг времени может передать такой факт из камлании 1936 г. в США, когда противники действующего на тот период президента Ф. Рузвельта, печатающие газету "Chicago Tribune", напоминали в каждом номере, сколько у читателей осталось дней до того момента, когда еще можно будет спасти свою страну. Это, кстати, также один из существенных факторов стратегии — показать значимость именно данного выбора. К примеру, так позиционировали выбор Джонсона вместо Годдуотера, связывая последнего с ядерной войной. Правда, подобная же модель, использованная Картером против Рейгана, не принесла успеха, что говорит о множественности факторов, влияющих на принятие решения.
Отдельно отметим особенности стратегии кампании Росса Перо в 1992 г., которая, как считают исследователи, отличалась от стандартного представления о продаже кандидата, принятого в американской политике. Медиа-группа Перо была сформирована из сотрудников рекламной фирмы "Temerlin-McClain" из Далласа, которые до этого вели Рекламные кампании American Airlines и J.C.Penney. Особенностью группы, которую возглавил Деннис Макклейн, стало быстрое реагирование, поскольку они привыкли работать в конкурентной среде рекламы авиакомпаний, где необходимо было за короткое время создавать и размещать рекламу в связи с изменением цены на авиабилеты. Каждый шестидесятисекундный ролик обходился Перо в 10 тысяч долларов. В сумме на них и на 11 получасовых и 4 часовых программы ушло около одного миллиона, таким образом потратив только на время вещания 39 миллионов.
Создатели кампании Перо сказали о ее сути: "Его нестандартная сущность продиктовала нестандартную кампанию". И еще одна фраза: "Росс занимался тем, что строил продолжительные отношения и диалог с избирателями, которые должны были протянуться далее третьего ноября"*. Перо рассказывал избирателям о негативных результатах американского федерального бюджета и об экономических трудностях. Стратегия базировалась на трех составляющих. Сначала — проблемы, потом — человек, затем — голосование. В первых своих восьми рекламах Перо даже не появлялся на экране. Это было связано с его плохим рейтингом (негатив — 60%, позитив — 6%), что не позволяло идти по пути "говорящих голов", от которых бы сразу отвернулись телезрители. Поэтому стратегией рекламы стали проблемы, привлекающие безусловное внимание. Это — экономика, дефицит, забота о детях. Схема воздействия была следующей: сообщение о проблеме и позиционирование Перо как решение этой проблемы. Кстати, создатели рекламы говорили еще следующее: "Мы должны делать зрителя чуть более разумным к концу каждого кусочка". Было сделано 35 таких роликов, из которых Перо отобрал 9 для показа. Два из них одновременно запустили и на испанском языке. Заметим, что время для своих длинных программ Перо мог покупать не по цене рекламы, удешевляя тем самым их стоимость. 20% рекламных денег он потратил на получасовые программы. Один из уроков его кампании годен для всех других кандидатов: "говорящие головы" хороши, когда кандидат и так имеет хороший рейтинг, но они не могут поднять его выше.
Еще раз подчеркнем, что те или иные стратегии должны учитывать такие параметры:
А. Сила властного противодействия:
— кампания строится при доминировании данного кандидата,
кампания строится при доминировании оппонента;
Б. Знание о кандидате:
— кампания строится при знании населения о кандидате,
кампания строится при незнании населения о кандидате;
В. Сила поддержки:
— кампания строится при широкой электоральной базе,
кампания строится при малой электоральной базе;
Г. Сила оппонента:
следует планировать больший/меньший объем действий по контраргументации доводов оппонента;
Д. Конкретный расклад коммуникативных каналов (и даже в
рамках его следует принимать решение о том или ином
медиа-планировании).
Эти параметры могут быть различными для каждой из кампаний. Однако и одинаковые параметры (типа рассказа о будущем) будут в любом случае носить в достаточной степени творческий характер, создавая свой собственный рисунок предвыборной стратегии.
Суммарно мы также можем представить три основных блока, которыми занят имиджмейкер во время кампании.
Во-первых, это то, что передается, что служит содержанием сообщений. Мы отмечали выше, что это: а) внутренние характеристики лидера, б) внешняя реализация этих внутренних характеристик, в) контексты восприятия сообщений, облегчающие введение нужного характера оценок.
Во-вторых, имиджмейкер занят "переводом" этих сообщений на разные языки. Он должен владеть умением создавать сообщения не только на языке вербальном, но и на языках визуальном и событийном. Чисто вербальные сообщения не имеют той силы убедительности, которые имеют сообщения визуальные и событийные, поскольку в этом случае аудитория Рассматривает их как неотредактированные.
В-третьих, имиджмейкер действует в рамках следующей
триады": сегмент аудитории (сообщения порождаются принципиально с учетом особенностей разных типов аудитории, а не просто для всех), канал коммуникации (каждый тип аудитории обладает излюбленным видом передач и каналов), ключевые сообщения (в рамках каждой фазы кампании можно говорить не более чем о четырех темах, поскольку массовое сознание не в состоянии концентрироваться на слишком большом объеме информации).
В заключение отметим, что роль и значимость этой скрытой от постороннего взгляда работы имиджмейкеров серьезно возросла в последнее время. К ней привлекаются не только параллельные структуры по организации кампании, ее аналитическому обеспечению, но часто имеет место и параллельное проведение социологических опросов и т.п. Все это соответственно требует серьезных усилий по координации слаженной работы.