Идея добра как абсолютного в морали
Что же такое хорошее вообще и что является добром самим по себе?
Прежде всего укажем на известную трудность в изучении, определении и истолковании добра и зла как главных, определяющих этических понятий. Ведь процесс формирования этих понятий был процессом становления и развития самой морали. Существуют смысловые различия в употреблении слова «добро», различение добра в относительном и абсолютном смысле. В относительном смысле добро можно понимать как хорошее ради чего-то другого (например, для больного сахарным диабетом наличие рядом с домом поликлиники и аптеки - добро). Иными словами, добро в данном случае выступает как нечто приятное и полезное, а значит, ценное. В абсолютном же смысле, добро есть выражение моральной идеи добра, то есть ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели. Это и есть собственно этический аспект добра.
Определение добра в абсолютном смысле будет выглядеть следующим образом: добро как моральное понятие выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности - к идеалу. Зло есть противоположность добра.
Добро и зло осознаются людьми как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. Конечно, стихийные процессы могут нести добро или зло (например, небывалый урожай как добро или землетрясение как зло). Но подобные стихийно происходящие процессы лежат как бы по ту сторону добра и зла, ибо добро и зло характеризуют поступки человека, то есть намеренные действия, совершенные свободно.
Однако добро и зло обозначают не только свободные действия, но также действия, соотнесенные с определенным стандартом и в конечном счете с идеалом. Человек может - благодаря способностям, воле, воспитанию, нравственной культуре - обуздывать стихию своих страстей, инстинктов. В соответствии с моральной идеей добра человек должен быть в состоянии преодолеть дьявольские искушения. Эти искушения (русские говорят: бес попутал) встречаются в жизни буквально на каждом шагу - искушения сладострастия, алчной корысти, абсолютной власти, жажда славы, бездуховность и потребительство. Существует даже такое выражение - пройти огонь, воду и медные трубы - как символ мучительного преодоления тягот искушения, познания «жизни на самом деле». Научиться преодолевать искушения, сдерживать себя, не распускаться, воздерживаться от распущенности - фактически программа воспитания нравственной личности. Поэтому в каждом обществе философия воспитания всегда приближена, соотнесена с идеалом нравственного совершенства. Таким образом, добро - это то, что приближает к идеалу, зло - то, что отдаляет от него.
Возникает вопрос о том, каков идеал общества, каковы стандарты, на которые должен ориентироваться человек? И здесь мы сталкиваемся с великим множеством и разнообразием представлений об идеальном: нормативное содержание, которое вкладывают люди в представление об идеале, зависит от различных внешних обстоятельств - исторического этапа развития общества, уровня его социального развития, этнических особенностей, традиций и обычаев народа. Вследствие этого добро и зло понимали как счастье и несчастье, как наслаждение и страдание, польза и вред и т.д. В конце концов возникает представление о том, что понятия о добре и зле относительны, релятивны. Релятивизм (от лат. relativus - относительный) весьма часто встречается в истории культуры и этики. Ведь математически точного мерила нравственности не существует, и поэтому релятивизму в моральных суждениях весьма нелегко противостоять. Между тем в своих крайних формах этический релятивизм уничтожает все нравственные мерила, различие между добром и злом становится относительным. Релятивизм ведет к моральному анархизму, безразличию в отношении добра и зла и потенциальной открытости злу. Может быть, поэтому так щепетильны американские сенаторы, разбирая вопрос о романтических похождениях Клинтона.
Один из наиболее авторитетных исследователей проблемы идеала Кант, который учился «уважать людей» и устанавливал «права человечества», был убежден, что потакание склонности означает потворствование злу. Когда, к примеру, говорится «не лги», то имеется в виду, что этого нельзя делать никому, никогда и ни при каких условиях, этого нельзя делать не только человеку, но и любому другому мыслящему существу, если оно находится на уровне человека или стоит выше его. Столь же категоричны все другие моральные нормы. В нравственных законах задается абсолютный предел человека, та первооснова, последняя черта, которую нельзя переступить, не потеряв человеческого достоинства. Нравственная обязательность имеет абсолютный характер.
В современную эпоху нравственный идеал заключается во всеобщем духовном единении людей, это своего рода «всемирное благочестие» как принцип, определяющий всеединство человеческого общества (в духе В. Соловьева), который будет способствовать решению глобальных проблем человечества. В этом состоит абсолютное добро. Злом в этом смысле будет все, что препятствует, мешает человеку творить добро. Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности.
Нельзя не отметить и еще одной характерной особенности добра как абсолютного в морали. Добро и зло как моральные понятия связаны и определяются душевным и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт. И утверждение добра и борьба со злом осуществляется в душе человека, они невидимы для окружающих, недоступны для внешнего наблюдения. Поэтому так значима, самоценна внутренняя духовная культура, нравственный мир человека, который, ничем внешне не проявляемый, тем не менее является ареной сражений человека с эмоциями, страстями, безрассудными порывами, эгоистическими расчетами и т.д. Не случайно вызывают такой живейший интерес дневники, письма, мемуары известных людей, выдающихся личностей. Ведь это редкая возможность проникнуть в святая святых - творческую лабораторию гения, прикоснуться к душевному складу, характеру, настроениям великого человека, с тем чтобы глубже его понять, оценить, полюбить или, наоборот, возненавидеть, возмутиться, быть оскорбленным за человеческую природу.