Сила давления, необходимая для перелома), кг

Кость Мужчины— 31 год Женщины — 24 года
Плечевая
Лучевая
Локтевая
Бедро
Большая берцовая
Малая берцовая

По окружности грудной клетки отчетливо наблюдается акселерация у обоих полов (табл. 2.16).

Данные таблицы позволяют сделать вывод о большем темпе акселерации у мальчиков и юношей по сравнению с девочками и девушками, но только там, где сравнивались ровесники. Как это увеличение объема груди у новых поколений детей и юношей сказывается на общем типе телосложения? Если вспомнить тенденции в изменении роста и веса у мужчин (больший рост и меньший вес) по сравнению с женщинами и сопоставить эти тенденции с изменением окружности груди, то означает ли это, в частности, что среди молодых мужчин появляется все больше представителей атлетического типа, а среди женщин — пикнического? Пока это предположение трудно проверить, но если оно верно, то эталоны женской красоты, навязываемые средствами массовой коммуникации, не соответствуют среднестатистическим параметрам, поэтому следует ожидать все большего количества женщин, не удовлетворенных своей внешностью, что может вести к нарушению психического благополучия. В результате — увеличение числа девушек, безуспешно истязающих себя различными диетами. Эта проблема — важное поле деятельности психологов.

Таблица 2.16

Акселерация окружности грудной клетки у мужчин и женщин

Сравниваемые периоды Возраст испытуемых, годы Прирост окружности груди за сравниваемые периоды, см
I дата II дата мужчины женщины
1926 г. 1970 г. 3,64  
1926 г. 1970 г.   3,89
1934 г. 1970 г. 3,10  
1934 г. 1970 г.   3,80
1963 г. 1970 г.   0,92
1963 г. 1970 г. 6,5 1,16  
1926 г. 1970 г. дети 3,16 2,55
1934 г. 1970 г. дети 2,57 1,87
1963 г. 1970 г. дети 0,84 0,59
1963-1968-е гг. 1978 г. 16-18 8-13 6-8
1875 г. 1935 г. взрослые 1,38  
1875 г. 1969 г. взрослые 4,24  

Выводы

Половые различия наблюдаются по целому ряду индивидных характеристик.

Современные данные о половых различиях по показателю роста демонстрируют преимущество мальчиков, начиная с рождения, более раннее созревание девочек и, как следствие, более раннее наступление и первого и второго ростового сдвига и несовпадение периодов максимальных скачков в росте у разных полов.

У обоих полов наблюдается акселерация роста, причем у городских детей больше, чем у сельских, у детей из обеспеченных слоев населения больше, чем у малоимущих, и у мужчин в большей степени, чем у женщин.

Половые различия в росте в целом являются отражением более общих закономерностей: более раннего и более плавного созревания женщин. Однако некоторые данные противоречат этим закономерностям.

Наблюдается акселерация веса: девочки и женщины прибавляют в весе больше, чем мальчики и мужчины (по сравнению с предыдущими поколениями).

У женщин меньше энергетическая потребность и более стабильный обмен веществ, чем у мужчин.

Половые различия по ориентации на трату энергии у обычных испытуемых отсутствуют, однако они есть у лидеров: у женщин существует установка на энергозатраты, а у мужчин — противоположная — на минимизацию усилий, сохранение энергии.

Мужчины едят больше женщин. Выбирая пищу, женщины стремятся сохранить фигуру, потреблять здоровую пищу и соблюдать различные, порой изнурительные диеты (вследствие чего возникает угроза для здоровья из-за недоедания). Мужчины прежде всего заботятся о питательности пищи (поэтому не отвергают и жирную пищу, если она питательна).

Существующие классификации телосложения в основном предназначены для мужчин, но могут использоваться и для женщин (с определенными поправками).

Тип телосложения зависит как от биологических факторов (наследственность, гормоны), так и от социальных (питание, двигательный образ жизни).

Мальчики превосходят девочек по жизненному объему легких и отличаются более плавным развитием этого показателя в отличие от скачкообразного у девочек (закономерность, нетипичная для обоих полов).

Мужчиныимеют преимущество перед женщинами по прочности скелета, и с возрастом это преимущество усиливается.

Окружность грудной клетки увеличивается по сравнению с предыдущими поколениями, и акселерация более выражена у мальчиков и юношей, чем у девочек и девушек.

Тенденции изменения антропометрических показателей населения не соответствуют современным эталонам красоты. Средства массовой коммуникации, навязывая ограниченное количество таких эталонов, могут вызывать у представителей обоих полов недовольство своей внешностью. Особенно подвержены такому влиянию женщины вследствие сексизма и фейсизма на телеэкранах.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся изучением половых различий по антропометрическим и физиологическим показателям.

2. Что такое нормальный рост? Существуют ли половые различия в росте тела? Подкрепите свой ответ конкретными цифрами.

3. Что такое акселерация? По каким антропометрическим показателям она проявляется?

4. Какие факты (полученные при сравнении антропометрических показателей) соответствуют общим закономерностям половых различий, а какие — им противоречат?

5. Какие классификации телосложения вы знаете? Для кого они предназначены — для мужчин или для женщин?

6. Учебные задания

1. Опросите своих знакомых юношей и девушек (по 10 человек каждого пола), выяснив у них: а) их собственный рост и вес; б) те же показатели у их романтических партнеров; в) влияют ли эти показатели на выбор ими определенного партнера? Подсчитайте среднее арифметическое для обоих полов и сравните с данными, которые были известны в начале XX в. Обсудите в группе тенденции изменения этих показателей и следствия, которые из них вытекают. Что должно быть изменено в обществе, учитывая эти тенденции? Как они могут повлиять на взаимоотношения полов?

2. Проведите сравнительный анализ классификаций телосложения мужчин и женщин. Соберите доказательства о достоинствах и недостатках каждой классификации и о пригодности их для изучения женщин.

3. Проведите в группе дискуссию о том, какому типу телосложения соответствуют современные эталоны красоты.

4. Проанализируйте несколько рекламных роликов, показывающих женщин и мужчин, и попытайтесь ответить на вопрос, имеются ли в них признаки сек-сизма и фейсизма.

5. Прочитайте описание методики Люшера в Приложении и проведите пилотажное исследование с испытуемыми обоего пола (по 10 представителей каждого). Обработайте результаты. Обнаружили ли вы половые различия? Проинтерпретируйте результаты.

1. Проведите в группе дискуссию о прикладных аспектах проблемы изучения половых различий по антропометрическим и физиологическим показателям.

Наши рекомендации