Когнитивные механизмы воздействия

Обработка информации человеком естественным об­разом подчиняется определенным когнитивным механизмам. Записанные в наших головах схемы позволяют не производить очередной раз анализ, давая возможность опереться на введенные ранее схемы. Язык в этом плане также служит средством экономии подобного рода. Мы по разному, например, реагируем на слово "кошка" или "крокодил". Иная ситуация была бы, если бы мы слыша­ли обозначение типа "объект № 356789". Тогда нам при-

ходилось бы затрачивать гораздо больше усилий для про­ведения идентификации данного объекта и прогноза его поведения.

Имидж также облегчает процесс оперирования с пос­тупающей информацией, действуя наподобие механиз­мов, описанных выше на примере слова. Имиджевые ха­рактеристики задают четкие варианты ожидаемого поведения. С давних времен фиксировались подобные типы поведенческих характеристик. Например: "Вот при­едет барин, барин нас рассудит", "царь-батюшка", "не ве­ли казнить, вели миловать" и т.д. Интересно, что мы и се­годня для характеризации тех или иных ситуаций пользуемся подобными вербальными обозначениями их.

Точно так же действуют и иные "стабилизаторы" ситу­аций, например, клятва или божба, функцией которых как раз и является система задания будущего поведения. Действующие лица в этом случае пытаются обезопасить себя от вариативности будущего поведения, закрепляя с помощью обращения к "нечеловеческим" силам нужный им вариант будущего развития ситуации. Даже сегодня существуют подобного рода операторы фиксации буду­щего типа "подписка о неразглашении", "присяга" и т.д. Как пишет Н.Б. Мечковская: "Вспомним, как принима­лась присяга в атеистической Советской Армии: с оружи­ем в руках, коленопреклоненно, с целованием знамени и т.п.; ср. также ритуал светской (судебной или должнос­тной) присяги на Библии, своде законов или конститу­ции, принятый во многих странах" [203, с. 51].

Имидж позволяет осуществлять то или иное поведение в кризисной ситуации. Например, имидж военного чело­века предполагает определенные командирские функции, которые с радостью передает ему гражданское население. Имидж "незащищеннности", вписанный современной цивилизацией в облик ребенка/женщины, предполагает типы поведения, направленные на то, чтобы мужчина выступал в роли "защитника" по отношению к ним. То есть цивилизация заранее "тренирует" людей на опреде­ленные типы поведения, которые затем будут реализова­ны в кризисных ситуациях.

В ряде случаев кризисные ситуации могут планиро­ваться, как это сделано, например, в гипотезе М. Люби­мова, в соответствии с которой перестройка рассматрива­ется как сознательный план по возврату в результате свободных выборов коммунистического правления. На­чальный этап этого плана и связан с развалом существую­щей системы страны. Приведем четыре этапа этого плана:

1. Системный развал существовавшего политико-эко­номического устройства страны.

2. Переворот и форсированное внедрение "дикого" ка­питализма.

3. Углубление хаоса и неразберихи в целях мобилиза­ции озверевших масс на борьбу с властью под социалис­тическими лозунгами.

4. Свободные выборы и создание истинно социалисти­ческого (коммунистического) правительства [188, с. 21].

Конечно, перед нами художественное произведение, но пункты его плана все равно пока выполняются.

Наши рекомендации