Включенность в деятельность как социально-психологическая проблема
Эффект гиперстимуляции психологической включенности.
Интенсификация деятельности, характерная для научно-технической революции, сопровождается, как известно, ростом принудительной психологической вовлеченности, а также психического напряжения человека как результата его гиперстимуляции.
До известного предела возрастание психического напряжения может выступать в качестве стимулятора деятельности. С этим связано представление о положительной роли стресса, или эвстресса, в отличие от дистресса (отрицательно сказывающегося на состоянии здоровья), по терминологии канадского ученого Г. Селье [5], [6].
Исследования ученых также свидетельствуют и о том, что положительное эмоциональное напряжение создает психологическую основу творческой деятельности человека, оно необходимо для преодоления трудностей, личных неудач и т. д. [7], [8].
Противоречивость психологического эффекта гиперстимуляции включенности. Однако наличие положительного эмоционального напряжения не снимает реальной проблемы отрицательных последствий эмоциональных перегрузок. Как правило, при длительной психической перегрузке происходит постепенное истощение нервной системы, а вместе с тем и снижение тонуса личности, которое так или иначе отражается не только на ее настроении, но и на степени ее включенности в деятельность.
Следствием отрицательного эмоционального напряжения (дистресса) оказывается обычно снижение продуктивности, уровня активности индивида, вплоть до его полного отключения от заранее намеченной программы.
Исследования показывают, что самоустранение человека от продолжения работы является в конечном итоге результатом целого ряда крайних степеней психических изменений индивида под влиянием внутренней напряженности, которым предшествуют растерянность и утрата самообладания, возбудимость и суетливость, преобладание стереотипных действий и неадекватных реакций, блокада восприятия, памяти, мышления и практических действий субъекта и т. д. В этом сказываются защитные механизмы психической деятельности человека, направленные на нейтрализацию отрицательных последствий длительного эмоционального напряжения.
Логика современного развития любой социально значимой деятельности требует постоянного повышения уровня вовлеченности в нее человека. Тем самым человек оказывается поставленным перед необходимостью все большей эмоциональной и интеллектуальной отдачи, мобилизации своих внутренних сил и ресурсов.
Однако усложнение человеческой деятельности, развертывание ее многократной опосредованности способны, как мы видели, вместе с феноменом физической перегрузки порождать отрицательный эффект невключенности в деятельность. По существу, это явление представляет собой определенное психическое состояние субъекта, которое неадекватно той ситуации, в которой находится последний, условиям его деятельности.
Межличностное общение как фактор регуляции включенности. Важную роль в активизации психического состояния и деятельности личности играет сфера межличностного общения людей. В человеке живет глубокая и органическая потребность в понимании, сопереживании и эмоциональном отклике со стороны других.
Но лишь при определенных социальных условиях становится возможным утверждение подлинно гуманистического по своему характеру межличностного общения, его оптимизация. В таком случае стереотип, шаблон и обезличенность межличностного контакта и связанные с ними нивелирование и атрофия эмоционального начала в человеке наталкиваются на решительное противодействие. Оптимизация человеческого общения становится достижимой прежде всего на путях создания здорового психологического климата человеческих отношений.