Включенность в деятельность как социально-психологическая проблема

Эффект гиперстимуляции психологической включенности.

Интенсификация деятельности, характерная для научно-техни­ческой революции, сопровождается, как известно, ростом при­нудительной психологической вовлеченности, а также психического напряжения человека как результата его гипер­стимуляции.

До известного предела возрастание психического напря­жения может выступать в качестве стимулятора деятельнос­ти. С этим связано представление о положительной роли стресса, или эвстресса, в отличие от дистресса (отрицательно сказыва­ющегося на состоянии здоровья), по терминологии канадского ученого Г. Селье [5], [6].

Исследования ученых также свидетельствуют и о том, что положительное эмоциональное напряжение создает психологи­ческую основу творческой деятельности человека, оно необхо­димо для преодоления трудностей, личных неудач и т. д. [7], [8].

Противоречивость психологического эффекта гиперстиму­ляции включенности. Однако наличие положительного эмоци­онального напряжения не снимает реальной проблемы отрицательных последствий эмоциональных перегрузок. Как правило, при длительной психической перегрузке происходит постепенное истощение нервной системы, а вместе с тем и сни­жение тонуса личности, которое так или иначе отражается не только на ее настроении, но и на степени ее включенности в деятельность.

Следствием отрицательного эмоционального напряжения (дистресса) оказывается обычно снижение продуктивности, уровня активности индивида, вплоть до его полного отключе­ния от заранее намеченной программы.

Исследования показывают, что самоустранение человека от продолжения работы является в конечном итоге результатом целого ряда крайних степеней психических изменений индивида под влиянием внутренней напряженности, которым предшеству­ют растерянность и утрата самообладания, возбудимость и су­етливость, преобладание стереотипных действий и неадекватных реакций, блокада восприятия, памяти, мышления и практичес­ких действий субъекта и т. д. В этом сказываются защитные ме­ханизмы психической деятельности человека, направленные на нейтрализацию отрицательных последствий длительного эмо­ционального напряжения.

Логика современного развития любой социально значи­мой деятельности требует постоянного повышения уровня вов­леченности в нее человека. Тем самым человек оказывается поставленным перед необходимостью все большей эмоциональ­ной и интеллектуальной отдачи, мобилизации своих внутрен­них сил и ресурсов.

Однако усложнение человеческой деятельности, развер­тывание ее многократной опосредованности способны, как мы видели, вместе с феноменом физической перегрузки порождать отрицательный эффект невключенности в деятельность. По су­ществу, это явление представляет собой определенное психическое состояние субъекта, которое неадекватно той ситуации, в которой находится последний, условиям его деятельности.

Межличностное общение как фактор регуляции включен­ности. Важную роль в активизации психического состояния и деятельности личности играет сфера межличностного общения людей. В человеке живет глубокая и органическая потребность в понимании, сопереживании и эмоциональном отклике со сто­роны других.

Но лишь при определенных социальных условиях стано­вится возможным утверждение подлинно гуманистического по своему характеру межличностного общения, его оптимизация. В таком случае стереотип, шаблон и обезличенность межлично­стного контакта и связанные с ними нивелирование и атрофия эмоционального начала в человеке наталкиваются на решитель­ное противодействие. Оптимизация человеческого общения ста­новится достижимой прежде всего на путях создания здорового психологического климата человеческих отношений.

Наши рекомендации