Этапы развития активной речи
А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина
"Дневник развития ребенка от рождения до трех лет" . 2001 год
Оглавление
Общие движения. 2
Движения рук. 5
Зрение. 8
Слух. 10
Общение и речь. 12
Активная речь. 14
Мышление. 16
Самообслуживание. 19
Индивидуальные особенности и личность. 21
Игра. 24
В дневнике приводятся современные данные об основных закономерностях психического и двигательного развития детей от рождения до трёх лет.
Основная задача дневника - помочь Вам понять своего ребенка и оценить, насколько его развитие соответствует норме.
Колонка "Приблизительный возраст появления реакции" указаны ориентировочные критические сроки появления указанных реакций у детей в норме. Большинство детей приобретают эти способности раньше, и лишь незначительное количество здоровых детей - несколько позднее.
В процессе чтения дневника может выявиться, что ребенок приобретает навыки нестандартным образом, со значительным опережением или отставанием от критических сроков указанных в таблице. При замедленном темпе развития лучше обратиться за советом к детскому врачу или детскому психологу.
Общие движения
Под общими движениями подразумевается умение удерживать различные положения тела и передвигаться. Развитие управления своим телом происходит под влиянием созревания центральной нервной системы, которое в большой степени предопределено генетическими факторами. На качество общих движений и их своеобразие оказывают также влияние состояние здоровья и условия, в которых развивается ребенок. В организации общих движений участвуют:
· ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга;
· механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений;
· зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия;
· двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног. | 1,5 мес. |
Лежа на животе, приподнимает голову | 2 мес |
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво). | 3 мес |
Лежа на спине, удерживает голову по средней линии. | 3 мес |
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). | 4 мес |
Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. | 4 мес |
Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку. | 4 мес |
Когда тянут за ручки, пытается присесть. | 4,5 мес |
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. | 5 мес |
Лежа на спине, трогает ручками колени. | 5,5 мес |
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. | 6 мес |
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). | 6 мес |
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны. | 6 мес |
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. | 7 мес |
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. | 7 мес |
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие. | 7,5 мес |
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки ("ласточка"). | 8 мес |
Лежа на животе, поворачивается по кругу. | 8 мес |
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. | 8 мес |
Стоит с поддержкой за грудь, пытается "пружинить" на ножках (туловище слегка наклонено вперед). | 8 мес |
Лежа на боку, приподнимает голову. | 8 мес |
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище. | 8,5 мес |
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. | 9 мес |
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад. | 9,5 мес |
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого). | 9,5 мес |
Ползает на животе. | 9,5 мес |
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. | 10 мес |
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. | 10 мес |
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. | 10 мес |
Встает на четвереньки из положения сидя. | 10 мес |
Встает, держась за опору. | 11 мес |
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу | 11 мес |
Садится из положения на четвереньках. | 11 мес |
Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. | 11 мес |
Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. | 11 мес |
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору. | 11 мес |
Ползает на четвереньках. | 1 год 1 мес |
Переступает боком вдоль мебели (стены). | 1 год 1 мес |
Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения. | 1 год 1 мес |
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель. | 1 год 1 мес |
Стоит без опоры несколько секунд. | 1 год 1 мес |
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги. | 1 год 1 мес |
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает | 1 год 2 мес |
Встает с пола без поддержки. | 1 год 3 мес |
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены. | 1 год 3 мес |
Присаживается на корточки и играет в этой позе. | 1 год 6 мес. |
Залезает на диван, кресло. | 1 год 6 мес. |
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется. | 1 год 6 мес. |
Встает с маленького стульчика (с опорой) | 1 год 6 мес. |
Бежит, смотря под ноги. | 1 год 6 мес. |
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться. | 2 года |
Садится на маленький стульчик. | 2 года |
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого | 2 года |
Подталкивает ногой мяч на ходу. | 2 года |
Ходит задом наперед. | 2 года |
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). | 3 года |
Перешагивает через препятствия. | 3 года |
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. | 3 года |
Встает с маленького стульчика без опоры. | 3 года |
Встает на цыпочки. | 3 года |
Стоит на правой ноге 3 секунды | 3 года |
Стоит на левой ноге 3 секунды. | 3 года |
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом. | 3 года |
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом. | 3 года |
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр) | 3 года |
Пинает мяч с размаху. | 3 года |
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. | 3 года |
Перепрыгивает через веревку на земле. | 3 года |
Подпрыгивает на месте, расставив ноги. | 3 года |
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают. | 3 года |
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо | 3 года |
Проходит на цыпочках 3 метра. | 3 года |
Движения рук
Что ребенок делает руками? Обследует предметы, играет, ест, умывается, одевается, рисует и т.д. Кроме того, руки принимают участие в ползании, в удержании равновесия при отклонениях тела и ходьбе, в защите при падении.
Движения рук управляются несколькими механизмами.
· Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как податливость (твердость - мягкость...), форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата и адекватных действий с предметами.
· Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.
· Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.
· Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.
Планирование действий и исправление ошибок придает движениям рук целенаправленный характер. Без этого предметы не могут использоваться по назначению должным образом, а поведение выглядит бессмысленным. Вот несколько примеров действий, выполняемых по плану: правильное одевание (не наизнанку и не задом наперед), еда жидкой пищи ложкой (не вилкой), использование зубной пасты для чистки зубов (не для еды), причесывание себя расческой (не карандашом или каким-нибудь другим неуместным предметом) и т.п.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Изолированные хаотические движения рук. | 2 мес |
Лежа на спине, подносит ручки ко рту. | 3 мес |
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. | 3 мес |
Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п. | 3 мес |
Смотрит на движения своей руки. | 3 мес |
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. | 3,5 мес |
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими | 3,5 мес |
Трясет погремушкой, вложенной в руку | 4 мес |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот | 4,5 мес |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его. | 4,5 мес |
Водит пальцами по поверхности игрушки. | 4,5 мес |
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. | 5 мес |
Большую часть времени кисти раскрыты. | 5 мес |
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой - тянется за игрушкой | 5 мес |
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета | 6 мес |
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее. | 6 мес |
Перекладывает предмет из руки в руку | 6 мес |
Тянется к удаленному предмету. | 7 мес |
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами | 7 мес |
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой. | 7 мес |
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой. | 8 мес |
Поднимает предмет двумя руками. | 8 мес |
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью). | 8 мес |
Отталкивает мяч в случайном направлении. | 8 мес |
Стучит предметом о предмет. | 9 мес |
Хлопает в ладоши | 9 мес |
Ощупывает людей и предметы | 10 мес |
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный "пинцетный захват"). | 10 мес |
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает.. | 11 мес |
Бросает предметы в игре. | 11 мес |
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) - точный "пинцетный захват" | 1 год |
Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет. | 1 год |
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием - колышек, кольцо - стержень и т.п.). | 1 год 1 мес |
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.). | 1 год 1 мес |
Пытается рисовать каракули | 1 год 2 мес |
Ставит кубик на кубик. | 1 год 4 мес |
Соединяет предметы (стержень - кольцо, колпачок - ручка и т.п.) под контролем зрения. | 1 год 4 мес |
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения. | 1 год 4 мес |
Разворачивает завернутый в бумагу предмет. | 1 год 6 мес |
Ставит 3 кубика друг на друга. | 1 год 8 мес |
Переворачивает страницы книги по одной. | 1 год 8 мес |
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие. | 1 год 9 мес |
Схватывает движущийся предмет (например, мяч) | 2 года |
Разрывает бумагу | 2 года |
Пытается остановить катящийся к нему мяч | 2 года |
Нанизывает на шнур большие (2 см) "бусины" с отверстием 0,5-0,6 см. | 2 года |
Ставит 4-6 кубиков друг на друга | 2 года |
Переливает жидкость из одной емкости в другую. | 2 года |
Складывает бумагу пополам по подражанию. | 2 года 6 мес |
Нанизывает на шнур средние (1,5 см) "бусины" с отверстием 0,3--0,4 см. | 2 года 6 мес |
Раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр) | 3 года |
Режет бумагу ножницами. | 3 года |
Зрение
Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия. Благодаря различению света и темноты человек подстраивает свои биоритмы под световые ритмы природы. Различая день и ночь, организм устанавливает режим сна и бодрствования.
Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы (" люди ", " деревья " и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д. Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной "видеотеки". Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством зрительного восприятия, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например - слуховыми и т.д.
В первые 1,5 месяца зрительные образы не возникают, т.е. предметное зрение отсутствует. Двухмесячный ребенок может сохранять образы одни сутки. Трехмесячный - около недели, шестимесячный - около двух недель, годовалый - около месяца, двухгодовалый - несколько месяцев, трех-, четырехгодовалый - несколько лет. Поэтому большинство людей помнит события из своей жизни начиная с возраста 3-4 лет.
Наблюдая за поведением ребенка, мы можем судить о том, насколько хорошо он видит. Однако более точное измерение основных зрительных функций проводит окулист.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Сужение зрачка при освещении. | 0 мес |
Смотрит на источник света. | 1 мес |
Фиксирует взгляд на лице взрослого. | 1 мес |
Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см. | 1 мес |
Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого. | 1,5 мес |
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. | 2 мес |
Предпочитает смотреть на новые предметы | 2 мес |
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. | 2 мес |
Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. | 2 мес |
Улыбается, увидев что-то знакомое. | 3 мес |
Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см. | 3 мес |
Рассматривает предметы в комнате. | 3 мес |
Смотрит на свою руку | 3 мес |
Смотрит на предмет, который держит в руке. | 3 мес |
Больше улыбается, когда видит мать, чем других. | 3,5 мес |
Предпочитает объемные игрушки | 4 мес |
Моргает при быстром приближении предмета. | 4 мес |
Смотрит на свое отражение в зеркале. | 5 мес |
Узнает бутылочку (и/или грудь). | 5 мес |
Реагирует на маску | 5 мес |
Рассматривает окружение на улице | 6 мес |
Выбирает взглядом любимую игрушку. | 6 мес |
В новом месте - осматривается, может быть испуган. | 6 мес |
Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого | 6 мес |
Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см | 8 мес |
Отличает "своих" от "чужих" по внешнему виду. | 8 мес |
Следит за игрой в мяч | 9 мес |
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами | 1 год |
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. | 1 год |
Понимает 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.). | 1 год 1 мес |
Обходит высокие препятствия при ходьбе. | 1 год 2 мес |
Подражает увиденным действиям взрослого | 1 год 3 мес |
Узнает себя и близких на фотографиях | 1 год 4 мес |
Показывает несколько названных предметов или картинок. | 1 год 4 мес |
Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку. | 1 год 4 мес |
Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки ...). | 1 год 6 мес |
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки | 1 год 6 мес |
Узнает свои вещи, одежду | 2 года |
Подбирает парные картинки или игрушки к указанной. | 2 года |
Подбирает предмет к его рисунку. | 2 года 6 мес |
Знает 2-4 основных цвета. | 3 года |
Узнает предмет по рисунку его характерной части | 3 года |
Слух
Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Можно выделить речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т.д. Этот "язык" легко становится понятным уже в раннем возрасте. Для развития понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.
У новорожденных слуховая чувствительность может быть невысокой, что в большей степени зависит от присутствия жидкости в полости среднего уха, которая снижает подвижность слуховых косточек и передачу звуковых колебаний. Первые реакции на звуки довольно примитивны - вздрагивание, моргание, плач, реже замирание. Постепенно развивается внимание к звукам, способность к локализации источника звука. В целом к 6 месяцамслуховая чувствительность достигает уровня взрослых.
В 1,5-2,5 месяца младенец узнает голос матери, выделяет определенную музыку. В 3-6 месяцев - начинает узнавать звуки родного языка. К 10-12 месяцам он уже владеет большим набором неречевых и речевых "маяков", облегчающих ориентировку в происходящем вокруг. К 14-18 месяцам в его памяти может храниться несколько коротких стихотворений. Малышу нравится их слушать, вставляя в некоторых местах междометие или отдельное слово. В 18-24 месяца ребенок знает нескольких сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения. К 3 годам ребенок в общих чертах усваивает грамматический строй родного языка.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Вздрагивает или моргает при резком звуке | 0 мес |
Прислушивается к звуку колокольчика. | 1 мес |
Прислушивается к звуку погремушки | 2 мес |
Прислушивается к голосу взрослого | 2 мес |
Улыбается, когда слышит голос взрослого | 2 мес |
Замирает при появлении нового звука на фоне других. | 2,5 мес |
Прислушивается к музыке. | 3 мес |
Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. | 3 мес |
Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). | 3 мес |
Выделяет любимую музыку | 4 мес |
Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. | 4 мес |
Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха | 4 мес |
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет | 4 мес |
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. | 4 мес |
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого | 5 мес |
Смотрит внимательно на объект, издающий звук. | 5 мес |
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. | 6 мес |
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). | 6 мес |
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам | 6 мес |
Смеется в ответ на некоторые звуки | 6 мес |
В положении сидя поворачивается к источнику звука. | 7 мес |
Пытается воспроизвести "мелодию" услышанной речи | 7 мес |
Интересуется предметами, производящими звук. | 8 мес |
Пытается воспроизвести услышанные новые звуки | 9 мес |
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой | 10 мес |
Замирает, когда ему говорят "нельзя", "подожди" и т.п | 10 мес |
Выполняет движения по просьбе (например, на слово "ладушки" начинает хлопать в ладоши) | 11 мес |
Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. | 11 мес |
Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов ("мама", "папа", "баба"...). | 1 год |
Начинает "танцевать" при звуках музыки. | 1 год 2 мес |
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. | 1 год 2 мес |
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. | 1 год 2 мес |
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, "причесывает", "качает" или "кормит" куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят. | 1 год 4 мес |
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). | 1 год 4 мес |
Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. | 1 год 4 мес |
Из 2-3 знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали | 1 год 4 мес |
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. | 1 год 6 мес |
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). | 1 год 6 мес |
Любит играть со взрослым в "голоса животных" (например: "Как коровка мычит?" - "My-у-у"). | 1 год 6 мес |
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. | 2 года |
Понимает 100 слов и более. | 2 года 3 мес |
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). | 2 года 3 мес |
Пытается петь | 2 года 6 мес |
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их спустя несколько часов) | 3 года |
Общение и речь
Общение - это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. Общаясь, мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях.
Для того чтобы общаться, необходимо:
· принимать сигналы через органы чувств (слух, зрение и т.д.);
· понимать значение услышанного, увиденного и т.д.;
· передавать сообщение партнеру своим поведением, действиями, выразительными движениями лица и тела, интонацией, жестами, словами;
· иметь желание вступать в контакт.
Понимание других людей
Слова, интонация, выражение лица, жесты, движения тела, взгляд, действия взрослых могут казаться малышу как бессмысленными, так и имеющими смысл. Это зависит от его опыта. В 3-8 месяцев младенец запоминает события, повторяющиеся изо дня в день. С 8-9 месяцев к этим знаниям добавляются их обозначения (слова, жесты). Десятимесячному шалуну бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Вы сказали "ладушки" - и он уже хлопает в ладоши. После года по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. Если для 12-15-месячного ребенка слово "часы" означает лишь те, которые висят на стене в вашей комнате, то к 1,5-2 годам он знает, что часы бывают разные.
Его пассивный словарь (слова, которые он понимает) к двум годам может достигать нескольких сотен слов. Он понимает многое из того, что вы говорите о знакомых для него предметах и событиях. К трем годам он может ориентироваться в таких понятиях, как "большой" и "маленький", "да" и "нет", "плохой" и "хороший".
Этапы развития общения
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ:
"Приспособление к жизни после рождения "
Доношенный новорожденный реагирует на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль...) и снаружи (свет, звуки, касание). Однако крик от голода или улыбка во сне - не адресованы никому. Даже мимолетная фиксация взора на лице или глазах взрослого - лишь рефлекторная реакция на контрастный в световом плане объект. С таким же успехом можно вызвать фиксацию взгляда ребенка на полосатом или клетчатом предмете, особенно, если он медленно перемещается на расстоянии 20-40 см от ребенка.
1-3 МЕСЯЦА:
"Психическое рождение"
С малышом стало интересно: он улыбается всем, смотрит в глаза, прислушивается к голосу, произносит гласные звуки. Впрочем, не меньший интерес он может проявлять к игрушкам, висящим у него над кроваткой. Такая неразборчивость кончится с появлением способности запоминать. А пока вся его "сознательная" жизнь состоит из настоящего, точнее - из отдельных мгновений, не связанных между собой. То, что исчезает из поля зрения, перестает для него существовать. Наиболее заметный прогресс наблюдается в сфере эмоций: он уже плачет и смеется. Это величайшее приобретение, потому что богатая в эмоциональном отношении психическая жизнь позволит ребенку научиться любить и не любить, желать и не желать, понимать - "что такое хорошо и что такое плохо".
3-8 МЕСЯЦЕВ:
"Свои и чужие"
С этого возраста малыш способен удерживать полученные впечатления в памяти значительное время. Теперь он подолгу рассматривает ваше лицо, следит за интонацией, за вашим поведением. По мере нарастания привязанности к близким, появляется и усиливается недоверие к чужим, перерастающее у некоторых детей в страх. В результате мир людей оказывается поделенным на "своих" и "чужих". Все чаще ребенок проявляет инициативу, стараясь обратить на себя внимание. Ему нравится трогать ваше лицо, таскать за волосы, добиваться, чтобы вы его потискали, покатали на себе и т.д. Такой тесный контакт, выглядит как баловство. Но это именно то, что ребенку нужно для хорошего настроения.
8 МЕС.-1,5 ГОДА:
"Слова и жесты. Открытие себя"
Приблизительно с 8 месяцев ребенок начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное. К 14-18 месяцам малыш реагирует на свое имя, знает кто такие "папа", "мама", "кукла". Показывает где у него глазки, носик, зубки, ручки - все, чему научили. Те же части тела способен он находить и у других. Он любит выполнять простые просьбы, сам пытается что-то попросить, используя жесты и отдельные слова.
1,5 - 2 ГОДА:
"Рост словаря. Стремление к самостоятельности"
Малыш побуждает вас называть для него различные предметы и действия. Он повторяет новые слова по несколько раз, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки.
Свои просьбы оформляет в виде сочетания указательного или другого жеста со словом.
Ребенок все чаще сопротивляется вашему стремлению все делать за него. Очень важно не подавить его желание научиться обслуживать себя.
2-3 ГОДА:
"Фразовая речь. Негативизм"
Ребенок начинает понимать, кто он: мальчик или девочка. Этому способствуют его наблюдательность и игры, поощряемые взрослыми. Умение говорить предложениями превращают малыша в интересного собеседника. Вас забавляют его выдуманные словечки и выражения.
Возможны трудности в поведении: непослушание, упрямство, истерики и т.п. Огорчаться по этому поводу не стоит. Негативизм в 2-3 года неизбежен, хотя и выражен у разных детей по-разному. Важно понимать, что он просто учится управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему необходим.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Улыбается, издает радостные звуки в ответ на голос и улыбку взрослого | 2 мес |
Поддерживает зрительный контакт с говорящим | 3 мес |
Оживляется, подает голос, когда на него смотрят или к нему обращаются. | 4 мес |
Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить. | 4 мес |
По ситуации понимает, что его сейчас будут кормить, и успокаивается | 5 мес |
Обменивается со взрослым звуками и выражением лица. | 5 мес |
Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного события или контакта. | 6 мес |
Проявляет интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться или голосом. | 6 мес |
"Требуя" продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подает голос, хнычет. | 6 мес |
Улыбается своему отражению в зеркале. | 6 мес |
Повторяет действие, вызывающее интересную реакцию взрослого (например, смех). | 8 мес |
Движениями и звуками привлекает к себе внимание взрослых. | 8 мес |
Тянет руки навстречу взрослому. | 8 мес |
Играет "в прятки". | 8 мес |
Подражает интонации говорящего | 10 мес |
Свое настроение выражает изменением голоса (тона, громкости) | 10 мес |
Подражает выражению лица взрослого. | 10 мес |
Понимает несколько жестов: "указательный", "до свидания", "иди ко мне", "нельзя" и т.п. | 11 мес |
Поворачивается, когда его зовут. | 1 год |
Специально бросает предметы, чтобы их поднимали. | 1 год |
Проявляет удовольствие, когда хвалят. | 1 год |
Использует указательный жест. | 1 год 1 мес |
Использует 2 жеста и более: "до свидания", "ладушки", "большой" и т.п. | 1 год 2 мес |
Зовет кого-нибудь, чтобы помогли. | 1 год 3 мес |
Использует знак "да" - кивает головой. | 1 год 4 мес |
Показывает или предлагает игрушки (предметы) другим | 1 год 4 мес |
Обращает внимание на плачущего ребенка. | 1 год 4 мес |
Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать чего он хочет | 1 год 4 мес |
Приветствует знакомых людей доступными средствами | 1 год 4 мес |
Использует знак "нет" - качает головой в стороны. | 1 год 6 мес |
Легко повторяет увиденные жесты | 1 год 8 мес |
Начинает плакать, чтобы добиться своего | 1 год 8 мес |
Использует более 10 жестов и другие выразительные средства | 2 года |
Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить в контакт | 2 года |
Знает, чего нельзя делать, но пытается "спровоцировать" взрослых на запрет. | 2 года |
"Отыгрывает" на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т.д.) | 2 года |
Изображает поведение взрослого. | 2 года 6 мес |
Понимает и употребляет слова "я", "мой". | 2 года 6 мес |
Вступает в контакт с детьми и взрослыми. | 3 года |
Постоянно задает вопросы. | 3 года |
Активная речь
Этапы развития активной речи
У младенцев и детей раннего возраста речь еще не является ведущим средством общения. Однако она стремительно развивается, чтобы во все последующие годы обеспечить возможность эффективного диалога с другими людьми и с самим собой.
Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития:
1,5-2 МЕСЯЦА Появляются гласные и гортанные звуки (гуление).
2-7 МЕСЯЦЕВ Малыш учится управлять интонацией.
7-9 МЕСЯЦЕВ Произносит некоторые слоги (лепет).
9-11 МЕСЯЦЕВ Подражает звукам речи взрослых.
11-13 МЕСЯЦЕВ Ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2 годам значительно увеличивается.
OT ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т.д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Произносит гласные звуки близкие к "а", "ы", "у", возможно, в сочетании с согласным "г" (гулит) | 4 мес |
Произносит серии одинаковых слогов:"дядядя...", "бабоба...", "мамама.,," (лепечет) | 10 мес |
Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба!" (бах!), "дя" (да) и т.п. | 1 год 2 мес |
"Говорит на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации | 1 год 6 мес |
Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: "мама", "дядя". | 1 год 6 мес |
Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: "а", "о", "у"" "и", "м", "п", "б", "к", "г", "дь", "ть", "нь", "ль", "сь". Например: "мама", "ляля", "дя" "дай", "ня" "на" и т.д. | 1 год 6 мес |
Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: "тетя", "кися" (киса). | 1 год 8 мес |
Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: "тетя", "катя.", "синя" (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный | 1 год 10 мес |
Мышление
Все понимают, чем разумное поведение отличается от неразумного. Мыслить - значит организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки.
По современным представлениям интеллект - это не что-то одно, чего у одних людей больше, а у других меньше. Во-первых, это множество относительно независимых способностей (языковых, двигательных, математических, зрительных, музыкальных и других), на основе которых формируются соответствующие знания и навыки (включая мыслительные операции, т.е. способы мышления). Во-вторых, это рабочая (или кратковременная) память, необходимая для удержания программы текущей мыслительной деятельности, обслуживающая все виды мышления. Чем больше объем рабочей памяти, тем более сложные, многоступенчатые мыслительные процессы, включающие условия и промежуточные действия, доступны человеку. Важна также достаточная скорость умственных действий.
Некоторые способы мышления усваиваются людьми естественным путем, без особых усилий. Другим же, таким, как чтение, письмо, счет, различные виды профессионального мышления, необходимо специально учиться.
В какой области интеллектуальность вашего ребенка окажется наиболее очевидной - предсказать трудно. "Сверхчеловеки", т.е. одаренные во всех отношениях люди, если когда-нибудь и рождаются, то очень редко. Остается внимательно наблюдать, чем интересуется ваш малыш и что у него получается лучше всего.
Этапы развития мышления
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным. Малышу всего несколько дней, а мама и папа уже пристально вглядываются в его глаза, пытаясь угадать в них проблески разума. Но природа устроила так, что мышление начинает развиваться позже многих других психических функций. Сначала ребенок должен накопить какое-то количество знаний и умений, а потом уже учиться ими управлять.
0-2,5 МЕСЯЦА Психические действия ребенка в основном спонтанны, не связаны друг с другом, интеллект почти ни в чем себя не проявляет.
3-6 МЕСЯЦЕВ Поведение становится целенаправленным. Например, ребенок настойчиво пытается дотянуться до интересующего его предмета, привлечь к себе внимание взрослых. Появилось ожидание многократно повторяющихся событий. Так, вид бутылочки может вызвать у ребенка уверенность, что его будут кормить, и т.д.
6-12 МЕСЯЦЕВЭто время "включения" рабочей памяти. Теперь исчезнувшие из поля зрения предметы или люди продолжают существовать для ребенка, остаются для него желанными. Поэтому одна из любимых игр - "прятки". Другое достижение - появление возможности подражать движениям и действиям взрослых. И еще одно важное событие, от которого зависит многократное повышение эффективности мышления - это начало понимания слов.
1-1,5 ГОДАБолее зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, произвольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3 повторяющихся действий. Дети учатся есть ложкой, строить башню из кубиков, вставлять фигурные блоки в соответствующие пазы, повторять бытовые действия с предметами и т.п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком - после отвлечения он продолжает начатое, исправляет допущенные ошибки и неточности. В это же время появляется чувство юмора.
1,5-3 ГОДА У ребенка увеличивается количество знаний, навыков, словарный запас и объем рабочей памяти. В результате мыслительные процессы приобретают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Например, ребенок представляет себя в роли «мамы» или «папы» и начинает что-то делать "понарошку": готовить еду, водить машину, ходить в магазин. Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность - он уже может сам одеться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), правильно использует вилку и ложку, строит сооружения из кубиков. К концу третьего года с ним можно поговорить на некоторые темы: о нем, о его близких, об игрушках. Он понимает значение нескольких предлогов, правильно относит предметы к некоторым классам (" еда ", " одежда", "животные"), имеет представление о людях разного пола, возраста и профессий. В лексике и грамматике он ориентируется настолько, что иногда сам придумывает новые слова.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Настойчиво пытается что-либо достать. | 5 мес |
После отвлечения возвращает взгляд на то место, где было лицо человека или предмет | 9 мес |
Играет в "прятки" - либо ищет, либо прячется, ожидая реакции взрослого (реагирует, когда он нашел или его нашли). | 1 год |
Достает предметы из коробки. | 1 год |
Смотрит на предмет, на который указывает или смотрит взрослый. | 1 год |
Пользуется указательным жестом | 1 год |
Долго наблюдает за бытовыми действиями взрослых. | 1 год |
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из трех, если она была спрятана у него на глазах. | 1 год |
Запоминает местонахождение предметов, которые на несколько минут были выпущены из поля зрения. | 1 год |
Понимает (смеется), когда взрослые ведут себя, как маленькие, или совершают странные действия. | 1 год 1 мес |
Кладет предмет в коробочку и смотрит в нее. | 1 год 1 мес |
Совершает действия с предметами (расческой, ложкой, телефоном, пультом от телевизора, машинкой и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением. | 1 год 3 мес |
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из четырех, если она была спрятана у него на глазах. | 1 год 4 мес |
Вытягивает за веревочку спрятанный предмет. | 1 год 4 мес |
Показывает 3-5 частей тела на себе. | 1 год 4 мес |
Показывает 3-5 частей тела на кукле | 1 год 4 мес |
Складывает все (6-8) кубики в коробочку. | 1 год 5 мес |
Строит башню из 3-4 кубиков | 1 год 5 мес |
Выполняет простые просьбы (что-то знакомое найти, выбрать, принести). | 1 год 6 мес |
Обращается (жестами, словом) к помощи взрослого, если что-то не получается. | 1 год 6 мес |
Вставляет фигурные блоки в отверстия соответствующей формы | 1 год 8 мес |
Воспроизводит бытовые действия с предметами по памяти, возможно, через несколько часов после наблюдения. Например, подметает пол, складывает белье в стиральную машину и т.п. | 1 год 8 мес |
Понимает 2 предлога расположения ("в", "на", "под" или другие). | 2 года |
Убирает предметы на свои места. | 2 года |
Сортирует предметы (яблоко - морковь, машинка - мячик и т.п.). Раскладывает предметы двух видов в две разные коробочки | 2 года 2 мес |
Строит "мостик" из трех кубиков после показа. | 2 года 2 мес |
Играет в кого-либо | 2 года 2 мес |
По просьбе находит 2-3 картинки или предмета из 4-6, относящиеся к определенным классам ("цветочки", "зверюшки" и т.д.) | 2 года 2 мес |
Среди 5 картинок находит одну "такую же", какую показывает взрослый. | 2 года 2 мес |
Выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Примеры вопросов: "Покажи, что можно есть?", "Покажи, у кого есть ножки?" и т.п. | 2 года 2 мес |
"Разговаривает" с игрушками, играет в их общение друг с другом. | 2 года 4 мес |
Среди 10 картинок находит одну "такую же", какую показывает взрослый. | 2 года 4 мес |
Выполняет сложные просьбы, состоящие из двух частей. Например: "Покорми Лялю, потом положи ее спать". Взрослый может повторить задание 2-3 раза, но во время его выполнения ребенком подсказывать не следует. | 2 года 6 мес |
Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий его рисунку. | 2 года 6 мес |
Раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую - одного цвета. | 2 года 6 мес |
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из четырех после отвлечения (примерно на 10 секунд), если она была спрятана у него на глазах. | 2 года 6 мес |
Складывает разрезную картинку (или пазлы) из двух частей. | 2 года 6 мес |
Раскладывает предметы по величине (большой - маленький) или по цвету в две разные коробочки. | 2 года 8 мес |
Строит "домик" или другое сооружение из пяти кубиков после показа (кубики не образуют вертикальный или горизонтальный ряд). | 2 года 10 мес |
Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части. | 3 года |
По просьбе выбирает "один" предмет и "много" | 3 года |
Задает вопросы "Почему..?" | 3 года и старше |
Складывает разрезанную картинку из четырех частей. | 3 года и старше |
Понимает 4 предлога расположения ("в", "на", "под", "за"). | 3 года и старше |
Понимает 1 предлог направления движения ("к", "от" и т.п.) | 3 года и старше |
Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку человека на целой картинке-образце. | 3 года и старше |
Самообслуживание
Самообслуживание включает в себя освоение навыков: приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела и опрятности. Эти умения формируются под воздействием воспитания при условии нормального развития движений, зрения, мышления, личности.