Молодость как период развития. Соотношение индивидуальных и возрастных особенностей
Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки.
В целом адекватность самооценок с возрастом повышается. Самооценка взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские - чем подростковые. Здесь сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний.
Разные качества имеют для личности неодинаковое значение. [29 c. 33] Старшеклассник может считать себя эстетически неразвитым, что нисколько не ухудшает его общего самочувствия, так как он не придает этому качеству большого значения и наоборот, юноша считает себя талантливым физиком, а его самоуважение тем не менее крайне низко, так как основывается не на интеллектуальных, а на коммуникативных свойствах. Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я». «Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Самоуважение-это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе. [17 с 35]. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание.
Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночеств.
Люди, лидирующие в своих группах, обычно обладают более высоким самоуважением и чувством уверенности в себе, чем рядовые участники. Люди с высоким самоуважением более самостоятельны и менее внушаемы.
Неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «Я» вполне нормальное, естественное следствие рост самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет.
Расхождение реального и идеального «Я» - функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение между реальным и идеальным «Я» значительно больше, чем у ребят со средними способностями.
Юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной часто лишены сексуального содержания.[29 c. 63] Когда подростки называют зарождающуюся у них привязанность «дружбой», они не лицемерят: они и вправду испытывают прежде всего потребность в коммуникации, эмоциональном тепле.
Возраст начала половой жизни и иерархия ее мотивов у школьников весьма различны. Но их сексуальное поведение автономно от матримониальных планов и намерений, и воспринимается преимущественно в комплексе любовно-романтических или гедонистических ценностей, чем младше подросток в момент своей первой половой связи, тем меньше эта связь мотивируется любовью, тем больше в ней случайного, ситуативного.
Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20-23 лет) до примерно 30 лет, когда человек более или менее утверждается во взрослой жизни. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.
Молодость - возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни опять же в молодости. Многие из тех, кто не смог создать семьи до 28-30 лет, в дальнейшем сделать это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется устойчивость привычек, что делает очень трудной совместную жизнь.
Большое психологическое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.
Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из - пусть чрезвычайно важных - сущностных связей с миром. Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь целиком. любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, самим собой.
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Благоприятное разрешение этого конфликта - любовь.
Попытки разделения зрелости на отдельные стадии предпринимались учёными в разные времена, так, Дж. Биррен выделяет раннюю зрелость (17—25 лет), зрелость (25—50 лет) и позднюю зрелость (50—75 лет). [14] Аналогично Ю. Б. Бромлей описывает раннюю взрослость (21—25 лет), среднюю взрослость (25—40 лет), позднюю взрослость (40—45 лет) и предпенсионный возраст Э. Эриксон выделял раннюю взрослость (20 — 40—45 лет), среднюю взрослость (40—45 — 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет) Д. И. Фельдштейн, анализируя процесс ≪взросления≫ в жизни взрослого человека, отмечает недостатки указанных периодизаций зрелого возраста: ≪практически не имеется собственно психологической периодизации взрослого человека, которая зависит от многих обстоятельств и требует учета характера отношений разных поколений, особенностей их деятельности и пр., как не имеется и психологической периодизации, включающей взрослого в общий процесс онтогенеза≫[3].
Ранняя молодость, несомненно, является тем возрастом, когда заключается большинство браков. Более того, этот возраст, видимо, наиболее благоприятен для вступления в брак; исследования социологов показывают, что если в этот достаточно ограниченный период (думается, что у него нет каких-то жестких хронологических границ - это время приблизительно от 19 до 28 лет) молодой человек не находит спутника жизни, то позже это сделать уже намного труднее - появляется завышенная требовательность к качествам другого человека, привычка к одиночеству, неадекватность самооценки перед лицом реального партнера и т.д. Напротив, вступление в брак в этом возрасте, тем более, если семейная жизнь складывается благополучно, обладает живительным свойством обновления для личности, реализации сокровенных чувств и мыслей, обретения желанной формы жизненного устройства.
Обобщая всё сказанное, можно сказать, что выделяют несколько стадий возраста, такие как. раннюю взрослость (21—25 лет), среднюю взрослость (25—40 лет), позднюю взрослость (40—45 лет) и предпенсионный возраст. Считается, что ранняя взрослость, наиболее благоприятна, для вступления в брак, т.к. в этом возрасте брак даёт стимул для самосовершенствования. С возрастом крепнет самооценка, позволяя действовать более уверенно. Для влюблённости лучше всего подходит ранняя взрослость, тогда как любовь лучше всего проявляет себя начиная со средней взрослости.