Новейшие тенденции в развитии организаций

Организация является живым социально-экономическим организмом. Она постоянно изменяется, развивается, прогрессирует или регрессирует. В любом случае, она все время меняется под воздействием различных факторов.

Например, американка Мэри Фоллетт создала теорию управления под красноречивым названием «динамичный менеджмент». В ней в качестве одного из важнейших принципов она выделила то, что организации динамичны, а не статичны. И это во многом определяет характер управления ими.

В ходе изучения новейших тенденций в развитии организаций будут рассмотрены следующие три вопроса:

1. Новые подходы к управлению в эпоху глобализации;

2. Содержание тотального управления качеством;

3. Психологическая сущность саморазвития организации.

Деятельность современных организаций осуществляется в условиях превращения международного рынка в мировой. Для товаров, технологий и людей государственные границы становятся все более прозрачными. Телевидение, глобальная компьютерная сеть и мобильная свяэь объединили Землю в одну общую информационную систему.

Так, по образному выражению некоторых авторов, Земля превращается в одну «большую деревню». Как пишет Ричард Дафт, от Нью-Йорка до отдаленной африканской деревушки «популярностью пользуются одни и те же футболки и кроссовки».

Процесс свободного движения товаров, информации и людей в масштабах Земли (глобуса) получил название глобализация. Именно на ее фоне проявляются новейшие тенденции в развитии организаций. Можно выделить две основных тенденции: тотальное управление качеством и саморазвитие.

Итак, глобализация вызвала к жизни новые подходы в управлении организацией. Основные из таких подходов: децентрализация власти и плоские структуры управления; творческие методы принятия решений; современные приемы стимулирования-мотивации; командный стиль руководства.

Децентрализация власти и плоские структуры управления связаны с широкой передачей управленческих функций из центра на места. Это позволяет повысить статус, расширить права и ответственность нижних (первичных) звеньев управления. Кроме того, на местах лучше видны детали, которые часто неизвестны центру. Верхним звеньям управления разгрузка от текущих функций позволяет сосредоточиться на стратегии и тактике развития организации, на вопросах создания благоприятной внешней и внутренней среды.

Преимущества плоской структуры управления представлены выше, в главе 5.

Творческими методами принятия решений являются следующие: «мозговой штурм», приглашенный оппонент, мультипликативная защита, модель Карнеги, консалтинг. Все они подробно рассмотрены выше, в предыдущей главе 6.

Современные приемы стимулирования-мотивации включают следующее: дизайн рабочих заданий; гибкие графики работы; наделение полномочиями и ответственностью; отказ от нравоучений; угасание поощрений; гибкие системы оплаты; участие в прибылях и собственности. Эти приемы подробно рассмотрены в главе 2.

Командный стильруководства содержит все преимущества совместного труда группы людей: высокую эффективность. Личное удовлетворение, возможности самообучения и взаимозаменяемости. Командный стиль руководства подробно рассмотрен выше, в главе 5.

Тотальное управление качеством (ТУК) – это установление приоритета качества во всех звеньях и элементах работы организации. Тотальный – значит всеобъемлющий.

Психологической сущностью ТУК является осознание персоналом того, что только соблюдение качества работы во всех звеньях является ключом к эффективности деятельности, конкурентоспособности организации и ее продукции.

В тотальном управлении качеством можно выделить три психологических элемента: вовлеченность работников; приоритет потребителей; равнение на лучшие образцы.

Вовлеченность работников означает осознание всем персоналом важности качества, и включение сотрудников в соответствующую практическую работу, чтобы обеспечить качество на протяжении всего процесса. Этого не могут сделать самые разветвленные контрольные структуры. Такая задача по плечу организации лишь в том случае, если каждый работник будет проникнут ответственностью за качество своей деятельности.

Так, справедливость всеохватного подхода к проблеме качества блестяще доказали знаменитые японские «кружки качества». Именно они обеспечили вовлеченность всех сотрудников в решение проблемы качества, что принесло удивительные результаты.

Приоритет потребителей означает фокусирование внимания персонала на покупателях продукции и клиентах. Именно их запросы и пожелания должны быть положены в основу производственной деятельности организации, используемых технологий, творческого и научного поиска.

Равнение на лучшие образы означает стремление выпускать продукцию мирового уровня качества и потребительских свойств. Полученные результаты при сравнении аналогичных товаров других производителей – мировых лидеров – позволяют совершенствовать свою работу. Сравнению подвергаются не только товары и услуги, но и сам процесс производства, организации труда, осуществлении управления.

Саморазвитие организации – это процесс постоянного поиска и внедрения новинок и передового опыта.

Психологическая сущность саморазвития организации заключается в осознании персоналом необходимости двигаться, совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом.

Саморазвитие организации можно поделить на ряд элементов. Основными из них являются: научный поиск; инновационная деятельность; самообучение.

Научный поиск связан с разработкой новых видов продукции и модернизацией выпускаемых. Производство и технологии не стоят на месте, на смену одним товарам приходят другие, с более высокими потребительскими свойствами.

Например, постоянный выпуск все новых моделей происходит в автомобилестроении. В производстве находится один тип автомобиля, разрабатываются технологии и оборудование для другого, а конструкторы думают уже над третьим.

Инновационная деятельность означает внедрение новинок, постоянные улучшения на разных уровнях. Сюда входят не только крупные внедрения, но и мелкие усовершенствования. Постоянно накапливаясь, они приводят к новому качеству работы. Поэтому роль небольших улучшений не следует недооценивать.

Так, ведущие автопроизводители выпускают автомобили в базовой комплектации. Однако они предлагают целый список дополнительных устройств и усовершенствований, которые иногда составляют тысячи наименований.

Самообучение организации связано с изучением и внедрением передового опыта отрасли, ростом квалификации сотрудников. Самообучающаяся организация не стоит на месте, не довольствуется достигнутым, а учится и совершенствуется.

Так, из передового опыта структурирования организаций целесообразно использовать сетевые структуры. Из опыта организации труда хорошо показывает себя командная работа.

Итак, на возникновение новых тенденций в развитии организаций большое влияния оказывает глобализация – свободное движение товаров и информации в масштабах Земли.

Глобализация вызвала новые подходы к управлению: децентрализация власти; творческие методы принятия решений; современные приемы стимулирования-мотивации; командно-харизма­ти­ческий стиль руководства.

В развитии современных организаций присутствуют две основные устойчивые тенденции: тотальное управление качеством и саморазвитие.

Психологической сущностью тотального управления качеством является осознание персоналом необходимости соблюдения качества работы во всех звеньях, как залог эффективности и конкурентоспособности.

Психология саморазвития заключается в стремлении двигаться, совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, а выходить на новые уровни.

Выводы по главе 7

1. Психология организации заключается в преобладающих в коллективе ценностях, традициях, отношениях.

Психология социальной группы определяется психологией и волей лидера.

2. Внутренней средой организации является совокупность материальных объектов и социальных факторов, составляющих неповторимость предприятия. Психологические аспекты внутренней среды состоят из: корпоративной культуры; психологического климата; заботы фирмы о персонале; патриотизма персонала к предприятию.

3. Корпоративная культура организации является совокупностью базовых ценностей и норм поведения персонала. Ее психологическая сущность состоит в общественном мнении коллектива.

4. Психологическим климатом называют характер и атмосферу взаимоотношений между работниками. Основными факторами влияния на психологический климат являются: личность руководителя; профессиональные отношения; система стимулирования-мотивации; условия и характер труда.

5. Внешняя среда организации состоит из совокупности экономических и социальных явлений, влияющих на ее деятельность. К социальным явлениям относятся: потребители, поставщики, конкуренты, правовые условия, общественное мнение, инвестиционный климат. Психологическими аспектами внешней среды являются: репутация организации; трудовая культура населения; отношение общества к отечественной и зарубежной продукции.

6. Командная организация труда показала себя наиболее эффективной формой структурирования организации. Командой является несколько человек разной квалификации, объединенных для выпол-нения совместной работы. Психологической сущностью команды является ее сплоченности ощущение причастности к общему делу у каждого участника.

7. Современные организации работают в условиях глобализации, перехода от международного рынка к мировому. Новейшими тенденциями в развитии организаций является: тотальное управления качеством и постоянное саморазвитие.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит психологическая сущность организации и социальной группы?

2. Назовите основные характеристики организации.

3. Каковы основные элементы внутренней среды организации?

4. Назовите и охарактеризуйте внешние элементы корпоративной культуры.

5. Каковы основные факторы влияния на психологический климат?

6. Какие различают виды внешней среды организации?

7. Назовите социальные элементы внешней среды.

8. Назовите преимущества и недостатки командной формы организации труда.

9. Что такое «глобализация»?

10. Назовите и охарактеризуйте новейшие тенденции в развитии организаций.

Литература

1. Аверченко, Л.К. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко
[и др.]. – Новосибирск: М., 1997. – 150 с.

2. Ванштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Ванштейн. – Минск: БГУ, 2007. – 207 с.

3. Володько, В.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Ф. Володько. – 3-е изд. – Минск: АiВ, 2010. – 307 с.

4. Володько, В.Ф. Психология управления: учебное пособие / В.Ф. Володько. – Минск: АУ, 2003. – 97 с.

5. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович. – Минск: Харвест, 2001. – 576 с.

6. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей и др. книги / Д. Карнеги. – М.: Прогресс, 1989. – 720 с.

7. Мещерякова, Е.В. Психология управления: учебное пособие / Е.В. Мещерякова. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 237 с.

8. Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций / А.В. Морозов. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с.

9. Розанова, В.А Психология управления: в 2 ч. / В.А. Розанова. – М., 1996. – Ч. 1.

10. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учебное пособие / Т.С. Кабаченко. – М.: МГУ, 2003. – 265 с.

ГЛОССАРИЙ

Авторитарный стиль руководства– это единоличное принятие руководителем решений, и требование от подчиненных их точного исполнения.

Адаптация – изменение чувствительности (приспособление) под влиянием действующего раздражителя.

Административные методы управления–способы управленческого воздействия через официальную власть.

Администрирование– управление профессиональной деятельностью подчиненных.

Аналоговая модель–это использование в управлении другого объекта, который отличается от исследуемого, но ведет себя подобным образом.

Аффект– мощная кратковременная эмоциональная реакция, связанная с потерей человеком контроля над собой.

Внешняя среда организации − совокупность материальных и нематериальных явлений, находящихся вне организации, но влияющих на ее деятельность.

Внимание – активная направленность сознания человека на определенные явления.

Внутренняя среда организации– совокупность материальных и нематериальных явленийорганизации, отличающих ее от других организаций.

Внушение– неосознанное воспроизведение индивидом опыта и мыслей других людей.

Воображение – мыслительный процесс оперирования искусственно созданными в сознании образами и представлениями.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений в результате их воздействий на органы чувств.

Герой – человек, совершивший яркий профессиональный поступок.

Гибкий стиль руководства– это варьирование управления в зависимости от ситуации и индивидуальности.

Глобализация – процесс свободного движения товаров и информации в масштабах Земли.

Девиз (лозунг, слоган) − это фраза, в которой кратко выражена основная ценность организации.

Демократический стиль руководства− участие подчиненных в принятии решений и разделении ими ответственности.

Децентрализация планирования – распределение специалистов-плановиков по структурным подразделениям с целью оказания им помощи в составлении собственных планов.

Дивизиональная структура – деление организации на самодостаточные подразделения (дивизионы) по видам выпускаемой продукции.

Идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами.

Имидж –образ человека в глазах других людей.

Интеллект– природная способность к эффективной умственной деятельности.

Интерактивный стиль руководства – это эмоциональное вовлечение персонала в достижение целей организации и устремления руководителя.

Количественный подход– это управление на основании учета и анализа значительного количества данных с помощью специальных приемов.

Коллектив– сообщество людей, работающих в одной организации.

Команда – несколько человек разной квалификации, объединенных для достижения совместной профессиональной цели.

Командная структура– деление персонала на рабочие и управленческие группы (команды).

Командные процессы – изменяющийся во времени характер межличностных отношений внутри команды.

Командный стиль руководства – это управление посредством группы (команды).

Коммуникабельность– умение общаться с людьми.

Коммуникации – обмен информацией.

Коммуникационные барьеры – препятствия и помехи, которые мешают качественной передаче сообщений.

Конкуренты– это организации, предлагающие аналогичную продукцию.

Консалтинг – профессиональная торговля информацией, знаниями.

Контроллинг − постоянный анализ и необходимая коррекция всех элементов системы достижения цели.

Контроль – проверка исполнения.

Конфликт-менеджмент– управление конфликтными ситуациями.

Конформизм – податливость индивида влиянию группы.

Концепция– основополагающая теория.

Координация– регулирование взаимодействия ресурсов в процессе достижения цели.

Корпоративная культура −система коллективных и личных ценностей и норм, принятых в организации и сплачивающих ее.

Либеральный стиль руководства– это предоставление руководителем широкой свободы и автономии подчиненным.

Лидерство– отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в межличностных отношениях.

Манеры –внешний рисунок поведения человека.

Мастерство – высшая степень овладения каким-либо видом деятельности.

Математическая модель – описание свойств и исследование реакции объекта управления с помощью математических формул и вычислений.

Матричные структуры – это сосуществование функциональных и дивизиональных, перекрывающих друг друга командных цепочек и товарных линий.

Менеджер– профессиональный управляющий социально-экономическими и производственными процессами.

Менеджмент– управление в социально-экономической и производственной сферах.

Методы управления – способы воздействия на людей и явления для достижения определенной цели.

Модели управления– это представление объекта управления в некоей иной форме с целью его изучения и экспериментирования.

Мотивация– внутреннее стремление работника к качественному труду.

Мышление – сознательное отражение действительности в ее свойствах и связях.

Надежность– безусловное выполнение взятых на себя обязательств.

Настроение– естественное эмоциональное состояние, которое окрашивает все мысли и поведение человека.

Неформальная группа – некоторое число людей, которые находятся в личных контактах по причине собственных предпочтений.

Норма управляемости – определенное число работников, которыми один человек может управлять лично.

Объект управления– это то, кем или чем управляют: человек, организация, коллектив, партия, процесс, технология, механизм.

Организация – совокупность материальных объектов и коллектив людей, объединенных для достижения определенной цели.

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком.

Планирование – процесс заблаговременного принятия решений о том: что делать, с какой целью, когда, какими силами, кто ответственный и т.д.

Плоские структуры управления – это те, которые имеют лишь две-три ступени управленческой иерархии.

Подход– главная (концептуальная) идея.

Портрет руководителя – это совокупность трех составляющих: биографических данных, природных свойств и приобретенных качеств.

Поставщики– это те, кто обеспечивают организацию сырьем, комплектующими деталями, оборудованием, запчастями.

Послеконфликт– оставшиеся по завершению конфликта нерешенные проблемы.

Потребители – это те, кто использует производимую организацией продукцию и услуги.

Потребность – внутреннее ощущение человеком недостатка в чем-либо.

Правовые условия – это трудовое и налоговое законодательство страны.

Предание – рассказ о былом реальном ярком событии, которое стало легендарным и известно всему коллективу.

Предвидение – широкое и обоснованное суждение о возможных событиях в будущем.

Принципы управления – это основные закономерности и правила управленческой деятельности.

Прогнозирование – процесс исследования перспектив развития какого-либо явления.

Профессиональная группа – это некоторое число людей, которые находятся в личных контактах в рамках профессиональной деятельности.

Процессный подход–взгляд на управление как на процесс, состоящий из последовательных взаимосвязанных частей, или функций.

Психокоррекция – регулирование психического состояния пациента психологом либо психотерапевтом.

Психологическая направленность– внутренние приоритеты руководителя в его профессиональной деятельности.

Психологический климат – это характер и атмосфера взаимоотношений в коллективе.

Психологический портрет – это совокупность внутренних качеств человека.

Реактивное управление – ответная реакция руководителя на текущие события и явления.

Релаксация – отвлечение от причины эмоционального напряжения, переключение.

Ресурсы – потенциальные силы и средства, которые могут быть вовлечены в определенный процесс.

Рефлексия– самоанализ человеком своего внутреннего состояния и его причин.

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов и письменных знаков для работы с информацией.

Руководство – воздействие на людей для достижения определенной цели.

Самокоррекция – самостоятельное регулирование человеком своего отношения к объекту, вызывающему эмоции.

Самомаркетинг–это предложение себя работодателям с использованием высокой самооценки и грамотной самопрезентации.

Самообучение– это процесс постоянного освоения тех новинок, которые достигнуты в отрасли.

Саморазвитие– целенаправленная работа над собой по совершенствованию профессиональных и личностных качеств.

Самоуправление–регулирование своих желаний и поведения.

Сервисный стиль руководства – это действия руководителя по созданию условий для решения задач организации, труда и отдыха сотрудников.

Сетевая структура – это деление организации на самостоятельные подразделения-фирмы по завершенным видам деятельности.

Ситуационный подход– это взгляд на управление как на конкретную ситуацию, требующую адекватных действий в рамках сложившихся обстоятельств.

Социализация личности – процесс включения индивида в общественные отношения.

Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на поступки других.

Способности– это свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности.

Стиль руководства – это способ общения и взаимодействия руководителя с подчиненными.

Стимулирование– совокупность действий менеджера, которые побуждают персонал к качественному и интенсивному труду.

Стресс – эмоциональное напряжение, вызванное неожиданными неприятностями.

Структура управления – схема управленческой иерархии предприятия.

Структура экспорта– соотношение продукции разной степени переработки в общем объем продаваемых за границу товаров.

Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека.

Технология – способ преобразования исходного материала в продукцию.

Тотальное управление качеством – это создание обстановки, при которой качество становится основным приоритетом во всех звеньях и элементах работы организации.

Транзакционный стиль руководства – это вовлечение персонала в большие и важные, последовательно сменяющие друг друга акции.

Ум – способность человека к мыслительной деятельности.

Управление – совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.

Управление по целям – это такое осуществление планирования, которое содержит определение целей для каждого подразделения и работника.

Управление стрессами – это воздействие на стрессовые ситуации с целью их недопущения и преодоления.

Управление эмоциями – изменение эмоционального состояния личности специальными усилиями (приемами).

Управленческое решение – это выбор из нескольких вариантов.

Физическая модель–уменьшенная либо увеличенная копия объекта управления.

Формализация управления – установление взаимоотношения полномочий и ответственности между сотрудниками в письменной форме.

Фрустрация – временная дезорганизация сознания и поведения, блокирование мыслительной и мышечной деятельности.

Функция управления – вид управленческих действий.

Характер– совокупность устойчивых свойств человека, которые определяют его эмоции и поведение.

Харизма– природная способность к лидерству.

Харизматический стиль руководства– это управление на основе безоглядной веры ведомых в лидера и его правоту.

Целевое управление – это активное влияние менеджеров на все элементы фирмы для успешной реализации ее цели.

Целеустремленность – умение сосредоточиться на главном, довести начатое дело до конца.

Церемония– яркое традиционное массовое мероприятие.

Шок – сильное продолжительное нервное потрясение с потерей человеком контроля над собой.

Экономические методы управления– этоспособы воздействия посредством материального воздействия.

Эмоции – отражение человеком окружающей действительности в форме непосредственного переживания.

Эмоциональная устойчивость– способность воспринимать динамичную эмоциональную нагрузку без заметного изменения качества своей деятельности.

Наши рекомендации