Патопсихологический симптомокомплекс психотической дезорганизации (СПД)
Патопсихологический синдром психотической дезорганизации встречается практически при всех психотических расстройствах (особенно ярко - при синдромах помрачения сознания) независимо от их нозологической принадлежноов ти. Под психозом (или психотической дезорганизацией) понимается ярко выраженное качественное нарушение психической деятельности, представленное на психопатологическом уровне синдромами помраченного сознания, галлюцинациями и бредом, депрессивным или маниакальным синдромом, психомотор-1 ным ступором или возбуждением, нарушениями оценки реальности, т.е. выра- { женными качественными расстройствами психики.
Варианты: отсутствуют - характерна неспецифичность нарушений психических процессов
Структура:
Когнитивная сфера.
Восприятие: сужение или расширение объема, «восприятие без объекта» (галлюцинации).
Внимание: неустойчивость концентрации, либо «прикованность» внимания (обусловлена иллюзорно-галлюцинаторными переживаниями). Низкая пере- 1 ключаемость (ригидность, торпидность) или высокая непродуктивная пере ключаемость (лабильность). Снижение произвольной концентрации. Нарушение селективности внимания. Рассредоточенность.
Память: снижение объема оперативной памяти. Кратковременная память: низкий объем запоминания; воспроизведения по созвучию; ложное воспроизведение (конфабуляции), воспроизведение стимулов из предшествующих заданий. Выраженное про- или постактивное торможение следов. Хаотичный профиль запоминания (отсутствие краевого запоминания, невозможность выявления мнемонических приемов запоминания). Долгосрочная память: ограничение активации следов, случайное воспроизведение, конфабуляции.
Мышление: нарушение селективности при выборе аналитико-синтетических критериев сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстрагирования. Непродуктивность мыслительной деятельности. Низкий темп и подвижность ассоциативного процесса, либо чрезмерно высокий темп ассоциирования с опорой на случайные признаки. Нарушение категориального строя. Невозможность оперирования понятиями, построения суждений и умозаключений. Искаженные умозаключения (бред). Нарушение целенаправленности
мышления.
Воображение: крайне низкая или чрезмерно высокая продуктивность. Разнородность образов или выраженное однообразие продукции. Нереалистичность, сверхоригинальность.
Речь: устная - грамматические нарушения, неологизмы, речевые «эмболы» (персеверация звуков, фраз). Автоматизированная речевая продукция. Излишняя спонтанность повествования - логорея. Монолог, невозможность диалоговой речи, смысловая ригидность. Низкая смысловая насыщенность, либо избыточная, сопровождающаяся невозможностью понять и оценить смысловую сторону сказанного. Разорванность высказываний, непоследовательность изложения. Письменная речь: значительные нарушения каллиграфии, грамматики. Персеверации букв, слов, фраз. При рисовании - персеверация элементов, невозможность калибровки образов (неузнаваемость), игнорирование краев листа (выход за пределы), непродуктивность в рисовании.
Эмоциональная сфера. Неадекватное качество реакций, отсутствие внешней обусловленности. Низкая или высокая сила реагирования. Неустойчивость аффективного фона, его выраженное снижение либо повышение. Снижение аффективного контроля. Часто - тревога, страх перед выполнением задания или его части. Мотивационно-потребностная сфера. Неустойчивость мотивов. Парадоксальность - существование нескольких взаимоисключающих мотивов. Низкое мотивационное опосредование. Нецеленаправленность регуляции поведения, неадекватность регуляции внешним опосредующим факторам. Диагностические рекомендации.
Внешний вид испытуемого, характерный для синдрома психотической дезорганизации, отличается большой вариабельностью - от безучастного, аспонтанного, отстраненного и подавленного до расторможенного, гиперактивного и экспрессивного. Мимике может быть свойственна как высокая, так и низкая сйш проявлений; реакции, как правило, скудные и однообразные. Часто невозможно калибровать состояние испытуемого по его внешнему виду. Поведение об* следуемого в целом часто соответствует патологическим интрапсихическим мотивам (бред, галлюцинации и др.). Бывает сложно или невозможно сформировать рабочий мотив обследования. Испытуемый неспособен целенаправленно удерживаться в рамках алгоритма обследования, предлагаемого эксперимент татором. С трудом удается мотивировать испытуемого на следование инструи* циям и предписаниям, даже если они усвоены. Контакт формален и неустойчив. Диалог либо отсутствует, либо может в той или иной мере приобретал характер монолога испытуемого. Продуктивность в эксперименте крайне низ» кая. Часто нарушено понимание инструкций, либо отмечается их неверная трактовка. Отмечается снижение ориентировки в заданиях, непонимание испытуемым цели и субъективного значения обследования. Помощь экспериментатора может приниматься, но значительного влияния на результативность, как правило, не оказывает.
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: шизофрения (все виды, формы и типы течения, кроме неврозоподобных), шизоаффективные расстройства, реактивные психозы, эпилептические, экзогенно-органические и органические психозы.
Дифференциальная диагностика.
Шизофренический ППС. Сохранность или специфические нарушения восприятия, внимания, оперативной и механической памяти. Нарушение селективности мышления проявляется преимущественно актуализацией гиперабстрактных или латентных аналитико-синтетических критериев, конкретные и прямЯ тивные операционные критерии редки. Возможен устойчивый мотив обследования, относительная адекватность эмоциональных реакций и частичная сохраИ ность волевого контроля.
Аффективный ППС. Сохранность операционного компонента познавательных процессов, категориального строя и целенаправленности. Возможна устойчивость мотивов (в т.ч. обследования). Стабильное изменение эмоционального фона по одному типу (повышение или понижение). Адекватность эмоциональных реакций «по знаку», неадекватность по силе.
Лабильный вариант органического ППС. Стойкое сочетание сужения объема восприятия и лабильности внимания. Нарушение преимущественно смысловой памяти, при сохранности механической и запоминания конкретных стимулов. Опора на конкретные, примитивные, внешнеописательные аналитико-синтетические критерии. Повышенная реалистичность и пониженная продуктивность воображения, банальность, стереотипность, персеверации образов.
Личностно-аномальный ППС. Сохранность или вторичные нарушения операционного и динамического компонентов познавательных процессов.
Трудности и ошибки в диагностике. СПД, как правило, сопровождает острые психопатологические состояния, и чаще является преходящим феноменом. Поэтому диагностика СПД является прямым показанием к рекомендации психологом назначения повторного патопсихологического обследования по мере ослабления психических нарушений. Характерной особенностью психотической дезорганизации является неоднородность структуры и изменчивость выраженности нарушений познавательных процессов. Данное обстоятельство делает невозможным определение глубины интеллектуального дефекта, степени мотивационного и волевого снижения, выраженности эмоционального обеднения и др. показателей, требующих преимущественно психометрической оценки. Поэтому констатация СПД автоматически переносит решение прочих поставленных перед психологом задач на этап повторного патопсихологического обследования после выхода пациента из психотического состояния. СПД может явиться «патопсихологической находкой», особенно при аггравации и диссиму-ляции заболевания, т.е. выявляться только на этапе экспериментально-психологического исследования, существенно не проявляя себя в беседе и при наблюдении, особенно в амбулаторной практике. Ошибки в диагностике СПД связаны со свойственной синдрому неспецифичностью и разнородностью нарушений, невозможностью «уложить» их ни в один из других патопсихологических синдромов или связать с нозологической принадлежностью. Похожая картина может наблюдаться при установочном поведении испытуемого по типу искажения продукции.
Формирование тестовой батареи. Рекомендуется использование стандартной батареи психодиагностических методик в объеме, минимально достаточном для констатации факта наличия СПД.