Патопсихологический синдром психотической дезорганизации

Патопсихологический синдром психотической дезорганизации встречается практически при всех психотических расстройствах независимо от их нозологической принадлежности. Под психозом (или психотической дезорганизацией) понимается качественное нарушение психической деятельности, ярко выраженное в виде синдромов помраченного со­знания, онейроидно-кататонических, аффективно-бредовых, бредовых синдромов и их сочетаний.

Психическое состояние, сопровождающее психоз, является очень своеобразным феноменом, ха­рактеризующимся нарушением целостности и организованности психической деятельности. Явления дезинтеграции придают структурно-функциональной организации психики психотического больного новое качество, иную психологическую модальность. Структура синдрома складывается из со­вокупности взаимосвязанных признаков в когни­тивной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сферах в психической организации паци­ента. Г. Н. Носачев, Д. В. Романов описывают специфическую структуру этого синдрома.

Когнитивная сфера, по мнению авторов, вклю­чает в себя специфические особенности в органи­зации процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения. Восприятие больного, на­ходящегося в психотическом состоянии, характери­зуется сужением или, напротив, расширением объ­ема; может наблюдаться феномен «восприятия без объекта». Внимание отличается неустойчивостью концентрации либо «прикованностью» внимания (к иллюзорно-галлюцинаторным переживаниям). Характерна низкая переключаемость внимания (его ригидность, торпидность) или высокая не­продуктивная переключаемость (лабильность).

Может также отмечаться нарушение селективнос­ти внимания.

Память характеризуется прежде всего сниже­нием объема оперативной памяти, обслуживающей текущую деятельность. Помимо этого, отмечают­ся особенности кратковременной и долговременной памяти. Для кратковременной памяти типичен низ­кий объем запоминания, воспроизведение предъяв­ляемых стимульных слов по созвучию либо близ­ких по смыслу, а также ложное воспроизведение (конфабуляция, псевдореминисценции, криптомнезии) стимулов из предшествующих заданий. Может отмечаться выраженное про- или постак­тивное торможение следов. Как правило, в экспе­рименте выявляется хаотичный профиль запоми­нания (отсутствие краевого запоминания, невоз­можность выявления мнемонических приемов за­поминания). Долговременная память отличается низким объемом запоминания, а также ложным воспроизведением стимулов из предшествующих заданий.

Мышление больного, находящегося в психотичес­ком состоянии, также имеет ряд особенностей, к которым прежде всего относятся нарушение селек­тивности при выборе аналитико-синтетических критериев сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстрагирования. Мыслительная деятельность в целом непродуктивна. Отмечаются низкий темп и подвижность ассоциативного процес­са либо чрезмерно высокий темп ассоциирования с опорой на случайные признаки. Выявляется и на­рушение категориального строя. Практически паци­ент не может оперировать понятиями, построением суждений и умозаключений. Могут выявляться ис­каженные умозаключения (бред). В большинстве случаев отмечается нарушение целенаправленнос­ти мышления.

Воображение больного отличается крайне низкой или чрезмерно высокой продуктивностью. Как пра­вило, отмечается разнородность образов или выра­женное однообразие: продуцируемые пациентом образы характеризуются нереалистичностью, сверх­оригинальностью.

Речь пациента в психотическом состоянии тоже имеет специфические особенности, которые следу­ет учитывать при экспериментально-психологи­ческом исследовании. В устной речи выявляются грамматические нарушения, неологизмы, речевые «эмболы» (персеверация звуков, фраз, реплик). При этом, как правило, замечают и смысловую ригид­ность. Может наблюдаться самопроизвольное или неспецифическое воспроизведение автоматизиро­ванной речевой продукции. В состоянии психомо­торного возбуждения отмечается излишняя спон­танность повествования — логорея. Наблюдается преимущественно монолог и почти отсутствует или крайне затруднена диалоговая речь. При этом с со­держательной стороны выявляется низкая смысло­вая насыщенность речи либо, наоборот, избыточная, понять и оценить смысл сказанного невозможно.

Психомоторное возбуждение пациента сопровожда­ется разорванностью высказываний, непоследова­тельностью изложения. Письменная речь пациента, находящегося в психотическом состоянии, харак­теризуется значительными нарушениями каллиграфии, грамматики. Отмечаются персеверации букв, слов, фраз. При рисовании выявляются пер­северация элементов, невозможность калибровки образов (неузнаваемость), игнорирование краев листа (выход за пределы), непродуктивность в ри­совании.

Эмоциональная сфера пациента в психотичес­ком состоянии, как и когнитивная, носит черты рассогласованности, диссоциированности, дисгар­моничности. Нарушаются целостность и единство эмоциональных процессов. Прежде всего, отмеча­ется неадекватное качество (модальность) эмоци­ональных реакций, отсутствие их обусловленнос­ти внешними стимулами. Сила реагирования либо неадекватно низкая, либо чрезмерно высокая. В це­лом характерны неустойчивость аффективного фона, его выраженное снижение либо повышение. Выявляется также снижение аффективного конт­роля. Как правило, недостаточность эмоциональ­ного контроля за аффективными реакциями и поведением в целом сочетается с аффективной обус­ловленностью поведения, склонностью к импуль­сивным реакциям, когда эмоция, в обход контро­лирующей функции сознания, непосредственно реализуется в поведении. В экспериментально-психологическом обследовании выявляются до­минирующие эмоции тревоги, страха, связанного, в частности, с выполнением экспериментального задания.

Мотивационно-потребностная сфера больного в психотическом состоянии снижена либо искаже­на. Характерна неустойчивость мотивов. При этом, как правило, отмечается парадоксальность - одно­временное сосуществование нескольких взаимоис­ключающих мотивов. Наблюдается низкое мотива-ционное опосредование как отдельных реакций, так и поведения в целом. Отмечается нецеленаправлен­ность регуляции поведения, неадекватность регуля­ции внешним опосредующим факторам.

Внешний вид испытуемого, характерный для синдрома психотической дезорганизации, отлича­ется большой вариабельностью - от безучастно­го, аспонтанного, отстраненного и подавленного до расторможенного, гиперактивного и экспрессив­ного. Мимике может быть свойственна как высо­кая, так и низкая сила проявлений; реакции по качеству, как правило, скудные и однообразные. Главной характерной особенностью как мимичес­ких, так и пантомимических проявлений являет­ся их неадекватность — нарушение отражения ими внутренних переживаний испытуемого. В данной ситуации экспериментатор может столкнуться с проблемой невозможности определения состоя­ния испытуемого по его внешнему виду. Поведе­ние обследуемого в целом часто соответствует его собственным интропсихическим мотивам (бред, галлюцинации и др.). Бывает сложно или невоз­можно сформировать мотив обследования из-за того, что испытуемый не способен целенаправлен­но удерживаться в рамках предлагаемого алгорит­ма. Обращает на себя внимание качество контакта с экспериментатором — он формален и неустой­чив. Диалог либо отсутствует, либо может приоб­ретать характер монолога испытуемого. Продук­тивность в эксперименте крайне низкая. Часто нарушается понимание инструкций либо отмеча­ется их неверная трактовка. С трудом удается убе­дить испытуемого следовать инструкциям и пред­писаниям, даже если они усвоены. Отмечается снижение ориентировки в заданиях, непонимание испытуемым цели и субъективного значения обсле­дования вообще и каждой проводимой пробы в ча­стности. Помощь экспериментатора может прини­маться, но это значительного влияния на резуль­тативность, как правило, не оказывает.

Данный патопсихологический симптомокомплекс встречается при шизофрении (кроме неврозоподобных форм), при реактивных психозах, при эпилептических и экзогенно-органических психозах (Г. Н. Носачев, Д. В. Романов, 2001).

При проведении патопсихологического иссле­дования следует учитывать возможные трудности и ошибки в диагностике. Обязательными услови­ями синдрома психотической дезорганизации являются, во-первых, наличие одного или нескольких патологических факторов психотического харак­тера, во-вторых, их выраженное дезорганизующее влияние на когнитивную деятельность в целом. В соответствии с этим патопсихологическое обсле­дование должно быть направлено на выявление дезорганизующего фактора и описание структуры дезорганизации. Синдром сопровождает острые психопатологические состояния и чаще является преходящим феноменом. Поэтому диагностика синдрома психотической дезорганизации являет­ся прямым показанием к рекомендации психоло­гом повторного патопсихологического обследо­вания по мере купирования психического рас­стройства.

Шизофренический синдром

Шизофрения — психическое заболевание с тен­денцией к длительному непрерывному волнообраз­ному или приступообразному течению, приводящее к особым, отличным от органических изменени­ям личности, проявляющимся в виде снижения энергетического потенциала, эмоционального обед­нения и нарастающей интровертированности. На­ряду с этим у больных шизофренией отмечается разнообразная симптоматика, не являющаяся абсо­лютно специфической для этой болезни, — бред, галлюцинации, кататонические или гебефренные расстройства, депрессия или мания, неврозо- и психопатоподобные расстройства. Характерна для этой болезни, дискордантность психических функций — рассогласование и дисгармоничность мышления, эмоций, моторики («шизо» по-гречески «расщеп­ляю», а «френ» — «разум») (Р. А. Наджаров с соавт., 1988).

В симптоматологии шизофрении следует выде­лять облигатные, наиболее характерные для этой болезни симптомы, а также постоянно присутству­ющие в ее клинической картине, но нозологически не специфические.

К первым относятся определенные расстрой­ства мышления, речи, эмоций, поведенческих реак­ций, психической активности.

Мышление больных шизофренией, их устная и письменная речь утрачивают целенаправленность, последовательность, логичность. Больной легко сбивается, теряет нить рассуждений. Отмечаются наплывы мыслей индифферентного содержания, которые больной не может прервать, иногда вне­запные обрывы («голова становится пустой»). Сам процесс мышления становится объектом внимания больных, утрачивает свой «автоматический характер». Иногда больной как бы физически ощущает изменение хода мыслей. Наряду с этим становит­ся другим сам характер мышления. Исчезают об­разные компоненты, начинает преобладать склон­ность к абстракции и символике. У больных появ­ляется тяга к бесплодным рассуждениям, витиевато­сти речи (резонерству). Вместе с тем обнаружива­ются «соскальзывания», «закупорка» мышления, обрывы (sperung); нарушения мышления далеко не всегда носят однообразный характер. В одних случаях эти нарушения сочетаются с общим обед­нением мышления, когда больные жалуются на то, что у них вообще мало мыслей, они элементарны, в других — проявляются необычность, своеобразие ассоциаций, их неадекватный характер. В тяжелых случаях наблюдается выраженная разорванность мышления, когда речь при сохранении граммати­ческих форм утрачивает всякий смысл. Искажают­ся уже не только фразы, но и отдельные слова, по­являются новые вычурные слова (неологизмы). Такие выраженные расстройства речи носят назва­ние шизофазии. Речь утрачивает свои коммуника­тивные функции.

Для шизофрении характерны значительные из­менения в эмоциональной сфере. Они носят двоя­кий характер. С одной стороны, наблюдается про­грессирующее обеднение эмоциональных реакций, с другой — их неадекватность, парадоксальность.

Постепенное обеднение эмоциональных реакций наблюдается уже в начальном периоде заболевания либо возникает и прогрессирует от приступа к при­ступу. Сначала страдают высшие эмоции — состра­дание, альтруизм, эмоциональная отзывчивость. В последующем больные становятся все более холод­ными, эгоцентричными. Их перестают интересовать события на работе, в семье. В тяжелых случаях раз­вивается глубокая апатия с полным равнодушием к окружающей обстановке и собственной судьбе.

Такое однолинейное прогрессирующее эмоциональ­ное опустошение вплоть до развития апатического слабоумия встречается не столь уж часто, обычно в злокачественно текущих случаях. Чаще же на фоне значительного обеднения эмоциональной жизни вы­ступает парадоксальность эмоциональных реакций. Больной смеется в неподходящей ситуации, спокой­но констатирует грустные для него и окружающих события, но часто неадекватно и бурно реагирует на совершенно ничтожные происшествия. Нередко в этих реакциях чувствуется их неестественность, от­сутствие аффективной насыщенности, поэтому эти реакции легко проходят (шизофренический «псев­доаффект»).

Как и в сфере мышления, где одновременно мо­гут существовать противоположные по направлен­ности мысли, в сфере эмоций наблюдается как бы раздвоение эмоциональной реакции на одно и то же событие (эмоциональная амбивалентность).

Одной из характерных особенностей шизофре­нии является снижение психической активности («энергетического потенциала»). У больных по­степенно снижается уровень активности, им все труднее становится учиться, работать. Любая де­ятельность, особенно умственная, требует все большего и большего напряжения. Концентрация шшмания дается все с большим трудом. Утомля­ет общение с другими людьми. Все это ведет к нарастающим трудностям в учебе, к снижению профессионализма либо, в тяжелых случаях, к полной несостоятельности при сохранных фор­мальных функциях интеллекта.

Целый ряд особенностей выявляется в поведении больных, главным образом в сфере межличностных отношений. Больным шизофренией свойственна интровертированность - преобладание жизни внутрен­ним миром. Однако эта черта нередко характеризует и преморбидную личность больных. При развитии заболевания эта тенденция значительно нарастает, достигая степени аутизма — «ухода в себя», приво­дящего к нарушению межличностных отношений. Больной становится молчаливым, начинает избегать контактов с людьми, так как лучше чувствует себя в одиночестве. Постепенно сужается круг знакомых. - Даже с близкими вербальный контакт становится формальным, бедным.

Изменяются внешний облик больных, мимика и жесты, манера поведения, формы реакций на раз­личные жизненные события. В связи со снижением уровня эмоциональных реакций значительно обед­няется и становится неадекватной мимика, почти исчезают вазомоторные реакции. Мимические дви­жения не соответствуют определенной ситуации, внутренним переживаниям, а свидетельствуют о расщеплении целостного эмоционально-мимичес­кого реагирования. В более выраженной стадии бо­лезни нередко меняется походка: она становится какой-то неестественной, вычурной. То же самое можно сказать и о жестикуляции. Вообще манер­ность мимики и пантомимики является характерным признаком шизофренических изменений лич­ности.

Изменяется также голос: исчезают эмоциональ­ные модуляции, утрачиваются нюансы интонации, о волнующем и безразличном больные говорят од­ним тоном («деревянный голос»).

Нередко меняется и манера одеваться. Одни больные становятся неряшливыми, неаккуратными, совершенно не стесняясь могут появиться в обще­стве в грязной старой одежде, другие начинают оде­ваться вычурно, крикливо, утрачивая элементарный нкус и такт. Наконец, у отдельных больных обнару­живается крайний консерватизм в одежде, которая перестает соответствовать не только моде, но и воз­расту, положению в обществе.

Таким образом, расстройства в идеаторной сфе­ре, эмоциональной жизни, манерность, вычурность, негативизм и амбивалентность являются основными характеристиками развивающегося процесса. В зави­симости от степени прогредиентности заболевания они могут быть выражены в различной степени — от тонких, улавливаемых только опытным глазом особенностей до грубых расстройств, обнаружива­емых без труда. Важно отметить, что вся описанная симптоматика развивается на фоне непомраченно­го сознания и не является транзиторной. Следова­тельно, речь идет о глубоких и стойких изменениях личностной структуры, которые могут усиливать­ся при обострении болезни, но никогда не исчезают полностью.

Шизофренический, или диссоциативный, симптомокомплекс, выявляемый в ходе эксперименталь­но-психологического исследования, складывается из таких личностно-мотивационных расстройств, как изменение структуры иерархии мотивов, нару­шение целенаправленности мышления (резонер­ство, разноплановость и др.), эмоционально-воле­вых расстройств (уплощение и диссоциация эмо­ций, парабулии и др.), изменения самооценки и са­мосознания (аутизм, отчужденность и др.).

Для шизофренического симптомокомплекса наиболее патогномоничными являются симптомы распада' мыслительных процессов, диссоциации личностно-мотивационной и операционально-про­цессуальной сфер мышления, что проявляется в не­целенаправленности мыслительной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонерстве, ригид­ном схематизме, символике, искажении процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков, в актуализации латентных при­знаков предметов и явлений, в феномене патоло­гического полисемантизма.

«Ядром» шизофренического патопсихологичес­кого синдрома являются нарушения селективности информации, а основными системообразующими факторами шизофренического патопсихологичес­кого симптомокомплекса, по мнению Г. Н. Носаче-ва и Д. В. Романова (2001), — нарушение селек­тивности психических процессов (восприятия, памяти, процессов мышления), снижение уровня мотивационной активности, искажение и обедне­ние эмоционального реагирования, снижение це­ленаправленности психической активности.

Структура синдрома складывается из специфи­ческих особенностей когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер.

Когнитивная сфера включает в себя ряд харак­терных признаков, по которым различаются как вос­приятие, так и процессы внимания, памяти, мыш­ления.

Восприятие во многих случаях является началь­ным признаком шизофренических изменений, что предшествует появлению специфических особенно­стей мышления и эмоциональности больного. При нарушении мотивационной стороны восприятия снижаются интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора и т. д. Изменения субъективного значения отдельных элементов действительности могут приводить к ограниченности, нереалистично­сти, фантастичности восприятия. Нарушения вос­приятия при шизофрении легко обнаруживаются при выполнении теста Роршаха. Диссоциативный процесс проявляется на уровне восприятия проду­цированием расщепленных, фрагментарных, диссо­циированных образов. Так, при выполнении теста Роршаха больные демонстрируют, как правило, три патологические категории образов: дефицитарные («человек без головы», «пиджак без рукавов», «тигр без хвоста»); диссоциативные («раздавленное жи­вотное», «расплющенная кошка», «раскатанные по асфальту внутренности человека»); символические («торжество справедливости», «наказание зла»). По­добные интерпретации тесно связаны с характерны­ми для больных шизофренией нарушениями мышле­ния и аффективно-личностными нарушениями.

Внимание при шизофреническом симптомокомплексе также имеет свои специфические особенно­сти. Как правило, при относительно сохранном ин­теллектуальном уровне и относительно сохранной памяти внимание нарушается в значительно боль­шей степени. Характерен диссонанс между боль­шей сохранностью непроизвольного и более заметным нарушением произвольного внимания. Изменение субъективного значения отдельных элементов дей­ствительности может приводить к неадекватной направленности внимания. Степень устойчивос­ти внимания варьирует. При исследовании вни­мания с помощью проб Шульте, «счета с пере­ключением» можно выявить изменения объема и переключаемости произвольного внимания, отме­тить отвлекаемость на посторонние раздражите­ли, связанные с формальностью мотива. Истощаемость, особенно субъективная, в основном бы­вает повышенной. Непроизвольное внимание обыч­но страдает меньше, характерно снижение внима­ния к ошибкам, реакциям экспериментатора.

Память страдает преимущественно за счет сни­жения ее мотивационного компонента. При этом может уменьшаться объем непосредственной памя­ти, нарушаться динамика мнестической функции.

Опосредованная память страдает в значительно большей степени вследствие нарушения функции опосредования. При исследовании непосредствен­ного запоминания можно отметить нарушение его динамики — феномен «плато» (мнемограмма по типу 3/5/7/7/7/4). В силу нарушения процессов ассоциирования продуктивность опосредованного запоминания (методика пиктограмм) также обыч­но невысока и может быть ниже объема непосред­ственного.

Мышление при шизофрении в большей части на­рушено. Его нарушение является первичным и од­ним из ведущих компонентов данного патопси­хологического симптомокомплекса. Нарушается функция всех основных звеньев мыслительной де­ятельности — операционального, динамического, мотивационного компонентов, критичности. Необ­ходимо отметить, что встречающееся выделение различных вариантов данного синдрома обусловли­вается разной степенью представленности и выра­женности описанных нарушений.

Нарушение операциональной стороны мышления включает в себя следующее:

1. Искажение процесса обобщения по типу ак­туализации несущественных (преимущественно латентных или гиперабстрактных) признаков, а также частая опора на второстепенные, поверхно­стные, личностно значимые признаки. Искажение процесса обобщения и отвлечения у больных ши­зофренией особенно легко выявить, применяя методику классификации. Распределение карточек на группы производится больными чрезмерно обобщенно, без связи с реальным содержанием яв­лений либо по несущественным, необычным, не­адекватным признакам. Например, к одной груп­пе могут быть отнесены все предметы удлиненной формы, все предметы желтого цвета или все пред­меты, названия которых начинаются с буквы «к». При выполнении заданий по методике исключения больные также производят обобщение по несуще­ственным, формальным признакам. Например, больной объединяет в одну группу ножницы, ка­тушку и трубку, потому что «все они имеют сквоз­ные отверстия».

Расстройство (ослабление) категориального строя мышления. В тех случаях, когда ошибочные суждения единичны, эпизодичны, можно говорить о соскальзываниях. Соскальзывания наблюдают­ся у больных шизофренией при их относительной сохранности. Б. В. Зейгарник относил соскальзы­вания к нарушениям логического хода мышления и характеризовал их следующим образом: верно ре­шая какое-либо задание или адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сби­ваются с правильного хода мыслей из-за возник­шей ложной ассоциации, а затем вновь способны
продолжать рассуждение последовательно, не ис­правляя допущенной ошибки.

Снижение уровня обобщения, которое обна­руживается на более поздних стадиях развития заболевания в связи с обусловленным различными причинами нарастанием «органического» профиля изменений.

Нарушение мотивационного компонента мышле­ния может проявляться в следующих формах:

1. Разноплановости (суждения о каком-либо явлении протекают в разных плоскостях; опреде­ления и выводы не представляют собой планомер­ного и целенаправленного высказывания). При исследовании методикой исключения нередко у больных шизофренией обнаруживаются явления разноплановости мышления. Одно и то же зада­ние больной выполняет в нескольких вариантах (иногда один из них правильный). При этом пред­почтение какому-либо решению не отдается. На­пример, задание, требующее обобщения измери­тельных приборов, больной решает так: «Здесь могут быть три плана. Первый план — я исключаю очки. При этом руководствуюсь не желанием сле­поты духовной. Очки — это символическая согла­сованность, свидетельствующая о слепоте. Второй план — при рассмотрении с позиций человече­ской необходимости использования в быту — нуж­ны все четыре предмета. Есть и третий план — все эти предметы, кроме весов, являются более единич­ными, цельными по своей природе». Эти явления разноплановости наблюдаются и при обследова­нии больных шизофренией с помощью других эк­спериментальных методик, где предполагается це­ленаправленная и последовательная деятельность (например, соотношение пословиц и фраз), так как разноплановость — проявление нарушения целе­направленности мышления.

2. В резонерстве (склонности к рассуждениям со своеобразной аффективной захваченностью, суже­нием круга смыслообразующих мотивов, с повы­шенной тенденцией к оценочным суждениям). Слу­чайные, неадекватные ассоциации обнаруживаются в пиктограммах больных шизофренией. Применяя методику пиктограмм, можно выявить нарушения ассоциативного процесса зачастую тогда, когда они еще остаются незаметными при исследовании дру­гими методами. Обнаруженные в пиктограммах у больных шизофренией расстройства соотнесения абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-синтетической деятельно­сти можно расценивать как результат нарушения взаимодействия сигнальных систем.

При указанной методике исследований у боль­ных нередко отмечается своеобразная легкость, с которой они подбирают образы для опосредования. Иногда вся пиктограмма представлена чрезмерно отвлеченными, абстрактными значками. Такие фор­мально-схематические пиктограммы наблюдаются только у больных шизофренией. По Г. В. Биренба-ум, они отображают характерную для мышления этих больных «пустую» символику - это не прису­щая здоровым способность абстрагироваться как высшее проявление психической деятельности, а вычурный, формальный способ искаженного отражения действительности, обусловленный аутизмом больных шизофренией.

С преобладанием случайных, несущественных ассоциаций, с актуализацией «слабых» признаков предметов и явлений связаны и наблюдающиеся у больных шизофренией явления бесплодного мудр­ствования — резонерства, которое проявляется при объяснении больными смысла прочитанных рас­сказов. Вот как был понят больным рассказ «Ко­лумбово яйцо»: «Колумб, прежде чем отправиться в экспедицию, все предварительно взвесил: ибо са­мое трудное — это подготовка к экспедиции, а не свершение. Что касается яйца, то теоретически оно не может стоять вертикально, так как разбитое яйцо — это уже не яйцо. Дело в том, что яйцо — это идея путешествия. Идеи бывают разные — осуще­ствимые и неосуществимые. Поставив яйцо верти­кально, Колумб продемонстрировал согражданам превращение идеи неосуществимой в осущест­вимую».

3. В общем нарушении процесса саморегуляции познавательной деятельности. Снижается целена­правленность познавательной деятельности, пред­почтение отдается легко актуализируемым спосо­бам, избегаются трудности и интеллектуальное напряжение. По характеру проведения классифи­кации больными шизофренией нередко можно судить о нарушении у них целенаправленности мыш­ления, приводящем к непродуктивности мыслитель­ной деятельности, хотя выполнение отдельных, достаточно сложных заданий свидетельствует о том, что интеллектуальный уровень у них не снижен. Примером этого является классификация, постро­енная на несопоставимых критериях, когда в осно­ве классификации не лежит какая-то единая систе­ма: отдельные группы подбираются по количеству букв в названиях предметов, в то время как другие группы выделяются по критериям «живое-нежи­вое», «существа женского или мужского пола».

Нарушение динамики мышления также в значи­тельном числе случаев характерно для больного шизофренией: чаще встречается ускорение ассоци­ативного процесса, реже — его замедление. Могут выявляться лабильность мышления (колебание темпов выполнения и использование разных уров­ней обобщения); иногда, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, — инертность мышления.

Нарушение критичности мышления характер­но для всех этапов заболевания, что является важ­ным диагностическим признаком в случаях, когда расстройства операционального и мотивацион-ного компонентов не носят еще развернутого ха­рактера.

Воображение на ранних стадиях болезни, осо­бенно в психотических состояниях, характери­зуется относительно высокой продуктивностью. Наблюдается разнородность образов, их нереали­стичность, сверхоригинальность, а также склон­ность к символизации. На более поздних стадиях развития заболевания и при неблагоприятном те­чении шизофренического процесса обнаруживает­ся снижение уровня воссоздающего и творческого воображения.

Речь больного также имеет специфические черты. В устной речи происходят изменения семантической стороны (шизофазия, неологизмы, изменение значе­ний слов, избыточная смысловая насыщенность речи) и просодической стороны (невыразительность и монотонность речи, недостаточная эмоциональная окраска речевых высказываний). Возможно преоб­ладание монологовой активности. Письменная речь отличается своеобразием почерка, «набивкой» (за­полнением пустых пространств листа), орнамента­цией, привнесением символики, персеверацией от­дельных элементов.

Нарушение эмоциональной сферы является, как правило, неизменным спутником шизофреническо­го процесса. Ее нарушение может проявляться в снижении нюансировки, динамики, адекватности эмоциональных реакций. Характерны неадекватные по амплитуде и направленности реакции на отно­сительно стандартный стимул, выраженная эмоци­ональная амбивалентность, обеднение всех парамет­ров эмоционального ответа (повышение порога возникновения, ослабления амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания, экспрессии). Впечатление об эмоциональных особенностях об­следуемого складывается в процессе самого экспе­риментально-психологического исследования, даже без применения специальных методик. При этом учи­тываются характер установления контакта с обсле­дуемым, его отношение к данной ситуации, интерес к оценке экспериментатором его решения. Больные шизофренией часто безразлично относятся к пато­психологическому исследованию, замечания ис­следующего о неправильности избранного модуса решения заданий не влияют на дальнейшую дея­тельность больного. Эмоциональные расстройства наряду с искажением процесса обобщения играют определенную роль в том, что ошибочные сужде­ния больных шизофренией в эксперименте не кор­ригируются.

В эмоциональной сфере больных шизофре­нией обращает на себя внимание наличие ам­бивалентных элементов с одновременным прояв­лением противоположных по модальности пережи­ваний: любви и ненависти, безразличия и заботы, нежности и эмоциональной холодности. При на­личии выраженных патопсихологических рас­стройств отмечается постепенное обеднение, оску­дение эмоциональной сферы со своеобразным уплощением аффективности. Больные становятся безразличными ко всему происходящему, равно­душными к чужим бедам, неспособными к сопере­живанию.

Отмечаются также нарушения в мотивационной сфере. Интересы, склонности, ценности больного перестают выполнять для него побудительную функцию. Поведение не подчиняется значимым для личности задачам. Нарушения мотивационной сферы неизбежно приводят к нарушениям лично­стного смысла. Личностный смысл — это то, что в норме создает пристрастность человеческого со­знания и придает определенную значимость явле­ниям, изменяет в восприятии человека сущность, значение этих явлений. Выбор значимых для человека признаков, предметов и явлений, т. е. се­лективность информации, определяется личност­ным смыслом, который эти предметы или явления приобретают для индивида. У больных шизоф­ренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обуслов­ленными реальной ситуацией знаниями челове­ка о них.

Мотивационно-потребностная сфера при ши­зофреническом патопсихологическом симптомокомплексе характеризуется нарушением структу­ры и иерархии потребностей, часто проявляется в виде сосуществования гомеостатических и отдель­ных высших потребностей (познавательных, эсте­тических) при ослаблении потребности в безопас­ности, самопроявлении и т. д. Отмечается также нарушение побудительной и смыслообразующей функции мотивов. Характерными становятся ос­лабление побудительной функций мотивов, пара­доксальность мотивации, что выражается в сосу­ществовании нескольких взаимоисключающих мотивов, искажении целеполагания и целедостижения. В беседе можно отметить снижение заинтересо­ванности в контакте, в обсуждении эмоционально значимых тем, в ряде случаев — неадекватную направленность интереса (сосредоточенность на об­суждении психопатологической продукции). На­блюдаются ослабление и парадоксальность мими­ческого сопровождения, характерные речевые нарушения. При экспериментальном исследовании преобладающим является формальное участие в эк­сперименте, часто отмечается снижение интереса к его целям, процессу и результатам, ослаблена реак­ция на критику. Исследуемые пациенты не задают вопросов, не ищут оценки и одобрения, не следят за реакцией экспериментатора, легко нарушают инст­рукцию, отказываются от выполнения заданий. От­каз при этом, как правило, не насыщен аффектив­но, в ряде случаев его можно преодолеть достаточно легко, хотя и ненадолго. В связи с нарушением кри­тичности помощь экспериментатора больным ис­пользуется мало или отвергается. Темп работы ис­пытуемого в эксперименте может быть повышен. Часты указания на субъективную истощаемость. Возможна фиксация внимания пациента на случай­ных, хаотично и причудливо выхваченных из обще­го контекста деталях стимульного материала.

К видам нозологических форм, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс, относятся шизофрения, шизоаффективное расстройство, шизотипическое расстрой­ство, шизоидное расстройство личности.

Наши рекомендации