Практической социальной работы за рубежом
В практике большинства стран мира социальная работа общего профиля предусматривает три сферы:
– социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровне с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды;
– социальная работа с группами, которые могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные, группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, группы бывших алкоголиков или наркоманов и т.д.). Часто социальным работникам приходится работать с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания и т.д.);
– социальная работа в общине, по месту жительства, ориентированная на расширение сети социальных услуг.
Во всех странах развита и специализированная социальная работа, которой занимаются специалисты в сфере труда и занятости, здравоохранении и медико-реабилитационных службах, системах образования, правозащиты, пенитенциарных учреждениях, вооруженных силах.
В США, например, в 1957 г. Совет по образованию в области социальной работы США определил такие сферы деятельности специалистов: государственные социальные службы, работа с семьей, социальная защита детства, психиатрическая социальная помощь, социально-медицинская работа (включая систему здравоохранения), социальная работа в школе, социальная работа в учреждениях, занимающихся проблемами групп, а также работа в области социального планирования.
Во всех странах мира первостепенной сферой деятельности профессиональных специалистов является работа с детьми и семьей.
Проблемы семьи и детства, которые приходится решать социальным работникам, многообразны. Работа с детьми – одна из наиболее сложных, конфликтных, противоречивых сфер деятельности социального работника.
Поэтому начиная с 70-x гг. в международной практике социальной работы прочно обосновалось такое направление деятельности, как защита прав ребенка.
В США, например, в соответствии с законом проблемы детской преступности, в том числе их решение в рамках системы судопроизводства и пенитенциарных учреждений, переданы в ведение социальных учреждений. В других странах действуют другие законы, оберегающие интересы детей, но везде обязательной для социальных работников является защита детства. Социальные службы в разных странах занимаются «трудными» детьми, подростками, исключенными из школы за неуспеваемость, трудоустраивают несовершеннолетних, решают другие вопросы детства (организация досуга, отдыха, полноценного питания, образования, развития детей и др.).
Работа с детьми традиционно связана с решением семейных проблем. Благополучие ребенка зависит прежде всего от благополучия семьи. Социальные службы предлагают семье целый набор услуг профессиональных социальных работников: семейное консультирование, терапия, диспансерно-поликлиническое обслуживание детей, профилактическое обслуживание, услуги по ведению домашнего хозяйства, консультирование по вопросам питания и рационального ведения хозяйства, курсы для молодых родителей, финансовая помощь малоимущим семьям, планирование семьи и уход за детьми в дневное время (типа «ясли-сад»).
Работа в общине (в местном сообществе). На Западе община рассматривается как сложное и одновременно гибкое социальное образование, состоящее из разнообразных по характеру первичных социальных групп и формальных организаций, тесно взаимосвязанных друг с другом. Работа в общине изначально была направлена на решение основной социальной проблемы – проблемы бедности. Наибольший размах этот вид деятельности профессиональных социальных работников приобрел в США в 60-е гг. ХХ века, во время проведения национальной кампании с бедностью.
Социальное развитие общины – это практическая модель социальной работы во многих странах современного мира. Один из примеров социальной работы в городской общине – организация досуга, в частности организация спортивно-массовой работы среди населения, т.е. активного отдыха.
На селе социальные работники в своей деятельности основываются на сохранившихся традициях, неформальных видах социальной помощи, организуя, например, детские сады на общественных началах или на принципах взаимопомощи.
Очень важным направлением действий социальных работников в общине является организация групп самопомощи, которые успешно решают сложные социальные, психологические, медицинские, экологические проблемы. Социальные работники помогают группам самопомощи получить необходимое помещение, оборудование, защищают их интересы в административных органах, предоставляют свои профессиональные услуги, являются инициаторами создания новых групп.
Участие в делах общины является традиционным для профессиональных социальных работников. Организуя членов общины (сообщества) для проведения активных действий по улучшению социального климата в среде обитания, социальные работники способствуют улучшению их социального самочувствия, помогают им ощутить себя активными и полноправными хозяевами своей жизни.
Основные виды деятельности социальных работников на производстве – развитие человеческого потенциала, профилактика безработицы, организация переподготовки и переквалификации, профессионального обучения, психологическая адаптация трудящихся, вынужденных менять профессию.
Социально-медицинская работа. Здравоохранение – традиционная сфера деятельности специалистов социальной работы.
Первые социальные работники стали работать в медицинских учреждениях еще в начале ХХ века.
К задачам социальных работников обычно относятся защита прав пациентов, социальная адаптация больных людей к пребыванию вне стационара по окончании лечения, организация ухода и медицинского обслуживания больных людей на дому (патронаж) после курса интенсивной терапии, трудотерапия инвалидов.
К функциям медицинских социальных работников относятся оказание помощи пациентам и членам их семей, участие в разработке программ по оздоровлению населения, выполнение роли связующего звена между местными социальными организациями и медицинскими учреждениями, консультирование медицинского персонала по социальным вопросам, научные исследования, а также руководство социальными службами в самих медицинских учреждениях.
Медицинские социальные работники работают также с людьми с ограниченными возможностями, т.е. людьми, физически или психически неполноценными. В настоящее время отмечена особая роль специалистов в области социальной работы в системе служб психиатрической помощи.
Эффективность действий социального работника зависит от его знаний в области психиатрии (знаний терминологии, фармакологии психотропных средств), знаний законодательства по охране психического здоровья, влияния окружающей среды на психическое здоровье, его умений работать в команде.
Социальную работу в образовательных учреждениях часто относят к социальной работе по охране здоровья детей, подростков и юношества. В средней школе социальный работник занимается профилактикой заболеваний и решением социальных проблем учащихся.
В школе социальный работник выполняет несколько ролей: дает советы детям и их родителям по различным вопросам, консультирует учителей, вспомогательные персонал и администрацию школ.
Социальные работники работают и в высших учебных заведениях: помогают студенческим организациям защищать социальные права студентов.
Социальная работа в системе правоохранительных органов. Эта сфера традиционно привлекает внимание социальных работников. Как правило, в большинстве развитых стран социальные работники являются штатными сотрудниками пенитенциарных учреждений, занимаясь в основном консультирование заключенных, а также их адаптацией к жизни в изоляции от общества. В США, Великобритании, Швеции и некоторых других странах специалисты, получившие образование в области социальной работы, занимают руководящие административные должности в пенитенциарных учреждениях.
Интересен международный опыт социальной работы в следственных органах. Здесь задача социального работника – помочь следствию подготовить необходимые документы для судебных инстанций, поэтому он должен обладать специфическими знаниями, навыками и умениями, уметь интервьюировать, четко обозначать проблему и грамотно и логично излагать на бумаге свое заключение. Социальный работник должен профессионально оценить поведение подследственного с точки зрения его потенциальной опасности для общества и для личности, дать научно аргументированный прогноз относительно возможности рецидива преступных действий подследственного.
Социальная работа в среде этнических меньшинств (будь то эмигранты из стран Северной Африки во Франции или турецкие эмигранты в Германии, или латиноамериканская община в Швеции, или эмигранты из Азии в США и Великобритании) требует от специалиста знаний особенностей культуры, традиций, социальной выдержки, нетерпимости к проявлениям расизма и шовинизма.
За рубежом специалисты в области социальной работы с женщинами используют два подхода. Первый подход, который можно назвать сексистским, предусматривает постепенное осознание обществом интересов и потребностей женщин. Второй подход (гендерный) исходит из посылки радикальных перемен на всех уровнях общественной жизни современного общества для изменения социальной роли женщины в обществе.
Социальные работники часто выступают инициаторами создания общественных организаций, в рамках которых возможно оказание действенной помощи пожилым людям. Практически во всех странах действуют объединения ветеранов, деятельность которых выходит далеко за рамки чисто бытовой, социально-медицинской и социально-экономической помощи. Эти организации занимаются культурно-просветительской работой, предлагают различные образовательные программы, участвуют в политической жизни своих стран.
Специфической областью социальной работы является помощь бывшим военнослужащим – участникам военных конфликтов.
Социальная работа с представителями сексуальных меньшинств – одна из областей, появившихся недавно. Если раньше таких людей воспринимали как больных, то теперь относятся как к людям, сделавшим свой жизненный выбор.
Основными принципами социальной работы с индивидами, имеющими особые проблемы – представителями этнических и сексуальных меньшинств, ветеранами вооруженных конфликтов, женщинами, пожилыми людьми, инвалидами, – являются уважение к личности клиента, ее уникальности, на признании выбора клиентом собственного стиля жизни.
Социальная работа как социальный институт – неотъемлемая часть общественного устройства подавляющего большинства стран. Изучение социального опыта особенно актуально в нынешних условиях, когда возрастает опасность глобальных катастроф. Сегодня события в одной стране могут легко затронуть устои жизни в других обществах, даже если их культуры различны.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные предпосылки возникновения профессиональной социальной работы за рубежом?
2. Каковы общие, присущие всем странам, тенденции развития социальной работы?
3. Почему опыт социальной работы отдельных стран конкретен и уникален?
4. Раскройте общее и особенное в системе социальной работы в зарубежных странах и России.
5. Следует ли знать опыт социальной работы зарубежных стран?
6. Раскройте соотношения между социальной работой, социальным благосостоянием и социальной политикой.
7. Что определяет необходимость изучения зарубежного опыта социальной работы?
8. Каковы основные группы теоретических моделей социальной работы?
9. Каковы традиционные сферы практической социальной работы за рубежом?
10. Каковы основные принципы социальной работы в области охраны прав детей?
11. Каковы цели социальной работы в органах правопорядка?