Ii. защита выпускной квалификационной работы
по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
профиль «Психология образования»
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой конкретных проблем, определяемых спецификой данной профессионально-образовательной программы с обязательным отражением результатов и выводов, полученных лично автором для решения теоретических и прикладных задач профиля подготовки. Научное исследование как форма самостоятельной учебной деятельности студентов направлены на:
· совершенствование психологических знаний по отдельным темам, их углубление по интересующей студента проблеме;
· обучение применению этих знаний для решения прикладных задач;
· формирование умений и навыков психологического исследования, научно-исследовательской работы;
· приобретение умений и навыков практической психологической работы.
В процессе проведения научных исследований студенты по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (квалификация (степень) «бакалавр») должны овладеть следующими умениями:
· работать с основной научной литературой по проблеме;
· последовательно излагать сущность рассматриваемых вопросов;
· интерпретировать понятийный и терминологический аппарат;
· владеть стилем научного изложения (уровень языковой грамотности);
· грамотно оформлять рукописи (научного текста);
· определять методы решения проблемы, выбирать методики научно-психологического исследования;
· обрабатывать, анализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные, оценивать и доказывать эффективность проведенного исследования или психологической коррекции;
· формулировать выводы и психолого-педагогические рекомендации;
· вести дискуссию на защите бакалаврская работа
Задачи и требования к выполнению выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (квалификация (степень) «бакалавр») работ определяются кафедрой психологии. В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач выделяют следующие типы бакалаврских работ с учетом соответствия ниже приведенным квалификационным признакам:
1. Теоретические, методологические и историографические исследования ориентированы на выдвижение и логическое обоснование научных гипотез о структуре, свойствах и закономерностях изучаемых явлений (процессов), или на выявление тенденций развития соответствующих отраслей науки, обоснование новых направлений исследований (особенно на стыках научных дисциплин), переосмысление устоявшихся подходов к интерпретации известных исторических фактов и закономерностей. Квалификационные признаки:
· постановка теоретической задачи с характеристикой новизны и преимуществ предлагаемого подхода или критический анализ проблемной ситуации в данной области знания, требующей переосмысления существующих концепций и подходов;
· характеристика основных положений предлагаемой теоретической модели или концепции (включая вытекающую из такой концепции новую интерпретацию ключевых фактов и закономерностей, относящихся к соответствующей(им) области(ям) знания);
· четкая формулировка в терминах теоретической модели научной гипотезы, подлежащей эмпирической проверке, и её содержательная интерпретация или четкая формулировка следствий, вытекающих из предложенной методологической (историографической) концепции, для дальнейших теоретических и/или прикладных исследований в соответствующих областях; изложение аргументов в пользу предложенной гипотезы или концепции.
2. Эмпирические исследования ориентированы на проверку теоретических гипотез путём сбора, обработки и обобщения данных, выявления и анализа документов и фактов. Квалификационные признаки:
· постановка конкретной задачи эмпирического исследования;
· характеристика объекта исследования, используемой информации, методов её сбора и обработки;
· представление результатов исследования и содержательная интерпретация полученных результатов (новых фактов), их значения для соответствующей отрасли знаний.
3. Прикладные исследования ориентированы на применение научных знаний и методов к решению практически значимых проблем, как правило, в увязке с конкретными условиями места и времени. Квалификационные признаки:
· характеристика объекта исследования и решаемой прикладной задачи, включая интерпретацию решаемой задачи с точки зрения существующего научного инструментария, характеристика избранной методологии и методики её решения;
· характеристика используемых данных (фактов), степени их надёжности, адекватности применяемых методов их анализа;
· изложение результатов исследования (и/или предлагаемых решений) и аргументов в пользу полученных выводов (решений) в сопоставлении с альтернативными вариантами решения аналогичных задач; характеристика сферы возможного применения полученных результатов за рамками проблемной ситуации, служившей непосредственным объектом изучения.
4. Комплексные исследования решают одновременно задачи двух или более типов (например, теоретические и эмпирические, эмпирические и прикладные, методологические и теоретические и т.д.).
Применяется комплекс квалификационных признаков, отвечающий набору исследовательских задач, решаемых в бакалаврской работе. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Бакалаврская работа подлежит обязательному рецензированию.
Основное содержание представленной к защите бакалаврской работы должно быть апробировано в форме докладов в ходе научно-практических конференций разного уровня организации (Всероссийских, региональных и пр.).