Психологические компоненты структуры конфликта
Психологические компоненты структуры конфликта -выступают мотивы и устремления сторон, стратегии и тактики поведения, а также индивидуально-типологические особенности личности (темперамент, характер, его акцентуации и установки личности). Выделяют три основные группы психологических компонентов.
1.Мотивы, потребности, цели, интересы и ценностиучастников конфликта формируют их активность и направленность деятельности.
Ø Под мотивами конфликтапонимаются определенные побуждения к вступлению участника в конфликт.
Ø Потребности—особое состояние, которое возникает от нужды в определенных объектах, испытываемой субъектом.
Ø Интерес— это осознанная потребность, которая формирует направленность субъекта на объект конфликта и обеспечивает реализацию им конфликтного поведения.
Ø В конфликте оппоненты отстаивают свои ценности, которые также могут быть его причиной. К таким ценностям относятся общечеловеческие и личностные ценности.
Ø Цельвыступает как конкретизация мотивов оппонентов. Основная цель — это стремление к овладению тем или иным объектом конфликта.
2.Конфликтное поведение - противоположно направленные действия его участников. Совокупность этих действий, основанных стратегию (способы) и тактику (приемы) поведения.
3. Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, тип темперамента, акцентуации характера, психофизиологические качества, установки личности..
***
Типология конфликтов.
В современной конфликтологии существует множество различных типологий конфликта (см Таблицу).
Основание типологии | Конфликты, входящие в данную типологию |
Субъект конфликта | Внутриличностные Межличностные Конфликты в рамках «личность — группа» Межгрупповые Межгосударственные |
Характер возникновения | Объективно-целенаправленные Объективно-нецеленаправленные Субъективно-направленные Субъективно-нецеленаправленные |
Характер объектов конфликта | Ресурсные Статусно-ролевые Социокультурные Идеологические |
Сферы жизнедеятельности людей | Бытовые Семейные Трудовые Воинские Учебно-педагогические Экономические Политические Социальные |
Направленность воздействия и распределение полномочий | Вертикальные (между разностатусными оппонентами, например начальник — подчиненный) Горизонтальные (между равными по статусу оппонентами) |
Степень проявления | Явные — латентные Случайные — хронические |
Результат | Конструктивные — деструктивные Позитивные — негативные |
Длительность протекания | Кратковременные — долговременные |
Адекватность | Реалистичные — нереалистичные |
Территория охвата | Локальные, региональные, международные |
Один из основателей психологической конфликтологии К. Левин выделил выделил три основных типа конфликтов:
1. Конфликт типа «приближение – приближение» - характеризуется тем, что человек стремится к достижению сразу двух целей, которые оказываются несовместимыми друг с другом Например, человек решает проблему выбора одного из двух партнеров по браку одинаково симпатичных ему.
2. Конфликт типа «удаление – удаление» - отличается необходимостью совершения выбора между двумя одинаково непривлекательными людьми. Например, человек стоит перед выбором партнера по делу, причем оба потенциальных компаньона нежелательны для него, а другого выбора у него нет.
3. Конфликт типа «приближение – удаление» - характеризуется тем, что один и тот же человек может оказаться для индивида как привлекательным (обладать положительными чертами), так и непривлекательным (обладать отрицательными или отталкивающими чертами).
***