Многомерная и дискретная модели эмоций

Существует два принципиально разных подхода к изучению организации эмоций. С позиций дискретной модели эмоциональная сфера состоит из определенного числа первичных, базисных или фундаментальных эмоций. Комбинация первичных эмоций созда-


   

ет эмоции второго порядка. Статус первичных эмоций обычно при­писывают гневу, страху, печали, счастью и др. Сторонники такого подхода ориентированы на изучение внутренней организации от­дельных эмоций, а не на их взаимоотношения.

В многомерной модели в центре внимания — многомерное про­странство эмоций, образованное ограниченным числом перемен­ных, например описывающих негативность — позитивность, силу — слабость, активность ~ пассивность. Данная модель ори­ентирована на изучение сходства и различий между эмоциями-

Среди исследователей, разделяющих дискретную теорию эмо­ций, нет согласия в отношении числа и содержания фундамен­тальных эмоций.

П. Экман с сотрудниками (Ектап Р.)на основе изучения ли­цевой экспрессии выделяют 6 первичных эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость. Р. Плутчек (РЫспИсК.)рассматривает 8 базисных эмоций: одобрение, гнев, ожидание, отвращение, радость, страх, печаль, удивление. Большую попу­лярность получила классификация 10 основных эмоций К. Изарда (1980).Он выделяет гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе — страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление. Су­ществуют и более простые классификации. Дж. Панксеп (Рапкзер 1) различает лишь 5 основных эмоций; страх—тревога, ярость—гнев, паника—горе, ожидание—исследование, радость—игра.

Дж. Грей (Огау].} рассматривает три основные эмоции:

ярость—ужас, тревогу и радость.По мнению Р. Мауера (МауегК.),следует говорить вообще только о двух первичных эмоциях — удо­вольствии и боли.

Вопрос о том, сколько существует эмоций, может быть обра­щен лишь к сторонникам дискретных теорий эмоций, так как с позиции многомерной модели существует великое множество эмо­ций — столько, сколько точек может быть размещено в многомер­ном пространстве. Для дискретной модели вопрос о составе фунда­ментальных эмоций является критическим- Но ответ зависит от того, какие показатели, какие реакции были использованы при изучении эмоций (вегетативные, биохимические, ЭМГ лица и др.). Для лице­вой экспрессии трудно выделить более 10 паттернов активации ми­мической мускулатуры, а по вегетативным показателям удается описать еще меньше комплексов реакций, связанных с эмоциями.

Для многомерной модели более значимым является вопрос о том, сколько существует базовых измерений, определяющих мер­ность эмоционального пространства-

Адекватным методом для многомерной модели является метод многомерного шкалирования(ММШ), или факторного анализа.

ММШ сначала был опробован для изучения опознания эмоций другого человека по внешним экспрессивным реакциям лица. Пер­воначально процедура шкалирования применялась для оценки внешних выражений эмоций только по отдельным, заранее задан­ным шкалам. С развитием методов многомерных статистик в каче­стве исходных данных стали использовать субъективные оценки о различии или сходстве лиц, выражающих различные эмоциональ­ные переживания. Это позволило определить и интерпретировать минимально допустимое число шкал (факторов), на которые ори­ентируется субъект при вынесении суждения о различии, и тем самым приблизиться к пониманию декодирующего механизма эмоций. В многомерном пространстве лицевой экспрессии каждая эмоция представлена точкой со своими координатами или векто­ром, компоненты которого соответствуют вкладам основных осей (шкал) пространства.

К первым работам этого направления можно отнести исследова­ния Р. Вудвортса ОУооа\Уоп:Ь К.5.) и Г. Шлосберга (5сп1озЬег§Н.). Р. Вудвортс предложил первую классификацию мимических выра­жений эмоций с помощью шестичленной линейной шкалы: лю­бовь, счастье, веселье; удивление; страх, страдание; гнев, реши­мость; отвращение; презрение.

Г. Шлосберг, приложив вудвортскую классификацию к ана­лизу фотографий людей с различными выражениями лица, обра­тил внимание на частое смешение наиболее удаленных групп вне­шних выражений эмоций и предложил трансформировать указан­ную линейную шкалу в двухмерную поверхность в виде круга с двумя осями: удовольствие — неудовольствие и принятие — оттал­кивание. Позже под влиянием активационной теории Д. Линдсли (О. ипй51еу) Г. Шлосберг добавил третье измерение: сон — на­пряжение, что привело к созданию трехмерного пространства, подтвердив тем самым три измерения эмоций, предложенные В. Вундтом в 1896 г.: удовольствие — неудовольствие, расслабле­ние — напряжение, спокойствие — возбуждение,

Однако в работах П. Абельсона и В. Сермат (АЬе150пР.,5егта1\У.), а также Р. Шепарда (Спарага К.) с применением ММШ, когда испытуемые по 9-балльной системе оценивали сте­пень различия между всеми возможными сочетаниями попарно 13 фотографий, были приведены доводы в пользу двухмерного ре­шения. Была выделена шкала знаков эмоций (удовольствие — не­удовольствие) и шкала активации (сон — бодрствование). На эти два фактора приходится примерно 75% от общего веса всех факто­ров. Сходные результаты были получены и при применении других наборов фотографий. В более поздних работах некоторые исследо-

ватели выделили новые измерения, такие, как контроль — им­пульсивность, внимание — невнимание, уверенность — неуверен­ность, которые предлагались в качестве третьей шкалы или взамен шкалы активации.

В экспериментах Дж. Рассела и М. Баллока(Ки55аи., ВиПок М.) с ранжированием лицевой экспрессии по фотографиям участвова­ли дети 2, 3, 4 и 5 лет, а также студенты. Для испытуемых каждой возрастной группы было получено двухмерное пространство, об­разованное двумя ортогональными осями: знаков и уровня акти­вации. Эмоции, изображенные на фотографиях, представлены точ­ками, которые образовывали фигуру, близкую по форме кругу. Сходство эмоциональных пространств взрослых и детей в возрас­те, когда еще отсутствуют дифференцированные понятия о раз­личных эмоциях, указывает, что структура пространства опосре­дована восприятием эмоций, а не семантическими связями, фор­мирующимися в процессе овладения языком. Третья ось со значительно меньшим весом как у детей 4 лет, так и у взрослых была интерпретирована как шкала уверенность — смущение.

ММШ был применен Д. Ченом (Спап О.) для изучения этни­ческих особенностей опознания внешних выражений эмоций по экспрессии лица. Его испытуемые -— китайцы — должны были оце­нивать степень субъективного сходства попарно предъявляемых черно-белых фотографий человека с европейскими чертами лица, выражающего различные эмоции, взятых из книги К. Изарда. Было выделено два базисных фактора. Первый фактор, интерпретиро­ванный как «содержание эмоции», включал несколько характери­стик эмоций — по шкале удовольствие — неудовольствие, рас­слабление — напряжение и в меньшей степени внимание — от­торжение. Второй базисный фактор получил название «стиль проявления эмоции», один полюс которого представлен естествен­ными экспрессивными реакциями лица, другой — сдерживанием эмоций. По мнению исследователя, данный фактор отражает труд­ности, с которыми сталкиваются китайцы при интерпретации вы­ражений таких эмоций, как интерес, возбуждение и отвращение, так как им несвойственно открыто проявлять эти чувства.

Внимание многих исследователей было привлечено к пробле­ме соотношения многомерных пространств внешних выражений эмоций и терминов, обозначающих эмоциональные состояния.

Следует выделить серию работ, выполненных Дж. Расселом и его коллегами. Применив ММШ к субъективным оценкам сход­ства эмоций, представленных вербально, он получил двухмерную круговую модель эмоционального опыта (С^ситр1ех Моое! оГАГГесО. В его пространственной модели эмоции располагаются по кругу в

Напряженный •

Испуганны)!

Обеспокоенный • В"ревоженный»

• Сердитый

Разочарованный • • Раздосадованный П ода дленный • • Печальный

• •

Мрачный

Несчастный

СОН.1ИЕЫЙ.

Скучающий « заторможенный •

Усталый •

Сонный, вялый •

•ПрИНОЛНЯЧыЙ

•Во збуящен ны 11

дОб радо ванны и

Удивленный

Радостный

счастливый—Довольный Удовлетво репный •_____

• Согласный

Расслабленный • Непринужденный

Спокойный •

Уравновешенный

Рис. 44. Двухмерное семантическоепространство эмоций Дж.Рассела

(по М. Аргайлу, 1990).

следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), деп­рессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°). Такая же струк­тура семантического эмоционального пространства была им полу­чена с помощью метода главных компонент на основе самооценок текущего эмоционального состояния у 345 испытуемых и одно­мерного шкалирования эмоциональных категорий по двум шка­лам: удовольствие — неудовольствие и уровень активации (агоиаа!). На рис. 44 показано двухмерное пространство терминов, характе­ризующих человека, переживающего различные эмоции.

Позже данная модель получила подтверждение в обширном кросс-культурном исследовании Дж. Рассела и др. (Ки55е1 .1. е1 а1.) для английского, греческого, польского и эстонского языков.Сход­ство семантического эмоционального пространства и эмоциональ­ного пространства лицевой экспрессии автор модели объясняет наличием тесных связей между эмоциональными переживаниями и их категоризацией. Каждый аффект имеет свою когнитивную составляющую в виде взаимосвязанной системы категорий. Поэто­му одни и те же категории используются как при оценке своего переживания, так и при сужденииоб эмоциональном состоянии другого человека.

Важным свойством семантических пространств для терминов, обозначающих физические характеристики стимулов, является их изоморфность перцептивным пространствам, построенным для того же класса стимулов. Известно, что структура семантического про­странства цветовых терминов повторяет структуру пространства


   

цветовых стимулов и тоже образует гиперсферу в четырехмерном пространстве (см. главу «Восприятие»).

Изоморфизм перцептивного и семантического пространства свидетельствует о единстве принципов кодирования информации на перцептивном и семантическом уровнях. Совместное простран­ство, построенное для цветовых названий и реально воспринима­емых цветов, тоже является четырехмерной сферой и допускает интерпретацию осей аналогично цветовому перцептивному про­странству (ВартановА.В., СоколовЕ.Н., 1995). Единое простран­ство, где цветовые стимулы и их названия располагаются близко друг к другу, указывает на тесную связь перцептивного и семанти­ческого уровня обработки информации. Это дает основание пред­полагать, что по семантическому пространству, построенному для названий стимулов определенного класса, можно судить о физио­логических механизмах их перцепции, о детекторной системе, выделяющей данный тип стимулов.

С этих позиций структура семантического пространства терми­нов, обозначающих различные эмоции человека, также должна соответствовать структуре перцептивной системы, детектирующей реальные эмоциональные состояния. Для изучения структуры эмо­ционального анализатора ММШ был применен к матрицам субъек­тивных различий в отношении терминов, обозначающих как эмо­циональные, так и неэмоциональные состояния (Данилова Н.Н. и др., 1990). Испытуемые определяли степень субъективного разли­чия попарно предъявляемых 15 эмоциональных терминов: спокой­ствие, печаль, горе, волевое усилие, страх, ужас, отчаяние, вос­торг, гнев, радость, отвращение, тревога, растерянность, уверен­ность, тоска.

Групповые семантические эмоциональные пространства для разных выборок взрослых испытуемых (по 30—40 человек каждая) представляют трехмерные сферы с вариативностью радиуса около 10%. Коэффициент корреляции трехмерной модели с матрицами исходных различий превосходит 0,9.

Первая ось такого пространства интерпретируется как шкала знаков. Две другие оси группового пространства связаны с разны­ми типами активации- Вторая ось наиболее часто представлена «эмо­циональной активацией» (ЭА), на одном полюсе которой состоя­ние «спокойствие», на другом — наиболее интенсивные эмоции как с отрицательным, так и с положительным знаком (отвраще­ние, гнев, а также восторг, радость и др.). Третья ось интерпрети­руется как шкала «неэмоциональной активации» (НЭА) или «го­товности к действию». Состояния «уверенность» — «растерянность» образуют ее полюса (Данилова Н.Н. и др., 1990). Данная ось

представляет активацию, вклад которой положительно коррели­рует с эффективностью деятельности.

На существование двух базисных факторов активации указы­вал и Р. Тейер (Тпауег К..Е.). В его опытах испытуемые ранжирова­ли по четырехбалльной системе собственные переживания в соот­ветствии с предложенным списком прилагательных, характеризу­ющих различные состояния человека в диапазоне от напряженного бодрствования до спокойствия. Все состояния с ярко выраженны­ми эмоциями намеренно исключались. Методом факторного ана­лиза было выделено два генеральных фактора, характеризующих функциональное состояние. Фактор I был интерпретирован как «общая активация — дезактивация, переходящая в сон», или как шкала переживаний от бодрствования до сна. На одном его полю­се — ощущение мощи, энергии, живости, на другом — чувство сонливости, усталости. Фактор II («высокая активация — общая дезактивация») представлял шкалу переживаний от напряженно­сти до спокойствия. Измерение субъективной активации по I фак­тору (по шкале бодрствования) хорошо коррелировало с парамет­рами температуры тела в цикле сон — бодрствование. Физические упражнения увеличивали значения субъективной активации по это­му фактору. Усиление тревожности сопровождалось ростом субъек­тивной активации по II фактору и уменьшением по I фактору. Были выявлены реципрокные изменения двух типов активации по отно­шению к циркадному ритму-

Две субсистемы активации методом семантического дифферен­циала выделены В.И. Викторовым, исследовавшим их взаимоот­ношение с успешностью обучения в вузе. Фактор А, представляв­ший континуум состояний от спокойствия до волевого усилия, связан с успешностью обучения куполообразной зависимостью. ФакторР, соответствовавший шкале переживаний от печали до радости, и эффективность обучения коррелировали отрицательно.

Две субсистемы активации можно видеть и в семантическом пространстве «аффективных значений» Ч. Осгуда. Ведущие факто­ры пространства, полученные методом семантического дифферен­циала, интерпретированы им как оценка (1), сила (потенция) (2) и активность (3). Фактор активности Ч. Осгуда соответствует шкале эмоциональности(II фактору) Р. Тейера, а фактор силы — шкале бодрствования (I фактору). Фактор оценки представляет шкалу приятных — неприятных переживаний (шкалу знаков). Существен­ной особенностью пространства аффективных значений Ч. Осгу­да является его независимость от культуры, возраста, уровня ин­теллектуального развития, языка. Это указывает на то,что про­странство аффективных значений, по-видимому, отражает не


    II           III  
    -4           . 4  
Г1ка Волевое. усилие*           « Ужас •Страч Отчаяние» т-ревога •Гнев   •Растерянность  
• Уверенность  
Восторг  
Отвращение •   Радость •4       —Отвращение .4 *горе   •Восторг 4 1  
-4 •Ужас   д Спокойствие   '• Тоска •Печаль      
Страх Отчаяние • Тревога •Горе •           Волевое— усилие   Радость •  
•Печаль •Тоска           -4-   •Уверенность •Спокойствие  
• Растерянность  
--4  

Рис. 45. Групповое семантическое пространство эмоций у лиц с высокими значениями экстраверсии и силы процесса возбуждения.

1 — шкалазнаков; II — шкала неэмоциональной активации;III — шкала эмо­циональной активации.

когнитивные процессы, а некоторые общие физиологические за­кономерности работы мозга, имеющие отношение к механизмам регуляции эмоций и функциональных состояний человека.

На структуру семантического эмоционального пространства влияют индивидуальные различия. Экстраверсия/и нтроверсия и сила процессов возбуждения определяют соотношение весов осейЭА и НЭА. У лиц с высокими значениями экстраверсии (по Айзенку) и сильными процессами возбуждения (по Стреляу) шкалаНЭА имеет больший вес, чем ЭА. Из рис. 45 видно, что у данной группы субъек­тов к полюсу шкалыНЭА — суверенность» — сдвинуты эмоции, характеризующие активные формы поведения, — гнев, отвраще­ние, а также волевое усилие, восторг. У противоположного полю­са — «растерянность» — расположены эмоции, связанные с пове­дением более низкого энергетического уровня (тоска, горе, страх).

У лиц с низким значением экстраверсии (интровертов по Ай­зенку) и одновременно со слабой нервной системой (низкими значениями силы процесса возбуждения по Стреляу) соотноше­ние весов двух шкал активации меняется на противоположный (рис. 46).На втором месте после оси знаков (левыйполюс — отри­цательные эмоции, правый — положительные) находится шкала ЭА. На одном ее полюсе — «спокойствие», на другом — «гнев», «восторг». Третья шкала представленаНЭА с полюсами «растерян­ность» — «уверенность». Отрицательные эмоции с признаками пас-


              II]  
    - 4       •   -4  
            Растери «иость      
Гнев           1 ре во |а      
Волевое •Ужас усилие   ф Восторг       Страх • Ужас ^ 'Тоска      
Стпах Растерянное |т>   Радость       г. • Отчаяние Горе ,      
- Отчаяние • • Тиевога   4 •       .4 Печаль   4 I  
-'1 • Отвращение   • Уверенность   Гнев ф Волевое   Радость •  
•Горе * Тоска           Отвращение усилие •   Спокойствие восторг  
• Печаль                  
    Спокойствие              
    -.4       -4.   • Уверенность )  
   

Рис. 46. Групповое семантическое эмоциональное пространство у лиц с низ­кими значениями экстравсрсии и слабыми процессами возбуждения.

I — шкала знаков;II — шкала эмоциональной активации;III — шкала неэмоцио­нальнойактивации-

сивности сдвинуты к полюсу «растерянность». Эмоциональные со­стояния, тяготеющие к полюсу «уверенность», — это волевое уси­лие, а также эмоции, связанные с активными формами поведе­ния, — отвращение, гнев.

Фактором, влияющим на структуру семантического простран­ства эмоций, является реальное состояние человека, нафоне ко­торого выполняется процедура ранжирования терминов, обозна­чающих эмоции. Зависимость семантического эмоционального пространства от функциональногосостояния человека продемон­стрирована в опытах, в которых сравнивались результаты ранжи­рования названий эмоций в спокойном темпе и в режиме дефици­та времени, когда интервал на вынесение суждения о различии сокращался до 4 с.

Режим дефицита времени вызывал сокращение среднего вре­мени двигательной реакции и менял состояние человека,что про­являлось в ростеЧСС и редукции дыхательной модуляции — сни­жении уровня парасимпатических влияний, а в некоторых случаях и в усилении вклада метаболических модуляций в спектремощно­сти ритмограммыСР. С изменением функционального состояния происходила трансформация структуры семантического эмоцио­нального пространства.Выделено два эффекта: увеличение мерно­сти пространства с появлением дополнительных шкал, которые вытесняли базовые шкалы, и изменение соотношения положи-

тельных и отрицательных эмоций по их проекции на шкалу знаков. При коэффициенте корреляции матрицы исходных различий с выб­ранной многомерной моделью, равном 0,9, мерность простран­ства у разных испытуемых увеличивалась с 3 до 4 или 5. Дополни­тельные шкалы представляли более дифференцированные оценки положительных или отрицательных эмоций. Наиболее часто воз­никала шкала стенических и астенических отрицательных эмоций (гнев — горе, печаль), шкалы с полюсами отвращение — отчая­ние, волевое усилие — спокойствие. Кроме того, можно было на­блюдать появление шкалы с полюсами восторг — радость, по-видимому, характеризующей игровое состояние субъекта. Перерас­пределение приоритетов шкал распространялось и на три основные, базовые шкалы. Особенно чувствительны к изменению состояния шкалы, связанные с активацией: ЭАи НЭА. Соотношение их вкла­дов у разных субъектов могло меняться как в одну, так и в другую сторону. Рост психической напряженности изменял величину про­екций положительных и отрицательных эмоций на шкалу знаков, что указывает на изменение гедонического тона, на усиление по­ложительных или отрицательных эмоций.

На рис. 47 показано преобразование индивидуального семан­тического пространства эмоций у исп. М.С., вызванное режимом работы с дефицитом времени и сопровождавшееся ростом симпа­тической активации: увеличением ЧСС и редукцией дыхательной (парасимпатической) модуляции сердечного ритма. При ранжи­ровании в спокойном темпе (I серия) семантическое простран­ство эмоций трехмерно. Первая ось пространства — ось знаков (от­чаяние, ужас, тоска — радость, восторг). Вторая по значимости ось представлена ЭА (спокойствие — отвращение) с преоблада­нием отрицательных эмоций над положительными. Третья ось — НЭА с полюсами уверенность — растерянность. Выполнение за­дания в дефиците времени (II серия) увеличивает мерность про­странства с 3 до 4. Первая ось сохраняет свою интерпретацию как ось знаков при расширении зоны проекций положительных эмо­циональных состояний, которые смещаются влево, вытесняя от­рицательные эмоции. Вторая ось представлена новой шкалой, до­полнительно характеризующей положительные эмоции, с полю­сами радость — восторг. Дополнительной шкалой представлена и третья ось (шкала уровня волевого усилия), на одном полюсе ко­торой — волевое усилие, на другом — спокойствие с уверенностью.

У тех субъектов, которые реагировали на работу с дефицитом времени большим напряжением, на что указывало увеличениеЧСС, а также отключение парасимпатического контроля (редукция ды-хатедьной аритмии) и усиление метаболической модуляции сер-


Отчаяние Л^ас10?6 • - • Печаль 1 •! • 1 1   II - 4 Спокойствие • 111^'           III .. 4 .Печаль ,-• • Спокойствие • Ужас 4 ц  
)• Уверенность  
Гнев 1 •I 1 1  
л \ ~4 Растерян посте Тоска - • Страх ^Тревога -Гнев Отвращение •   Волевое ---й^^^^^ - усилие <Галостр • ^^<» *^Воегор^> Уверенность» -.4   • • Тревога Отвращение Волевое. усилие • ^/^Страх» Тоска <В^>^^ <^адос^> -4.   - Торе Огчаяние  
• Растерянность  
   
3 •   , ^/--^       5 -    
    <Радосп> •              
                Волевое  
Тревога               усилие  
Горе •                  
/ Волевое /-Отчаяние усилие . ^* • Ужас •   Уверенность       /••"•^ Растерянность^ <31остор^> •   ,-. <Уадость>-Отчаяние '••.- -^ • " п  
• • Печаль   I       Т-^1 1 1   . •. ,  
-5 \ Растерянность Страх •   4 • Спокойствие       -5 Отвращение-• Гнев •   Страх 5 • «Горе  
Гнев • Тоска           Тоска   Ужас  
• Отвращение               • «Тревога  
                • •Уверенность  
            в   Печаль  
            Спокойствие      
-5 .   <01остор^> •^-—       -5.      
           

Рис. 47. Изменение индивидуального семантического пространства эмо­ций под влиянием работы в режиме дефицита времени.

Наши рекомендации