Многомерная и дискретная модели эмоций
Существует два принципиально разных подхода к изучению организации эмоций. С позиций дискретной модели эмоциональная сфера состоит из определенного числа первичных, базисных или фундаментальных эмоций. Комбинация первичных эмоций созда-
ет эмоции второго порядка. Статус первичных эмоций обычно приписывают гневу, страху, печали, счастью и др. Сторонники такого подхода ориентированы на изучение внутренней организации отдельных эмоций, а не на их взаимоотношения.
В многомерной модели в центре внимания — многомерное пространство эмоций, образованное ограниченным числом переменных, например описывающих негативность — позитивность, силу — слабость, активность ~ пассивность. Данная модель ориентирована на изучение сходства и различий между эмоциями-
Среди исследователей, разделяющих дискретную теорию эмоций, нет согласия в отношении числа и содержания фундаментальных эмоций.
П. Экман с сотрудниками (Ектап Р.)на основе изучения лицевой экспрессии выделяют 6 первичных эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость. Р. Плутчек (РЫспИсК.)рассматривает 8 базисных эмоций: одобрение, гнев, ожидание, отвращение, радость, страх, печаль, удивление. Большую популярность получила классификация 10 основных эмоций К. Изарда (1980).Он выделяет гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе — страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление. Существуют и более простые классификации. Дж. Панксеп (Рапкзер 1) различает лишь 5 основных эмоций; страх—тревога, ярость—гнев, паника—горе, ожидание—исследование, радость—игра.
Дж. Грей (Огау].} рассматривает три основные эмоции:
ярость—ужас, тревогу и радость.По мнению Р. Мауера (МауегК.),следует говорить вообще только о двух первичных эмоциях — удовольствии и боли.
Вопрос о том, сколько существует эмоций, может быть обращен лишь к сторонникам дискретных теорий эмоций, так как с позиции многомерной модели существует великое множество эмоций — столько, сколько точек может быть размещено в многомерном пространстве. Для дискретной модели вопрос о составе фундаментальных эмоций является критическим- Но ответ зависит от того, какие показатели, какие реакции были использованы при изучении эмоций (вегетативные, биохимические, ЭМГ лица и др.). Для лицевой экспрессии трудно выделить более 10 паттернов активации мимической мускулатуры, а по вегетативным показателям удается описать еще меньше комплексов реакций, связанных с эмоциями.
Для многомерной модели более значимым является вопрос о том, сколько существует базовых измерений, определяющих мерность эмоционального пространства-
Адекватным методом для многомерной модели является метод многомерного шкалирования(ММШ), или факторного анализа.
ММШ сначала был опробован для изучения опознания эмоций другого человека по внешним экспрессивным реакциям лица. Первоначально процедура шкалирования применялась для оценки внешних выражений эмоций только по отдельным, заранее заданным шкалам. С развитием методов многомерных статистик в качестве исходных данных стали использовать субъективные оценки о различии или сходстве лиц, выражающих различные эмоциональные переживания. Это позволило определить и интерпретировать минимально допустимое число шкал (факторов), на которые ориентируется субъект при вынесении суждения о различии, и тем самым приблизиться к пониманию декодирующего механизма эмоций. В многомерном пространстве лицевой экспрессии каждая эмоция представлена точкой со своими координатами или вектором, компоненты которого соответствуют вкладам основных осей (шкал) пространства.
К первым работам этого направления можно отнести исследования Р. Вудвортса ОУооа\Уоп:Ь К.5.) и Г. Шлосберга (5сп1озЬег§Н.). Р. Вудвортс предложил первую классификацию мимических выражений эмоций с помощью шестичленной линейной шкалы: любовь, счастье, веселье; удивление; страх, страдание; гнев, решимость; отвращение; презрение.
Г. Шлосберг, приложив вудвортскую классификацию к анализу фотографий людей с различными выражениями лица, обратил внимание на частое смешение наиболее удаленных групп внешних выражений эмоций и предложил трансформировать указанную линейную шкалу в двухмерную поверхность в виде круга с двумя осями: удовольствие — неудовольствие и принятие — отталкивание. Позже под влиянием активационной теории Д. Линдсли (О. ипй51еу) Г. Шлосберг добавил третье измерение: сон — напряжение, что привело к созданию трехмерного пространства, подтвердив тем самым три измерения эмоций, предложенные В. Вундтом в 1896 г.: удовольствие — неудовольствие, расслабление — напряжение, спокойствие — возбуждение,
Однако в работах П. Абельсона и В. Сермат (АЬе150пР.,5егта1\У.), а также Р. Шепарда (Спарага К.) с применением ММШ, когда испытуемые по 9-балльной системе оценивали степень различия между всеми возможными сочетаниями попарно 13 фотографий, были приведены доводы в пользу двухмерного решения. Была выделена шкала знаков эмоций (удовольствие — неудовольствие) и шкала активации (сон — бодрствование). На эти два фактора приходится примерно 75% от общего веса всех факторов. Сходные результаты были получены и при применении других наборов фотографий. В более поздних работах некоторые исследо-
ватели выделили новые измерения, такие, как контроль — импульсивность, внимание — невнимание, уверенность — неуверенность, которые предлагались в качестве третьей шкалы или взамен шкалы активации.
В экспериментах Дж. Рассела и М. Баллока(Ки55аи., ВиПок М.) с ранжированием лицевой экспрессии по фотографиям участвовали дети 2, 3, 4 и 5 лет, а также студенты. Для испытуемых каждой возрастной группы было получено двухмерное пространство, образованное двумя ортогональными осями: знаков и уровня активации. Эмоции, изображенные на фотографиях, представлены точками, которые образовывали фигуру, близкую по форме кругу. Сходство эмоциональных пространств взрослых и детей в возрасте, когда еще отсутствуют дифференцированные понятия о различных эмоциях, указывает, что структура пространства опосредована восприятием эмоций, а не семантическими связями, формирующимися в процессе овладения языком. Третья ось со значительно меньшим весом как у детей 4 лет, так и у взрослых была интерпретирована как шкала уверенность — смущение.
ММШ был применен Д. Ченом (Спап О.) для изучения этнических особенностей опознания внешних выражений эмоций по экспрессии лица. Его испытуемые -— китайцы — должны были оценивать степень субъективного сходства попарно предъявляемых черно-белых фотографий человека с европейскими чертами лица, выражающего различные эмоции, взятых из книги К. Изарда. Было выделено два базисных фактора. Первый фактор, интерпретированный как «содержание эмоции», включал несколько характеристик эмоций — по шкале удовольствие — неудовольствие, расслабление — напряжение и в меньшей степени внимание — отторжение. Второй базисный фактор получил название «стиль проявления эмоции», один полюс которого представлен естественными экспрессивными реакциями лица, другой — сдерживанием эмоций. По мнению исследователя, данный фактор отражает трудности, с которыми сталкиваются китайцы при интерпретации выражений таких эмоций, как интерес, возбуждение и отвращение, так как им несвойственно открыто проявлять эти чувства.
Внимание многих исследователей было привлечено к проблеме соотношения многомерных пространств внешних выражений эмоций и терминов, обозначающих эмоциональные состояния.
Следует выделить серию работ, выполненных Дж. Расселом и его коллегами. Применив ММШ к субъективным оценкам сходства эмоций, представленных вербально, он получил двухмерную круговую модель эмоционального опыта (С^ситр1ех Моое! оГАГГесО. В его пространственной модели эмоции располагаются по кругу в
Напряженный •
Испуганны)!
Обеспокоенный • В"ревоженный»
• Сердитый
Разочарованный • • Раздосадованный П ода дленный • • Печальный
• •
Мрачный
Несчастный
СОН.1ИЕЫЙ.
Скучающий « заторможенный •
Усталый •
Сонный, вялый •
•ПрИНОЛНЯЧыЙ
•Во збуящен ны 11
дОб радо ванны и
Удивленный |
Радостный
•
счастливый—Довольный Удовлетво репный •_____
• Согласный
Расслабленный • Непринужденный
Спокойный •
•
Уравновешенный
Рис. 44. Двухмерное семантическоепространство эмоций Дж.Рассела
(по М. Аргайлу, 1990).
следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°). Такая же структура семантического эмоционального пространства была им получена с помощью метода главных компонент на основе самооценок текущего эмоционального состояния у 345 испытуемых и одномерного шкалирования эмоциональных категорий по двум шкалам: удовольствие — неудовольствие и уровень активации (агоиаа!). На рис. 44 показано двухмерное пространство терминов, характеризующих человека, переживающего различные эмоции.
Позже данная модель получила подтверждение в обширном кросс-культурном исследовании Дж. Рассела и др. (Ки55е1 .1. е1 а1.) для английского, греческого, польского и эстонского языков.Сходство семантического эмоционального пространства и эмоционального пространства лицевой экспрессии автор модели объясняет наличием тесных связей между эмоциональными переживаниями и их категоризацией. Каждый аффект имеет свою когнитивную составляющую в виде взаимосвязанной системы категорий. Поэтому одни и те же категории используются как при оценке своего переживания, так и при сужденииоб эмоциональном состоянии другого человека.
Важным свойством семантических пространств для терминов, обозначающих физические характеристики стимулов, является их изоморфность перцептивным пространствам, построенным для того же класса стимулов. Известно, что структура семантического пространства цветовых терминов повторяет структуру пространства
цветовых стимулов и тоже образует гиперсферу в четырехмерном пространстве (см. главу «Восприятие»).
Изоморфизм перцептивного и семантического пространства свидетельствует о единстве принципов кодирования информации на перцептивном и семантическом уровнях. Совместное пространство, построенное для цветовых названий и реально воспринимаемых цветов, тоже является четырехмерной сферой и допускает интерпретацию осей аналогично цветовому перцептивному пространству (ВартановА.В., СоколовЕ.Н., 1995). Единое пространство, где цветовые стимулы и их названия располагаются близко друг к другу, указывает на тесную связь перцептивного и семантического уровня обработки информации. Это дает основание предполагать, что по семантическому пространству, построенному для названий стимулов определенного класса, можно судить о физиологических механизмах их перцепции, о детекторной системе, выделяющей данный тип стимулов.
С этих позиций структура семантического пространства терминов, обозначающих различные эмоции человека, также должна соответствовать структуре перцептивной системы, детектирующей реальные эмоциональные состояния. Для изучения структуры эмоционального анализатора ММШ был применен к матрицам субъективных различий в отношении терминов, обозначающих как эмоциональные, так и неэмоциональные состояния (Данилова Н.Н. и др., 1990). Испытуемые определяли степень субъективного различия попарно предъявляемых 15 эмоциональных терминов: спокойствие, печаль, горе, волевое усилие, страх, ужас, отчаяние, восторг, гнев, радость, отвращение, тревога, растерянность, уверенность, тоска.
Групповые семантические эмоциональные пространства для разных выборок взрослых испытуемых (по 30—40 человек каждая) представляют трехмерные сферы с вариативностью радиуса около 10%. Коэффициент корреляции трехмерной модели с матрицами исходных различий превосходит 0,9.
Первая ось такого пространства интерпретируется как шкала знаков. Две другие оси группового пространства связаны с разными типами активации- Вторая ось наиболее часто представлена «эмоциональной активацией» (ЭА), на одном полюсе которой состояние «спокойствие», на другом — наиболее интенсивные эмоции как с отрицательным, так и с положительным знаком (отвращение, гнев, а также восторг, радость и др.). Третья ось интерпретируется как шкала «неэмоциональной активации» (НЭА) или «готовности к действию». Состояния «уверенность» — «растерянность» образуют ее полюса (Данилова Н.Н. и др., 1990). Данная ось
представляет активацию, вклад которой положительно коррелирует с эффективностью деятельности.
На существование двух базисных факторов активации указывал и Р. Тейер (Тпауег К..Е.). В его опытах испытуемые ранжировали по четырехбалльной системе собственные переживания в соответствии с предложенным списком прилагательных, характеризующих различные состояния человека в диапазоне от напряженного бодрствования до спокойствия. Все состояния с ярко выраженными эмоциями намеренно исключались. Методом факторного анализа было выделено два генеральных фактора, характеризующих функциональное состояние. Фактор I был интерпретирован как «общая активация — дезактивация, переходящая в сон», или как шкала переживаний от бодрствования до сна. На одном его полюсе — ощущение мощи, энергии, живости, на другом — чувство сонливости, усталости. Фактор II («высокая активация — общая дезактивация») представлял шкалу переживаний от напряженности до спокойствия. Измерение субъективной активации по I фактору (по шкале бодрствования) хорошо коррелировало с параметрами температуры тела в цикле сон — бодрствование. Физические упражнения увеличивали значения субъективной активации по этому фактору. Усиление тревожности сопровождалось ростом субъективной активации по II фактору и уменьшением по I фактору. Были выявлены реципрокные изменения двух типов активации по отношению к циркадному ритму-
Две субсистемы активации методом семантического дифференциала выделены В.И. Викторовым, исследовавшим их взаимоотношение с успешностью обучения в вузе. Фактор А, представлявший континуум состояний от спокойствия до волевого усилия, связан с успешностью обучения куполообразной зависимостью. ФакторР, соответствовавший шкале переживаний от печали до радости, и эффективность обучения коррелировали отрицательно.
Две субсистемы активации можно видеть и в семантическом пространстве «аффективных значений» Ч. Осгуда. Ведущие факторы пространства, полученные методом семантического дифференциала, интерпретированы им как оценка (1), сила (потенция) (2) и активность (3). Фактор активности Ч. Осгуда соответствует шкале эмоциональности(II фактору) Р. Тейера, а фактор силы — шкале бодрствования (I фактору). Фактор оценки представляет шкалу приятных — неприятных переживаний (шкалу знаков). Существенной особенностью пространства аффективных значений Ч. Осгуда является его независимость от культуры, возраста, уровня интеллектуального развития, языка. Это указывает на то,что пространство аффективных значений, по-видимому, отражает не
II | III | |||
-4 | . 4 | |||
Г1ка Волевое. усилие* | « Ужас •Страч Отчаяние» т-ревога •Гнев | •Растерянность | ||
• Уверенность | ||||
Восторг | ||||
Отвращение • | Радость •4 | —Отвращение .4 *горе | •Восторг 4 1 | |
-4 •Ужас | д Спокойствие | '• Тоска •Печаль | ||
Страх Отчаяние • Тревога •Горе • | Волевое— усилие | Радость • | ||
•Печаль •Тоска | -4- | •Уверенность •Спокойствие | ||
• Растерянность | ||||
--4 |
Рис. 45. Групповое семантическое пространство эмоций у лиц с высокими значениями экстраверсии и силы процесса возбуждения.
1 — шкалазнаков; II — шкала неэмоциональной активации;III — шкала эмоциональной активации.
когнитивные процессы, а некоторые общие физиологические закономерности работы мозга, имеющие отношение к механизмам регуляции эмоций и функциональных состояний человека.
На структуру семантического эмоционального пространства влияют индивидуальные различия. Экстраверсия/и нтроверсия и сила процессов возбуждения определяют соотношение весов осейЭА и НЭА. У лиц с высокими значениями экстраверсии (по Айзенку) и сильными процессами возбуждения (по Стреляу) шкалаНЭА имеет больший вес, чем ЭА. Из рис. 45 видно, что у данной группы субъектов к полюсу шкалыНЭА — суверенность» — сдвинуты эмоции, характеризующие активные формы поведения, — гнев, отвращение, а также волевое усилие, восторг. У противоположного полюса — «растерянность» — расположены эмоции, связанные с поведением более низкого энергетического уровня (тоска, горе, страх).
У лиц с низким значением экстраверсии (интровертов по Айзенку) и одновременно со слабой нервной системой (низкими значениями силы процесса возбуждения по Стреляу) соотношение весов двух шкал активации меняется на противоположный (рис. 46).На втором месте после оси знаков (левыйполюс — отрицательные эмоции, правый — положительные) находится шкала ЭА. На одном ее полюсе — «спокойствие», на другом — «гнев», «восторг». Третья шкала представленаНЭА с полюсами «растерянность» — «уверенность». Отрицательные эмоции с признаками пас-
II] | ||||
- 4 | • | -4 | ||
Растери «иость | ||||
Гнев | 1 ре во |а | |||
Волевое •Ужас усилие | ф Восторг | Страх • Ужас ^ 'Тоска | ||
Стпах Растерянное |т> | Радость | г. • Отчаяние Горе , | ||
- Отчаяние • • Тиевога | 4 • | .4 Печаль | 4 I | |
-'1 • Отвращение | • Уверенность | Гнев ф Волевое | Радость • | |
•Горе * Тоска | Отвращение усилие • | Спокойствие восторг | ||
• Печаль | ||||
Спокойствие | ||||
-.4 | -4. | • Уверенность ) | ||
Рис. 46. Групповое семантическое эмоциональное пространство у лиц с низкими значениями экстравсрсии и слабыми процессами возбуждения.
I — шкала знаков;II — шкала эмоциональной активации;III — шкала неэмоциональнойактивации-
сивности сдвинуты к полюсу «растерянность». Эмоциональные состояния, тяготеющие к полюсу «уверенность», — это волевое усилие, а также эмоции, связанные с активными формами поведения, — отвращение, гнев.
Фактором, влияющим на структуру семантического пространства эмоций, является реальное состояние человека, нафоне которого выполняется процедура ранжирования терминов, обозначающих эмоции. Зависимость семантического эмоционального пространства от функциональногосостояния человека продемонстрирована в опытах, в которых сравнивались результаты ранжирования названий эмоций в спокойном темпе и в режиме дефицита времени, когда интервал на вынесение суждения о различии сокращался до 4 с.
Режим дефицита времени вызывал сокращение среднего времени двигательной реакции и менял состояние человека,что проявлялось в ростеЧСС и редукции дыхательной модуляции — снижении уровня парасимпатических влияний, а в некоторых случаях и в усилении вклада метаболических модуляций в спектремощности ритмограммыСР. С изменением функционального состояния происходила трансформация структуры семантического эмоционального пространства.Выделено два эффекта: увеличение мерности пространства с появлением дополнительных шкал, которые вытесняли базовые шкалы, и изменение соотношения положи-
тельных и отрицательных эмоций по их проекции на шкалу знаков. При коэффициенте корреляции матрицы исходных различий с выбранной многомерной моделью, равном 0,9, мерность пространства у разных испытуемых увеличивалась с 3 до 4 или 5. Дополнительные шкалы представляли более дифференцированные оценки положительных или отрицательных эмоций. Наиболее часто возникала шкала стенических и астенических отрицательных эмоций (гнев — горе, печаль), шкалы с полюсами отвращение — отчаяние, волевое усилие — спокойствие. Кроме того, можно было наблюдать появление шкалы с полюсами восторг — радость, по-видимому, характеризующей игровое состояние субъекта. Перераспределение приоритетов шкал распространялось и на три основные, базовые шкалы. Особенно чувствительны к изменению состояния шкалы, связанные с активацией: ЭАи НЭА. Соотношение их вкладов у разных субъектов могло меняться как в одну, так и в другую сторону. Рост психической напряженности изменял величину проекций положительных и отрицательных эмоций на шкалу знаков, что указывает на изменение гедонического тона, на усиление положительных или отрицательных эмоций.
На рис. 47 показано преобразование индивидуального семантического пространства эмоций у исп. М.С., вызванное режимом работы с дефицитом времени и сопровождавшееся ростом симпатической активации: увеличением ЧСС и редукцией дыхательной (парасимпатической) модуляции сердечного ритма. При ранжировании в спокойном темпе (I серия) семантическое пространство эмоций трехмерно. Первая ось пространства — ось знаков (отчаяние, ужас, тоска — радость, восторг). Вторая по значимости ось представлена ЭА (спокойствие — отвращение) с преобладанием отрицательных эмоций над положительными. Третья ось — НЭА с полюсами уверенность — растерянность. Выполнение задания в дефиците времени (II серия) увеличивает мерность пространства с 3 до 4. Первая ось сохраняет свою интерпретацию как ось знаков при расширении зоны проекций положительных эмоциональных состояний, которые смещаются влево, вытесняя отрицательные эмоции. Вторая ось представлена новой шкалой, дополнительно характеризующей положительные эмоции, с полюсами радость — восторг. Дополнительной шкалой представлена и третья ось (шкала уровня волевого усилия), на одном полюсе которой — волевое усилие, на другом — спокойствие с уверенностью.
У тех субъектов, которые реагировали на работу с дефицитом времени большим напряжением, на что указывало увеличениеЧСС, а также отключение парасимпатического контроля (редукция ды-хатедьной аритмии) и усиление метаболической модуляции сер-
Отчаяние Л^ас10?6 • - • Печаль 1 •! • 1 1 | II - 4 Спокойствие • 111^' | III .. 4 .Печаль ,-• • Спокойствие • Ужас 4 ц | |||
)• Уверенность | |||||
Гнев 1 •I 1 1 | |||||
л \ ~4 Растерян посте Тоска - • Страх ^Тревога -Гнев Отвращение • | Волевое ---й^^^^^ - усилие <Галостр • ^^<» *^Воегор^> Уверенность» -.4 | • • Тревога Отвращение Волевое. усилие • ^/^Страх» Тоска <В^>^^ <^адос^> -4. | - Торе Огчаяние | ||
• Растерянность | |||||
3 • | , ^/--^ | 5 - | |||
<Радосп> • | |||||
Волевое | |||||
Тревога | усилие | ||||
Горе • | |||||
/ Волевое /-Отчаяние усилие . ^* • Ужас • | Уверенность | /••"•^ Растерянность^ <31остор^> • | ,-. <Уадость>-Отчаяние '••.- -^ • " п | ||
• • Печаль | I | Т-^1 1 1 | . •. , | ||
-5 \ Растерянность Страх • | 4 • Спокойствие | -5 Отвращение-• Гнев • | Страх 5 • «Горе | ||
Гнев • Тоска | Тоска | Ужас | |||
• Отвращение | • «Тревога | ||||
• •Уверенность | |||||
в | Печаль | ||||
Спокойствие | |||||
-5 . | <01остор^> •^-— | -5. | |||
Рис. 47. Изменение индивидуального семантического пространства эмоций под влиянием работы в режиме дефицита времени.